Уважаемые коллеги!
Уже не первый год НМО РНБ вместе с вами пытается добиться корректного государственного учета показателей деятельности библиотек на основе главного инструмента для сбора статистических данных – формы 6-НК. По неизвестной нам причине никаких документов для экспертной оценки – ни со стороны Министерства культуры, ни со стороны ГИВЦ Минкультуры – мы не получаем. Даже не знаем, что за специалисты каждый год готовят для Минкультуры изменения в форме 6-НК.
РНБ постоянно взаимодействует с регионами по вопросам статистического учета, собирает и обобщает предложения Центральных библиотек субъектов РФ. Так было в 2019 году (после приказа Росстата от 07.08.2019 № 438). Точно такая же ситуация складывается и в 2020 году (приказ Росстата от 05.10.2020 № 616).
Вновь, без открытого предварительного обсуждения с библиотечным сообществом – Российской библиотечной ассоциацией, федеральными и региональными методическими центрами, внесены существенные изменения в форму 6-НК, и без апробации доведены до сведения библиотек всех систем и ведомств страны в статусе приказа Минэкономразвития и Росстата. Отдельные позиции в форме были улучшены, но допущены новые – явно ошибочные – решения.
НМО РНБ оперативно отреагировал и подготовил соответствующее письмо, которое направил во все ЦБ субъектов РНБ. Уже поступают отклики на наши предложения. Коллеги, спасибо за ваши усилия.
Стало плохой традицией в конце каждого года менять форму учета, в результате мы начинаем учитывать показатели по одним формам, а в конце года приходится отчитываться по другим. Подобная смена правил учета вносит хаос в сбор статистики, не позволяет анализировать показатели в динамике, порождает недоверие к официальным данным. От подобной практики необходимо отказаться. С помощью профессионального сообщества можно выработать приемлемый (достоверный и обоснованный) вариант формы 6-НК. Тем самым дать возможность библиотекам вести учет по одной форме в течение ряда лет (например, до завершения нацпроекта).
Сегодня уже развернута полномасштабная реализация национального проекта «Культура». Вопросы статистического учета библиотечного, библиографического и информационного обслуживания читателей (пользователей) в трех основных «режимах» – стационарном, внестационарном и дистанционном – приобретают всё более значимый государственный характер.
Коллеги! Прошу свои соображения по обновленной форме 6-НК направлять не только в НМО РНБ, но и в Министерство культуры Российской Федерации. Таким образом, мы сможем солидарно выразить свою профессиональную позицию, направленную на совершенствование статистического учета, который является важной частью государственной библиотечной политики. Будем надеяться, что наши предложения будут услышаны и оперативно рассмотрены Министерством культуры Российской Федерации.
С уважением
С.Басов, зав. НМО РНБ, канд. пед. наук