Музыкальные игры были одним из популярных способов времяпрепровождения в светском обществе конца XVIII — начала XIX века, однако их редко публиковали. Сохранившиеся экземпляры дают нам возможность познакомиться с особенностями этого необычного жанра и понять его место в российской музыкальной культуре прошлых лет.
Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитриевский издал две такие игры в начале XIX века: «Опыт музыкального искусства костями…» (1822) и «Дамский музыкальный кабинет» (1828). Его произведения пользовались успехом в обществе и отличались хитроумным устройством, отличавшимся от других музыкальных игр этого времени.
Издание состоит из «Изъяснения производства музыкальной игры двумя костями», «Числительных» и «Музыкальных» таблиц. Участники бросают кости для каждого такта музыкальной пьесы, находят в Числительных таблицах соответствующее число, прибавляют к ним количество очков по костям и ищут в Музыкальных таблицах такт с нужным номером. Так случайным образом собирается пьеса из двух частей (колен) по 8 тактов. В XX веке этот же принцип случайного выбора ляжет в основу течения музыкальной алеаторики.
Всего в результате разных комбинаций очков можно получить 4 вальса, 3 мазурки и 4 экосеза — 11 пьес в разных тональностях. В отличие от игр предшественников («Музыкальная игра костями или способ сочинять менуэты и трио для клавикордов посредством двух косточек», «Калейдоакустикон», «Карманная книжечка для любителей музыки» и др.) в этой игре не складывается постоянно новый музыкальный текст, а, как пишет исследователь Н. А. Рыжкова, «отыскивается по частям уже существующий, заранее сочинённый композитором». Вероятно, автором пьес был сам Д. Кушенов-Дмитриевский.
«Опыт музыкального искусства костями» был издан параллельно на русском и немецком языках. Разделы предваряют гравюры с изображением Аполлона, играющего на лире, выполненные Николаем Шаде. Издание, вероятно, пользовалось успехом, так как через шесть лет Кушенов-Дмитриевский выпустил своеобразное продолжение музыкальной игры в двух частях: «Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе искусство сочинять по изложенным таблицам разного рода пиесы для пиано-форте, как-то: арии, романсы и русские песни».
С. П. Пепельжи
Кушенов-Дмитриевский Д. Ф. Опыт музыкальнаго искуства костями или Легчайший способ сочинять пиесы без познания нот и музыки для пиано-форте [Ноты] = Versuch eines musicalischen Würfelspiels oder Anleitung auf die leichteste Art verschiedene Stücke ohne Musik- und Noten-Kenntniss zusammenzusetzen für das piano-forte / изданный любителем и артистом музыки Д. Кушеновым-Дмитревским herausgegeben von dem Liebhaber und Artisten der Musik D. Couschénov-Dmitrévsky. - St.-Petersburg : gedruckt bei M. C. Iversen, 1822. - 2, 11, 91 с. : 2 л. ил. ; 28 см.
Шифры РНБ: Мф Н/1391, 980-3/К.961а
Новинки Электронной библиотеки