Дата проведения
Декабрь 1987
Место проведения
Челябинск
Организаторы
Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина
Государственная публичная историческая библиотека РСФСР
Государственная республиканская детская библиотека РСФСР
Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР им 50-летия ВЛКСМ
Министерство культуры РСФСР
Тип
Совещание
О мероприятии
В декабре 1987 года в Челябинске состоялось зональное совещание-семинар директоров республиканских (АССР), краевых, областных научных, юношеских и детских библиотек Российской Федерации на тему «О дальнейшем усилении роли библиотек в атеистическом воспитании населения в свете решений XXVII съезда КПСС». В течение прошлого года зональные совещания прошли также в Калинине и Белгороде.
В подготовке этих трех семинаров приняли участие Министерство культуры РСФСР и областные управления культуры, Центральный и областные дома научного атеизма. Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Государственная публичная историческая библиотека РСФСР, государственные республиканские юношеская и детская библиотеки РСФСР, а также областные библиотеки Белгорода, Калинина, Челябинска. В ходе совещаний заслушано и обсуждено более сорока докладов и сообщений, приняты рекомендации.
Сфера обсуждаемых вопросов была очень широка — это совершенствование атеистического воспитания населения (Челябинская ОБ), особенности атеистической работы с детьми (ГРЮБ РСФСР, Новосибирская, Сахалинская, Хакасская ОДБ), с юношеством (Красноярская ОЮБ), роль библиотек в патриотическом и интернациональном воспитании (Алтайская краевая юношеская библиотека), организации досуга населения (Иркутская ЦБС) и другие. Совещание показало, как библиотеки кооперируют свои усилия с клубами, музеями, школами, домами научного атеизма, партийными и комсомольскими организациями. Несомненное достижение практиков — это расширяющееся применение активных, диалоговых форм работы. Однако не все библиотекари владеют методикой индивидуальной работы с читателем.
Пристальный анализ практики выявил, что возможности библиотек в этом направлении используются далеко не полностью. Сегодня эффективность атеистической работы зависит не только от совершенствования уже освоенных форм и методов пропаганды, но и от формирования нового социального облика массовой библиотеки — культурного центра, способствующего утверждению социалистического образа жизни.
В одном из центральных отраслевых журналов была опубликована статья «Антирелигиозная пропаганда и библиотека». Влияние религиозности на население рассматривается в ней в плане мировоззренческих основ и набора отживших традиций и обычаев. Формулируются основные направления атеистической работы библиотек. Все в этой статье верно, актуально и достаточно известно. Интересным является лишь то, что опубликована она была... в 1928 году в журнале «Красный библиотекарь».
Складывается впечатление, что уже 60 лет назад библиотекари получили верные направления, конкретные методики, и вся дальнейшая история характеризовалась утверждением атеизма. Так ли это? Религиоведы утверждают, что в стране продолжается воспроизводство религии, а социологи приводят примерную цифру — двадцать процентов верующих в СССР. В последние годы количество сторонников традиционных вероисповеданий остается почти таким же. однако увеличивается число последователей вневероисповедных культов и мистики. В журнале «Социологические исследования» отмечается, что в настоящее время заметно некоторое оживление симпатии к религии, которое основано на представлениях о ней как хранительнице культурных традиций и духовности.
Есть ли вина библиотекарей в создавшейся ситуации? Если учесть, что атеистические убеждения складываются не только стихийно в процессе всей жизнедеятельности личности, но и планомерно под воздействием различных социальных институтов, в том числе и культпросветучреждений,— то, видимо, доля ответственности падает и на библиотеки. И это несмотря на то, что уже в течение многих лет вопросы атеистической работы находятся в сфере внимания как библиотекарей, так и методистов. Только государственные библиотеки союзных республик в 60-е годы выпустили около 50 методических разработок, в 70-е — около 20, в 80-е — также около 20 специальных изданий. Областные библиотеки Российской Федерации не остаются в стороне и ежегодно выпускают одно-два пособия по теме. В год по стране выходит более 100 различных изданий в помощь научно-атеистической работе библиотек. Видимо, это направление работы необходимо отнести к разряду наиболее методически обеспеченных.
С другой стороны, хорошо известно, что всякий социальный институт только тогда жизнеспособен и успешно выполняет свои социальные функции, когда гибко реагирует на происходящие общественные изменения. Не секрет, что и религия, как утверждают сами богословы, постоянно «перестраивается». Достаточно ли и успешно перестраивает библиотека свою атеистическую работу?
Рассмотрим меняющиеся социальные функции религии века НТР и основные направления работы библиотек.
Вначале острие атеистической работы было направлено против мировоззренческой функции религии. Утверждалось, что только благодаря науке возможно преодоление религиозности. Так журнал «Библиотекарь» в 1958 году (№ 8, с. 40) писал о «полной несостоятельности религии в век расщепления атома и покорения космоса». Основным и практически единственным направлением атеистической работы признавалась научно-атеистическая пропаганда. А в стенах библиотеки — это пропаганда естественно-научной литературы, книг в помощь формированию материалистического мировоззрения.
К сожалению, именно покорение космоса и последующие естественнонаучные открытия показали ограниченность подобной точки зрения. Оказалось, что с одной стороны, богословы прекрасно истолковывают научные открытия в религиозном духе, а с другой — мировоззренческие основы религии все меньше волнуют верующих. Так, по данным социологических исследований, большая часть верующих не считает, что наука и религия несовместимы. С утратой своего мировоззренческого значения религия приобретает другие функции: она помогает личности компенсировать чувство психологического дискомфорта, ущербности своего существования, неспособности выразить себя в окружающей реальности. Сегодня, когда очевидны и некоторые отрицательные последствия научно-технической революции — формализация человеческих отношений, стандартизация жизни, все большее проникновение рационализма, новая функция делает религию привлекательной, ибо в сознании верующих религия связывается с духовностью, гуманизмом. Именно благодаря этому среди приверженцев веры несколько увеличилось количество молодежи, интеллигенции.
Основной же упор в атеистической работе в течение долгого времени делается на рационализм, (на котором, кстати, все более паразитирует религия). Сначала это — разоблачение, затем просвещение, далее — научно-атеистическая пропаганда. Такое пони мание становится все более ограниченным.
Видоизменились социальные функции и массовых библиотек. В соответствии с Положением о библиотечном деле в СССР общими функциями для всех библиотек являются идеологические, культурно-просветительные и научно-информационные. Именно в этом направлении развивалась и атеистическая работа библиотек.
Первоначально рекомендации по работе с читателем ограничивались примерно следующими: «...останавливаем их внимание главным образом на противоречивости различных религиозных учений, на несовместимости их с научным мировоззрением, что же касается молодежи, то стремимся шире показать ей нелепость и вред религиозных предрассудков» («Библиотекарь», 1958, № 12, с. 31).
Многие годы подобный разоблачительный подход был основным. В дальнейшем он сменяется объясняющим, просветительным. Главным звеном в данном направлении становится научно-атеистическая пропаганда, понимаемая как формирование научно-атеистического мировоззрения читателей. В рекомендациях выделяются следующие аспекты: формирование материалистического мировоззрения с помощью естественнонаучных книг, пропаганда литературы нравственно-атеистической тематики, пропаганда художественной литературы, посвященной борьбе с религией и церковью. На вооружении библиотекарей все более прочно утверждается дифференцированный подход. Вопросам атеистической пропаганды посвящается большая часть методических разработок 80-х годов. Вот некоторые из них: «Пропаганда естественнонаучной и атеистической литературы» (Костромская ОБ), «Книга и атеистическая пропаганда» (Курская ОБ), «Против суеверий и предрассудков» (Орловская ОБ).
Несколько приоритетное развитие информационной работы массовых библиотек, начавшееся в 70-х годах и обусловленное потребностью включения их в помощь научно-техническому прогрессу, сыграло свою положительную роль. Более современные, научные формы пропаганды книги сделали действенной и научно-атеистическую пропаганду. Однако сейчас становится все более очевидным, что этим возможности атеистической работы библиотек не исчерпываются.
Недостатки в атеистической работе становятся более явными, если провести аналогию с антиалкогольной пропагандой. Более простые способы борьбы с употреблением алкоголя — это запрещение и разъяснение вреда. Но чем быстрее они становятся неэффективными, тем очевиднее, что главное — это не запрещать и разъяснять, а найти противовес вредному увлечению.
Традиционно чтение относится к тем видам культурной деятельности, которые наиболее способствуют духовному развитию человека. Однако, как свидетельствуют социологи, и тут обозначились тревожные тенденции: чтение все более становится деловым, информативным, а порой и просто престижным. Видимо, одной пропаганды книги тут недостаточно, нужен комплекс мероприятий.
И все же именно чтение,— не только наиболее эффективное, но и полноценное, разностороннее средство духовного развития личности. Недаром еще в 20-е годы В. Невский говорил, что чтение способно дать не только знания, но и ценности, эмоции, переживания, страсти, общение — все то, что является составляющими полноценной духовной жизни.
Практически это означает новый, все более утверждающийся подход к атеистической работе. В основе его лежит научно-атеистическое воспитание. Понятие воспитание значительно шире, чем пропаганда. Если пропаганда включает в себя идейное и информационное воздействие на формирование мировоззрения, то воспитание предусматривает все формы практического воздействия на личность.
Возможность такого подхода предопределяется новой концепцией развития массовой библиотеки, которая частично складывается в теории, большей частью формируется на практике. Это библиотека, понимаемая как наиболее массовый и доступный культурный центр. Совмещая в себе функции идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения, библиотека становится одновременно и досуговым центром. В основе его должна лежать возможность заинтересованного неформального общения — как межчитательского, так и читателей с библиотекарем. Это новые активные формы работы с читателем — объединения по интересам, диалоги. Это воспитание культуры чтения — не только как потребления информации, а как мощного стимулятора духовной деятельности. Это формирование своеобразного, в каждой библиотеке своего, ритуала, ибо только в таких условиях чтение, совместная деятельность и общение могут стать средством полноценного развития личности.
В таких условиях атеистическое воспитание становится органичной частью воспитания коммунистического мировоззрения, формирования социалистического образа жизни, и именно на этом пути лежат дальнейшее преодоление религиозности, воспитание личности, не подверженной религиозным влияниям.
Массовые библиотеки достигли определенных успехов в атеистической работе. Однако новое время требует и новых подходов. Успех их атеистической работы зависит от перестройки всех направлений деятельности библиотеки.
Источник сведений
Библиотекарь.- Май.- 1988.- №5.- С.18,19