Один из выпусков сборника статей об истории отечественной культуры XVIII–XX вв. раскрывает факты биографии выдающихся личностей, знакомит с ранее неизвестными документами и событиями из прошлого нашей страны, историей создания произведений искусства.
Читатели узнают о коллекции автографов Наполеона из Отдела рукописей РНБ. Пять наиболее ранних документов за подписью Бонапарта переданы в библиотеку в 1836 г. в составе собрания инженера-генерала русской армии Петра Сухтелена, а последним в 1986 г. поступило письмо императора к приемному сыну. Среди автографов французского правителя отдельно можно выделить официальные бумаги и переписку. К первому разделу принадлежит 13 документов за 1799-1812 гг. Среди них – проект постановления о производстве бригадного генерала Манье в дивизионные генералы, декрет о возрождении института дворянства, документ об учреждении Ордена Почетного легиона и другие. Ко второму разделу относится 11 писем Наполеона, отправленных крупным военачальникам. Наиболее ранние из них датируются временем первой итальянской кампании 1796-1797 гг. Есть письма периода русско-прусско-французской войны 1807 г. В библиотеке хранится известное письмо Бонапарта главнокомандующему русской армией фельдмаршалу Михаилу Кутузову от 3 октября 1812 г. «Милостивый государь князь Кутузов! Посылаю к Вам одного из моих генералов-адъютантов для обсуждения нескольких важных вопросов. Хочу, чтобы Ваше Сиятельство отнеслись с доверием ко всему им сказанному, особенно в том, что касается чувств уважения и глубокого почтения, которые я издавна к Вам питаю. Засим, милостивый государь князь Кутузов, да храни Вас Бог», – пишет Наполеон. В РНБ также есть 2 документа, которые полностью принадлежат руке императора – письмо от 14 июня 1854 г. (4 дня до битвы при Ватерлоо) и небольшой отрывок с описанием военных действий, поступивший в библиотеку в 1859 г.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранится архив пианистки и педагога Марии Бариновой, широко известной музыкальной общественности в начале XX в. Среди документов – воспоминания о великом композиторе Николае Римском-Корсакове. В документах, например, описывается образ маэстро: его высокая фигура; небольшой наклон, напоминавший о прежней морской службе; внешняя суровость, под которой скрывается доброта, мягкость и даже застенчивость. Первый урок у дирижера Баринова описывает так: «Николай Андреевич вошел в класс. Поглаживая бороду, он шагал своими длинными ногами и быстро, лаконично объяснял первые правила контрапункта. Говорил Николай Андреевич отрывисто, мысль выражалась просто, но ясно». Однажды, проверяя задание, Римский-Корсаков резко подчеркивал ошибки и сквозь зубы бормотал «а, чччорт, опять паралльельки». По мнению пианистки, этот предмет не особенно интересовал преподавателя, в отличие от инструментовки. Когда же проводились занятия по практическому сочинению «сидя рядом с роялью, - пишет Мария Баринова, - он покусывал папиросу, проводил рукой по бороде и время от времени произносил «славно, хорошо»». Иногда, когда ему что-то не нравилось, он говорил: «Стойте, тут что-то не совсем, - не знаю, как-то не ладно», а потом: «ччорт, не знаю, а может быть и так хорошо». Именно Римский-Корсаков в память о занятиях подарил Бариновой корректуру партитуры «Сервилия», рекомендовал Художественному совету назначить ей премию Михайловского дворца и поддерживал в профессиональной деятельности. Поэтому Мария Баринова, даже не став в итоге композитором, навсегда сохранила добрую память о своем выдающемся учителе.
В издании рассказывается о Высших женских курсах в Санкт-Петербурге, где впервые в стране стали преподавать физиологию животных. Начал это делать академик Иван Сеченов, несмотря на неодобрение со стороны противников образования для прекрасного пола. Одна из выпускниц – будущий педагог в области дошкольного воспитания Юлия Фаусек писала: «Никогда не забыть мне ни лекций, ни самого Сеченова на кафедре. Казалось, что он смотрит куда-то в пространство своими черными, пронзительными глазами и ничего не видит вокруг, а между тем он видел все… Лекции Сеченова отличались ясностью и четкостью, и в них были присущие ему одному выражения и словечки, например: «Поколику я ее буду раздражать, потолику она (лягушка) будет карячиться»». В собрании автографов Отдела рукописей РНБ хранится черновик записки Сеченова. Это важный документ из истории Высших женских курсов и преподавания естественных наук в России, не утративший значения и актуальности. В записке ученый последовательно писал об уровне подготовки поступающих, о программе обучения, о серьезности и добросовестности слушательниц на занятиях и экзаменах, о значении практической демонстрации опытов. Но документ не оказал должного влияния на судьбу курсов: их закрыли, а возобновили прием лишь спустя несколько лет. Предмет по физиологии животных вернули, но когда Сеченов уже уехал из Петербурга.
Составитель – заведующая Сектором русских фондов XVIII-XXI вв. Елена Михайлова.
Издание адресовано историкам, филологам, искусствоведам и другим исследователям, занимающимся изучением архивных материалов XVIII–XX вв., а также всем интересующимся историей русской культуры.
Приобрести издание можно в книжном салоне РНБ (Садовая ул., 20).
Часы работы книжного салона: с 10.00 до 20.00 в будние дни, с 11.00 до 19.00 в выходные дни.