Весь декабрь заняла подготовка к предстоящей операции. Особое внимание уделялось обучению войск. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Чтобы скрыть от противника подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц, перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Противнику лишь незадолго до начала операции стало известно, что советские войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог.
В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. По окончании артиллерийской подготовки пехота двинулась в атаку на вражеские позиции.
Утром 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий Посёлок № 5 с запада, соединившись с частями 18-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии. В районе Рабочего Посёлка № 1 соединились части 123-й стрелковой бригады с частями 372-й стрелковой дивизии. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера.
Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило. Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Чтобы исключить возможные попытки врага восстановить блокаду, войска 67-й и 2-й ударной армий 30 января перешли к обороне на рубеже севернее и восточнее 2-го Городка, южнее Рабочего Посёлка № 6 и севернее Синявино, западнее Гонтовой Липки и восточнее Гайтолово. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки.
Коридор, пробитый вдоль берега Невы шириной 8−11 км, восстановил прямую сухопутную связь Ленинграда со страной. 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов.
Несмотря на то, что противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10−12 км, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. человек, в том числе 12,3 тыс. безвозвратно, а Волховского фронта (2-я ударная, 8-я, 14-я воздушная армии) соответственно — 73,8 тыс. и 21,6 тыс. человек.
Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. Резко улучшилось положение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была устранена угроза соединения войск вермахта и финских войск.
За действия в ходе операции «Искра» около 19 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 25 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Больше материалов – в коллекции «Ленинград в Великой Отечественной войне»