Научно-практическая конференция «Библиотека и власть: полномочия и ответственность»

Тема
«Библиотека и власть: полномочия и ответственность»

Дата проведения
24-25 ноября 1999

Место проведения
Ярославль

Организаторы
нет данных

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Куликова Л.В. «О работе над проектом российского документа, который разрабатывается впервые, о значении, перспективах и условиях его принятия и утверждения»
Куликова Л.В. «Проблемы соблюдения правовых норм при осуществлении полномочий и ответственности местной власти перед гражданами в создании условий доступа к информации, знаниям, культуре»
Першина Л.Н. «Комплексный подход к решению проблем создания комфортной культурной и информационной среды обитания»
Петухова Е. Ю. «Об опыте взаимодействия ЦБ с органами власти, с другими организациями и библиотеками»
Рукша Г.Л. «Взаимодействие библиотек с властью как постоянный фактор и условие формирования местного самоуправления»

О мероприятии

24-25 ноября в Ярославле состоялась научно-практическая конференция “Библиотека и власть: полномочия и ответственность”, которая имела, как минимум, две отличительные особенности.

 Во-первых, из 12 городов, входящих в Межрегиональную Ассоциацию “Центральная Россия”, в ее работе участвовали представители 10 областей, в том числе Брянской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Костромской, Смоленской и др. Во-вторых, в составе аудитории были представлены чуть ли не в равном количестве как работники библиотек, так и представители местных администраций - “муниципалы”. Тематика программы конференции многоаспектно отразила направленность деятельности библиотек в новой общественно-политической и социально-экономической ситуации, их участия в процессе становления нового института государственного устройства России. Лейтмотивом всех выступлений стало освещение разнообразных граней сотрудничества библиотеки и местной власти: организационных, экономических, правовых.

Показать еще...

 Президент Ассоциации “Центральная Россия” губернатор Ярославской области А.И.Лисицын, открывая работу форума, высоко оценил общественную роль библиотек. В области проводится определенная работа, направленная на повышение статуса работников культуры, в том числе библиотечных работников. Это и областная премия им. Н.А.Некрасова “За заслуги в развитии библиотечного дела”, и организация областных смотров-конкурсов, и реализация региональных библиотечных программ, и изыскание средств для увеличения заработной платы библиотечным работникам. Но губернатор высказал мысль и о том, что власть не смогла пока до конца выполнить по отношению к библиотекам свои обязанности. Это относится, прежде всего, к недостаточному финансированию библиотек, к несовершенной пока еще системе оплаты труда библиотечных работников.

 Взаимодействию библиотек с властью как постоянному фактору и условию формирования местного самоуправления посвятил свой доклад Г.Л.Рукша (зам. директора Департамента Администрации Ярославской области). Он справедливо отметил, что важным механизмом реализации любого закона должно быть двухстороннее профессиональное понимание целей и задач. В докладе значительное место было отведено понятийному аппарату, позволяющему осознать и конкретизировать проблему “Библиотека и власть”, что важно для установления продуктивного взаимопонимания сторон и их эффективного взаимодействия.

 Характер взаимодействия библиотек и власти постепенно корректируется и изменяется под воздействием формирующейся общеправовой системы. Проблемы соблюдения правовых норм при осуществлении полномочий и ответственности местной власти перед гражданами в создании условий доступа к информации, знаниям, культуре освещались в выступлении Л.В.Куликовой (старший научный сотрудник РНБ). Ключевым понятием местного самоуправления и основным его компонентом становится “местное сообщество”. Это может означать, что государство как юридическое лицо общества создается самими людьми, объединенными в сообщества в рамках определенной территории. Государство при этом предстает в виде ассоциации сообществ, является неким центром, обеспечивает защиту прав личности, стабильность и целостность ассоциации, вырабатывает единые для всех нормы, социальные, политические и экономические стандарты. Библиотека как объект муниципальной собственности получает своего реального хозяина и защитника в лице местного сообщества. К тому же и действующее законодательство, формирующееся на основе Конституции, препятствует принятию противоправных решений со стороны местных органов власти.

 

Особым видом собственности муниципальных образований становятся информационные ресурсы, а одним из главных их создателей и владельцев традиционно являются публичные библиотеки. Важность информатизации и участия в этом процессе библиотек будет очевидной, если попробовать оценить, от чего, в частности, зависит эффективность решения многих вопросов местного значения.

 Сотрудничество строится на том, что имеется взаимный интерес и необходимость друг в друге. Чем может быть сегодня полезна библиотека местной власти в выполнении ее полномочий и обязательств перед местным сообществом? Конечно же своим участием в создании культурной среды обитания людей, информационным обеспечением наиболее важных направлений развития территории. И не важно, что информационную функцию публичные библиотеки реализуют как на основе современных средств связи и коммуникаций, технологий с использованием компьютерной техники, так и в традиционном режиме (на базе фондов и справочно-библиографических аппаратов). На местах информационное сотрудничество в каждом конкретном случае приобретает специфические особенности.

 В.С.Петров (заместитель Главы Администрации Даниловского муниципального округа Ярославской области) заметил, что “без ЦБС администрация не могла бы так тесно работать с населением”. Библиотеки, находящиеся на местном бюджете должны жить по законам муниципального образования и активно помогать реализации местных программ. И ЦБС “живет по этим законам”, что подтверждается ее участием и победой в конкурсе “Системы информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления, действующие на базе муниципальных библиотек” (Московский общественный научный фонд при поддержке Института “Открытое общество”, 1998 г.). Однако условия для выполнения роли ЦБС - посредника между властью и гражданами - обеспечиваются здесь недостаточно оперативно: оснащенный компьютерный центр (с каналом Интернет) имеет пока местная администрация, а не библиотеки.

 На проблеме обратной связи в процессе сотрудничества “библиотека - местная власть” сделал акцент А.М.Чудайкин (глава Администрации Некрасовского муниципального округа Ярославской области). Вопреки распространенному мнению, муниципальная власть данного округа прекрасно сознает выгоды, которые несет с собой информатизация библиотек и обеспечивает их новой техникой и оборудованием, используя для этого возможные и реальные варианты (например, систему хозяйственных взаимозачетов предприятий, организаций).

 В сообщении Е.Ю.Петуховой (зав. сектором информации по вопросам местного самоуправления ЦБ, г. Рыбинск) прозвучала информация об опыте взаимодействия ЦБ с органами власти, с другими организациями и библиотеками, чему способствует созданная при Администрации города межведомственная библиотечная комиссия. Здесь проводится много совместных акций, реализуются проекты по созданию сводных указателей и справочных изданий, баз данных. Благодаря общественной ассоциации “Рыбинск” осуществляется связь с Францией, откуда, в частности, поступают и книжные дары в библиотеки. Координация помогает ЦБС обеспечивать в своей деятельности приоритетные направления: краеведение, экология, местное самоуправление. Последовательное развитие последнего строится на постоянном контакте с пресс-службами, учете потребностей на основе анкетирования служащих городской Администрации. Новый проект организации на базе ЦБС информационного центра (или центра правовой информации) позволит обеспечить равный доступ всем жителям города к необходимой информации.

 Комплексный подход к решению проблем создания комфортной культурной и информационной среды обитания продемонстрировала в своем выступлении Л.Н.Першина (нач. управления по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Угличского муниципального округа Ярославской области). Руководители культуры научились считать деньги, но при этом обходятся без сокращения библиотек. В округе реализуется местная программа “Отдел редкой книги - гарантии сохранности и хранения”, а для экономичного использования современной техники, приобретаемой библиотеками, создана централизованная хозяйственно-эксплуатационная служба.

 “Деньги научились считать” и в других регионах России. Библиотеки избавились от идеологической зависимости, но попали в финансовую зависимость от местной власти. Это явилось для ЦГБ г. Электросталь Московской области импульсом для изменения как своего имиджа среди населения, так и своего организационного поведения с местной властью, о чем сообщила М.Л.Белецкая (директор ЦГБ). Местная власть готова финансировать и поддерживать не “однодневки”, а программы. Лишь после их обязательного просчитывания они могут быть внесены в план Администрации и профинансированы. Таких программ в библиотеке достаточно, например, “Книжные памятники Подмосковья” (как часть областной программы); “Библиотека-депозитарий с сектором редкой книги”; “Спешите делать добро” (совместно с городской службой социальной защиты, средства на эту программу выделяет указанная служба). Сотрудничество с Администрацией города эта библиотека строит на комплиментарной основе: любое, сколько-нибудь значительное событие в жизни библиотеки, не обходится без приглашения к участию в нем представителей власти.

 С.И.Миронович (директор Калужской ОУНБ им. В.Г.Белинского) подчеркнул, что библиотечную общественность нужному подходу необходимо учить, а имеющийся подобный опыт следует обобщать и распространять. В этом регионе созданное объединение с коллегами “по культурному фронту” в рамках Совета директоров позволяет более эффективно сотрудничать с Департаментом культуры. Выполняя роль ведущего регионального библиотечного центра, ОУНБ предложила для библиотек области Проект “Имидж” с целью обеспечить “эффект присутствия библиотеки повсюду”. Только так библиотека становится видимой и близкой не только для населения, но и для местной власти, как части этого населения и выразителя его интересов.

 Процесс превращения “массовых” библиотек в подлинно публичные библиотеки, т. е. в библиотеки, которые принадлежат местному сообществу, обслуживают местное сообщество и содержатся за счет средств местного сообщества, наиболее наглядно ощущается в небольших поселениях. Так, в Большесельском муниципальном округе (Ярославская обл.) установилось полное взаимопонимание между библиотекой и местной властью. Библиотека, по решению Администрации, получила статус информационного центра, необходимого одинаково и муниципальным служащим, и деловым людям, и местной интеллигенции, и особым группам населения (дети, пожилые и др.). Объем финансирования библиотеки на ее комплектование за последние два года увеличилось с 12 до 27 тыс. рублей. По инициативе Администрации, среди муниципальных служащих объявлена и проводится операция “Дар библиотеке”.

 Опыт ряда стран мира свидетельствует о том, что разрабатываемые и используемые там стандарты для публичных библиотек служат полезным ориентиром для библиотечной общественности, позволяют решать проблемы, возникающие при взаимодействии библиотек с местной властью. О работе над проектом российского документа, который разрабатывается впервые, о значении, перспективах и условиях его принятия и утверждения прозвучало сообщение (Л.В.Куликова). Было отмечено, что Реализация Федерального закона “О библиотечном деле”, региональных отраслевых законов и других нормативных правовых актов имеет общую цель и направленность на создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей. Важнейшей предпосылкой этого процесса является установление необходимого гарантированного уровня библиотечного обслуживания. Сегодня гарантированный уровень должен соотноситься с современными требованиями к библиотекам и информации.

 Участники конференции продемонстрировали в своих выступлениях разнообразие подходов к выработке механизмов взаимодействия библиотеки и власти: это и учет исторических традиций, и инновационное поведение как самих библиотек, так и властных структур, и согласование целей и задач обеих сторон, и взаимный обмен информацией, и комплиментарность с учетом психологии, и создание положительного имиджа библиотеки, и создание координационных органов и др. Такое распространенное в нашей стране слово, как “борьба” (за выживание, с властью и т. п.) почти не звучало в этой аудитории, здесь шел разговор о взаимопонимании и об активной профессиональной позиции библиотек в новых условиях жизнедеятельности, был раскрыт интереснейший опыт работы городских и сельских библиотек в помощь становлению местного самоуправления.


Источник сведений

РНБ – Информация.-№11.- 1999 г.- C.23

 

Вернуться к результатам поиска