Отменены нормы обеспеченности населения общедоступными библиотеками

 

Правительство Российской Федерации своим Распоряжением от 22 декабря 2017 года № 2905-р признало утратившими силу все документы с нормами и нормативами в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, культуры, − начиная с 1996 года и заканчивая распоряжением Правительства от 26 января 2017 года (№95-р), которое вызвало резкую критику библиотечной общественности, как способствующее сокращению сети общедоступных библиотек, прежде всего на селе, снижению доступности библиотечных услуг в целом по стране.

Распоряжением Правительства от 22 декабря 2017 года министерствам, включая Министерство культуры, поручено в 3-х месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации о применении нормативов в целях реализации полномочий субъектов РФ в сферах культуры, образования, здравоохранения… При этом Методические рекомендации МК РФ, утвержденные 2 августа 2017 года (основанные на ныне отмененных нормативах), не отменены, следовательно, продолжают действовать. Распоряжение Правительства содержит требование к министерствам – разработать и утвердить методические рекомендации о ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВ И НОРМ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, без разъяснений, о каких нормах идет речь в условиях, когда действующие нормативы утратили юридическую силу. До настоящего времени никаких разъяснений со стороны Правительства или Минкультуры не поступило.

С нашей точки зрения, в создавшихся условиях, необходимо:

1) Активизировать работу по сохранению и развитию сети общедоступных библиотек на основе региональных нормативов в субъектах РФ. Ответственность за организацию библиотечного обслуживания населения страны закреплена законодательством за субъектами РФ и органами местного самоуправления. Ряд субъектов с осени 2017 года ведут работу по утверждению собственных нормативов, в которых учитывается региональная специфика. Это республика Алтай, Белгородская, Курганская, Липецкая, Псковская, Нижегородская, Магаданская, Смоленская области. Нормативы, утверждаемые региональными органами власти, вливаются в базу данных проекта «Центральные библиотеки субъектов РФ».

2) Подготовить предложения для Министерства культуры РФ. Потребность в базовых нормативах существует, поскольку они способны объективно отражать основные условия и способы решения задачи по улучшению доступности библиотечных услуг в городах и селах нашей страны, они обозначают базовый уровень доступности, ориентируют органы власти на учет региональной специфики. Базовые нормы играют роль социально-политического контроля и даже нравственного ориентира, позволяющего местным властям опираться на мнение профессионального библиотечного сообщества, принимать взвешенные решения при «оптимизации» библиотечных сетей.

Методический отдел РНБ на основе анализа новых региональных нормативов и предложений, собранных в процессе мониторинга, подготовил ПРЕДЛОЖЕНИЯ по базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками (сетевыми единицами), которые направляем во все Центральные библиотеки субъектов РФ для рассмотрения.

Просим оперативно рассмотреть предложения РНБ, которые будут переданы в Правление РБА и направлены в Министерство культуры РФ с целью их использования при подготовке Методических рекомендаций в соответствии с поручением Правительства РФ от 22 декабря 2017 года. Ваши отзывы направляйте С. А. Басову и М. Б. Аврамовой: basov@nlr.ru ; avramova@nlr.ru.  Они помогут сформировать общий подход библиотечного сообщества к нормативной обеспеченности населения страны общедоступными библиотеками.  Подобная работа в полной мере отвечает задачам культурной политики по «сохранению сложившейся сети организаций культуры, созданию условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности», как это записано в Основах государственной культурной политики.

 

С.А. Басов,
заведующий научно-методическим отделом
Российской национальной библиотеки