Дата проведения
18-21 октября 1999
Место проведения
Новосибирск
Организаторы
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Тип
Семинар
Докладчики (показать/скрыть)
Белоус И.П. «Об интересном опыте работы Научной библиотеки Иркутского государственного университета»
Гарке Т.М., Мельникова Т.Н. «Вопросы, связанные с совершенствованием структуры библиотек»
Дрешер Ю.Н. «О работе Республиканского медицинского информационного центра, осуществляющего ступенчатое обучение»
Жадько Н.В. «Об адаптации Школой Рудомино зарубежных обучающих программ»
Каратаева Г.И., Кожевникова Л.А., Павлова Л.П., Перегоедова Н.В., Федотова О.П. «О проблемах переподготовки кадров, с системой повышения квалификации ГПНТБ, рассказали о содержании, объеме, основных принципах формирования образовательных программ, об использовании фондов поддержки российской науки»
Мельникова Т.Н. «О реструктуризации Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки СО Россельхозакадемии»
Смирнова Н.Г. «Вопросы непрерывного образования являются актуальными для всех учреждений культуры, но специальной литературы»
Соболева Е.Б. «О Центре непрерывного образования, который проводит обучение, как сотрудников своей библиотеки, так и коллег из библиотек Новосибирска, других городов Сибири и Дальнего Востока»
Сукиасян Э.Р. «Управление персоналом»
Трофимова Р.А. «О необходимости организации обучения руководителей подразделений по курсу конфликтологии»
О мероприятии
Проблемам непрерывного образования и повышения квалификации сотрудников библиотек был посвящен семинар, который прошел 18-21 октября в Новосибирске на базе ГПНТБ СО РАН. В семинаре приняли участие 98 человек, из них 28 иногородних. В число иногородних гостей и участников семинара вошли представители библиотек, высших учебных заведений, учебных центров, расположенных в городах Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
В последнее время новые библиотечные технологии потребовали от библиотекарей новых знаний. Практически в каждой библиотеке в получении новых знаний и практических навыков, переориентации нуждаются 70–80% сотрудников, причем далеко не все библиотеки обладают интеллектуальными и современными техническими возможностями для проведения подобной работы.
Открывая семинар, заместитель директора ГПНТБ СО РАН Е.Б.Соболева подробно информировала собравшихся о созданном ими Центре непрерывного образования, который проводит обучение, как сотрудников своей библиотеки, так и коллег из библиотек Новосибирска, других городов Сибири и Дальнего Востока. Для большей доступности информации о работе Центра на сервере ГПНТБ СО РАН был открыт Web-сайт содержащий информацию об образовательных программах, разработанных в Центре, электронных базах данных “Лектор” и “Учебник”. Информация о работе Центра на сайте регулярно обновляется.
Сотрудники ГПНТБ СО РАН Л.А.Кожевникова, Л.П.Павлова, Г.И.Каратаева, О.П.Федотова, Н.В.Перегоедова познакомили собравшихся с проблемами переподготовки кадров, с системой повышения квалификации ГПНТБ, рассказали о содержании, объеме, основных принципах формирования образовательных программ, об использовании фондов поддержки российской науки.
На семинаре в выступлениях поднимались также вопросы, связанные с совершенствованием структуры библиотек (Т.Н.Мельникова, Т.М.Гарке), управлением персоналом (Э.Э.Сукиасян), о необходимости организации обучения руководителей подразделений по курсу конфликтологии (Р.А.Трофимова). Так, с интересным сообщением о реструктуризации Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки СО Россельхозакадемии выступила ее директор Т.Н.Мельникова.
Высшие учебные заведения на семинаре были представлены профессором Алтайского государственного института искусств и культуры Р.А.Трофимовой; зав. кафедрой библиотековедения и информатики Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма Т.Я.Кузнецовой; доцентом Кемеровской государственной Академии искусств и культуры Н.Г.Смирновой. Все представители вузов затронули проблемы профессиональной ориентации школьников.
Об интересном опыте работы Научной библиотеки Иркутского государственного университета рассказала И.П.Белоус. В этой библиотеке кадровая проблема решается следующим образом. Три учреждения: Центр занятости – Научная библиотека – Университет заключили договор о подготовке кадров. Центр занятости платит университету за переподготовку лиц, имеющих высшее образование и состоящих на учете на бирже труда. В качестве педагогов привлекаются сотрудники библиотеки на условиях почасовой оплаты, университет выдает диплом о втором высшем образовании, библиотека трудоустраивает выпускников в своих подразделениях. Пока прошли такую подготовку 25 человек, что в масштабах Иркутска представляется участникам договора несомненным успехом. Однако даже притом, что Центр занятости платит стипендию обучающимся, библиотечная профессия не является, к сожалению, престижной и желающих пройти переподготовку, таким образом, все меньше и меньше.
Ю.Н.Дрешер, директор Республиканского медицинского информационного центра по подготовке и переподготовке кадров, рассказала о работе своего Центра, осуществляющего ступенчатое обучение. Такая многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров позволяет проводить обучение сотрудников разной профессиональной подготовки. Центр занимается не только обучением, но и издательской деятельностью, распространением изданной литературы через входящий в состав центра специализированный магазин.
Н.Г.Смирнова, проректор по непрерывному образованию Кемеровской государственной академии искусств и культуры, обратила внимание на то, что вопросы непрерывного образования являются актуальными для всех учреждений культуры, но специальной литературы, освещающей эти вопросы очень мало. Докладчик сообщила также, что Кемерово приступило к реализации программы дистанционного обучения сельских школьников, ориентированных и ориентируемых на поступление в Академию искусств и культуры.
Н.В.Жадько, директор “Школы Рудомино”, рассказала о том, как “Школа” занимается адаптацией зарубежных обучающих программ. Применение зарубежного опыта для нас в серьезной степени ограничивается существующими в нашей стране образовательными ресурсами, законами и сложившимися традициями. В 2000 году предполагается выпуск ежеквартального бюллетеня “Непрерывное образование библиотекарей России” и ряда методических разработок по методике, организации и проведению тренинг-семинаров. Семинар показал, что вопросы непрерывного образования исключительно остры для всех библиотек и не зависят от их подчиненности и местоположения.
Итоги
По итогам работы семинара были приняты рекомендации, которые, прежде всего, касались поддержки библиотек Сибирского региона, а также издания материалов семинара.
Источник сведений
РНБ – Информация.-№10.- 1999 г.- C.3