Осенью и зимой 1941 года масштабы эвакуации резко снизились — водным и воздушным транспортом на Большую землю было перевезено 104711 человек. Несмотря на все трудности и раннюю зиму 1941 года, водные перевозки продолжались до декабря. При этом сотрудниками Гидрологического института была спроектирована трасса по льду озера, составлявшая 30 километров. Этот участок обслуживали десятки тысяч человек: водители машин и погонщики конных подвод, механики, регулировщики. Водолазы укрепляли дорогу под водой, а сверху укладывали специальные настилы. Были построены медицинские центры, по пути следования располагались склады и базы, мастерские и пункты питания. Из-за погодных условий и бомбардировок дорога за зиму несколько раз менялась. Только за первую зиму маршруты полностью передвигались 4 раза. Первый караван по ледовой дороге отправился 20 ноября 1941 года. С Вагановского спуска у деревни Коккорево на лед спустился обоз, состоящий из 350 саней. В Кобоне на него было загружено 63 тонны муки, которые уже 21 ноября прибыли на мыс Осиновец. 22 ноября вышла первая автомобильная колонна из 60 машин. Всего на дороге было задействовано 4000 автомобилей, около 1000 из них не вернулись из рейсов. Часть из них была расстреляна немецкими самолетами, часть провалилась под лед. Главной задачей первого этапа работы «Дороги жизни» была не эвакуация населения, а пополнение запасов продуктов и боеприпасов, в первую очередь – для нужд Ленинградского фронта. Именно работа первого месяца ледовой трассы позволила 25 декабря 1941 года увеличить нормы выдачи хлеба жителям Ленинграда.
12 декабря 1941 года эвакуация гражданского населения была приостановлена в связи с окончанием навигации и возобновилась только 21 января 1942 года уже по льду Ладожского озера. Выехать должны были не менее 500 тысяч человек. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге (от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива), затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу (Лаврово, Кобона, Жихарево), а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Если в январе 1942 года через Ладогу было перевезено немногим более 11 тысяч человек, то в феврале — около 117,5 тысяч, а в марте — около 222 тысяч человек. Всего же до 15 апреля эвакуировались 554186 человек. Возобновилась эвакуация с 27 мая 1942 г. Теперь от станции Борисова Грива ленинградцы автомашинами доставлялись до мыса Осиновец или пристани Каботажная, пересаживались на водный транспорт и после высадки в Кобоно-Каредежском порту перевозились поездами в Вологду, Ярославль, Иваново, откуда следовали в пункты назначения. В основном эвакуация закончилась в августе 1942 года, всего за этот период было вывезено свыше 432 тысяч человек (включая военнослужащих). В дальнейшем эвакуация носила выборочный характер — уезжали детские дома, больные, раненые. После прорыва блокады в феврале 1943 года было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых. В апреле 1943 года Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 1743129 человек, в том числе 1448338 ленинградцев, 147291 жителей области, 147500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 года из города выехало около 20 тысяч человек.
Больше материалов – в коллекции «Ленинград в Великой Отечественной войне»