4 июля 1945 года «Правда» писала: «Сегодня наше государство вновь удостоило высокой оценки самоотверженный труд людей тыла в дни Великой Отечественной войны. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами 13 заводов авиационной промышленности и около четырех с половиной тысяч её работников за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов и моторов».
К 1939 году советская авиационная промышленность выпускала 25 самолетов в сутки, находясь на одной из лидирующих позиций в мире. К лету 1941 года этот показатель планировалось удвоить. При этом немецкая промышленность выпускала в это время 70 самолетов в сутки. К началу 1939 года отечественная авиапромышленность включала 69 заводов, еще около 60 были переданы в 1940-41 годах. В 1939 году были разработаны три новых типа истребителей, в 1940 году начали разрабатывать модели с увеличенной дальностью (МиГ-3) и наращиванием огневой мощи (Як-3). Все авиационные моторы были отечественными.
Уже в начале войны, в сентябре 1941 года, советская промышленность выпускала 100 самолетов в сутки. Темпы пришлось несколько снизить в октябре 1941 года, поскольку около 85% авиационных заводов было эвакуировано на восток, где производство пришлось начинать с нуля. В годы войны было освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей — 10 типов, бомбардировщиков — 8, штурмовиков — 2, транспортных — 4, учебных — 1). Всего за годы войны авиапромышленность СССР произвела и поставила в войска 126 555 самолётов, в том числе 118 140 боевых. Потери в технике за годы войны составили около 106 400 самолетов, при этом было уничтожено около 150 000 вражеских машин.