Научно-практическая конференция «Компетенции библиотекаря в цифровой среде»

Дата проведения
6-10 октября 2014

Место проведения
Москва

Организаторы
Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма
Министерство культуры РФ
Российская библиотечная ассоциация

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Варганова Г.В. «Перспективные векторы развития магистратуры по направлению «библиотечно-информационная деятельность»
Гусева Е.Н. «Государственная политика в области библиотечного дела и задачи подготовки библиотечных специалистов»
Дуда В.В. «Национальная электронная библиотека как важнейший фактор модернизации библиотечного дела»
Клюев В.К. «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус, характеристики проекта, аспекты применения»
Кузнецова Т.Я. «Библиотечные кадры сегодня и завтра: тенденции развития кадрового потенциала отрасли»
Пилко И.С. «Слагаемые профессиональной компетентности специалиста библиотечно-информационной сферы»
Саенко З.М. «Развитие профессиональных компетенций: потребности и возможности современной библиотеки»
Самарин А.Ю. «Профессиональные компетенции специалиста по системной работе с книжными памятниками»
Степанов В.К. «Стратегия и тактика преобразования библиотек в цифровой среде»
Шрайберг Я.Л. «Повышение роли библиотек в формировании и использовании образовательного ресурса в современной коммуникативной среде»

О мероприятии

6–10 октября 2014 г. в Москве была проведена Научно-практическая конференция «Компетенции библиотекаря в цифровой среде», организованная Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма» (АПРИКТ) под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, при поддержке Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации.

Цели конференции, где начальник не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером: обобщение результатов научных разработок и практического опыта по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов, отвечающих требованиям цифровой эпохи, определение проблемных зон в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, путей и условий выхода из кадрового кризиса.

В работе конференции приняли участие видные деятели библиотечно-информационного образования, специалисты в области цифровых технологий, информатизации библиотечных процессов и электронных библиотек, ученыебиблиотековеды, книговеды, культурологи, философы, руководители высшего и среднего звена федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек из 20 субъектов Российской Федерации, аспиранты и студенты профильных вузов.

Показать еще...

На конференции были представители библиотечных факультетов и кафедр профильных вузов: Московского,, Санкт-Петербургского, Казанского, Кемеровского, Краснодарского государственных университетов культуры и искусств, Алтайской и Самарской государственных академий культуры и искусств, Чувашского, Белгородского государственных институтов искусств и культуры, Рязанского заочного филиала Московского государственного университета культуры и искусств, Института дополнительного профессионального образования социокультурной сферы и искусства Республики Татарстан, Владимирского областного колледжа культуры и искусства, а также руководители и ведущие специалисты центров профессионального развития и работы с кадрами из Белгородской, Калининградской, Липецкая, Нижегородской, Новосибирской, Псковская и Рязанской областей, общедоступных библиотек Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга.

Открытие конференции и Пленарное заседание проходили в Зале коллегии Министерства культуры Российской Федерации. Были обсуждены следующие вопросы:

• библиотеки в современной цифровой среде: новые модели развития;

• кадровая ситуация в библиотечно-информационной сфере и пути решения кадровых проблем отрасли;

• развитие системы библиотечно-информационного образования в условиях современной цифровой среды;

• профессиональные компетенции и трудовые функции современного библиотекаря;

• диапазон компетенций, необходимых для работы в режиме функционирования Национальной электронной библиотеки;

• проект Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и пути его реализации;

• перспективы развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов;

• обмен педагогическим опытом и анализ использования инновационных образовательных технологий и методик.

На пленарном заседании были заслушаны базовые доклады: «Государственная политика в области библиотечного дела и задачи подготовки библиотечных специалистов» (Е. Н. Гусева, заметитель директора Департамента науки и образования — начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ); «Библиотечные кадры сегодня и завтра: тенденции развития кадрового потенциала отрасли» (Т. Я. Кузнецова – заведующий кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ, член Правления РБА, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); «Национальная электронная библиотека как важнейший фактор модернизации библиотечного дела» (В. В. Дуда, и.о. ректора АПРИКТ); «Повышение роли библиотек в формировании и использовании образовательного ресурса в современной коммуникативной среде» (Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России,  вице-президент РБА, заведующий кафедрой электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ); «Стратегия и тактика преобразования библиотек в цифровой среде» (В. К. Степанов, профессор кафедры инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ); «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: статус, характеристики проекта, аспекты применения» (В. К. Клюев, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА).

Весьма результативным был и семинар-коллоквиум «Проект Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»: что он потребует от работодателей и сферы профильного образования» (ведущие – И. С. Пилко, проректор по учебной работе КемГУКИ, член Правления РБА, и В. К. Клюев, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, член Постоянного комитета Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА).

Большой интерес у частников конференции вызвали доклады видных деятелей в области библиотечно-информационного образования и разработки профессиональных компетенций современных библиотекарей. Среди них: «Слагаемые профессиональной компетентности специалиста библиотечно-информационной сферы» (И. С. Пилко, проректор по учебной работе КемГУКИ, член Правления РБА); «Перспективные векторы развития магистратуры по направлению «библиотечно-информационная деятельность» (Г. В. Варганова, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ); «Профессиональные компетенции специалиста по системной работе с книжными памятниками» (А. Ю. Самарин, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки, председатель Секции РБА по особо ценным рукописным документам и редким книгам); «Развитие профессиональных компетенций: потребности и возможности современной библиотеки (З. М. Саенко, начальник отдела «Центр профессионального развития», Новосибирская государственная областная научная библиотека).

С высокой активностью участников конференции прошли две Творческие лаборатории на темы: «Профессиональные компетенции современного библиотекаря и пути их формирования» (ведущие — Т. Я. Кузнецова, заведющий кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА) и З. М. Саенко, начальник отдела «Центр профессионального развития», Новосибирская государственная областная научная библиотека) и «Коммуникативные компетенции библиотекаря в сфере использования социальных сетей и wikiтехнологий» (ведущая — А. Л. Вахрушева, директор. Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева, Москва).

Серьезные проблемы развития библиотечно-информационного образования в контексте модернизации отрасли стали предметом обсуждения на Круглых столах: «Библиотеки в цифровую эпоху и современное библиотечно-информационное образование: плюсы и минусы моделей взаимодействия» (ведущая — Г. В. Варганова, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПГУКИ) и «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» как базовый инструмент системы оценки профессиональных компетенций библиотечных специалистов» (ведущая — Т. Я. Кузнецова, заведующий кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА).

Успешно прошли два мастер-класса ведущих специалистов в области библиотечного дела и информационных технологий на темы: «Библиотекарь эпохи цифровых технологий» (мастеркласс В. К. Степанова, профессора кафедры инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек АПРИКТ) и «Диапазон профессиональных компетенций оператора Национальной электронной библиотеки» (мастеркласс С. А. Неженского, руководителя Координационно-технологическогоцентра Национальной электронной библиотеки АПРИКТ).

Важными событиями конференции были Открытые лекции продолжительностью два часа каждая, которые повысили ее научно-методологический уровень. Лекции были прочитаны А. И. Каптеревым, доктором педагогических наук и доктором социологических наук, профессором Московского городского педагогического университета (тема лекции «Профессиональные вызовы информационного общества») и Ю. Ю. Черным, кандидатом философских наук, заместителем директора по научной работе Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (тема лекции «Шестая волна технологических инноваций: от ИКТ к нано-био-инфо-когнитивным (ИБИК) технологиям»).

Подводя итоги работы конференции, её участники отметили наличие большого разрыва между требованиями к современным библиотекарям и их профессиональными компетенциями, которые значительно отстают от потребностей цифровой эпохи. Было указано также на серьезную проблемную ситуацию с кадровым обеспечением отрасли, характеризующуюся уходом наиболее инициативных работников в другие сферы из-за низкого социального престижа профессии, критически опасным сокращением приема на библиотечно-информационные факультеты профильных ссузов и вузов, отсутствием системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотекарей по актуальным направлениям развития отрасли.

Участники конференции подчеркнули, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 596 от 7.05.2012 «О долгосрочной национальной экономической политике» в РФ должна быть создана Национальная система компетенций и квалификаций, позволяющая быстро и эффективно формировать высококвалифицированные кадры, с заданным набором квалификаций и компетенций, необходимых для повышения конкурентоспособности российской экономики. Это непосредственно касается и библиотечной деятельности, где одним из важных направлений модернизации должно стать системное управление профессионализацией библиотечных специалистов.

Необходимость формирования системы управления профессиональным развитием работников библиотек и кадровым потенциалом отрасли обусловлена также технологическими и функциональными преобразованиями библиотечной деятельности, которые связаны с новым этапом реализации проекта Национальной электронной библиотеки (НЭБ). При этом участники конференции дали высокую оценку общей концепции проекта НЭБ и его технологическому инструментарию, отвечающему задачам обеспечения свободного, равного и легитимного доступа к социально значимым информационным ресурсам общества.

По результатам работы конференции её участники приняли следующие рекомендации.

Профессиональные компетенции, квалификации и аттестация библиотечных специалистов:

1. Российской библиотечной ассоциации совместно с Министерством культуры РФ инициировать разработку отраслевой системы профессиональных компетенций библиотечноинформационных специалистов, положив в её основу «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности», после его утверждения Министерством труда и социальной защиты РФ (2015 г.). Определить перечень базовых профессиональных компетенций, формируемых в рамках среднего и высшего профессионального образования, и специализированных, функциональноориентированных профессиональных компетенций, реализуемых в системе дополнительного образования через программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, стажировки.

2. Совершенствовать систему аттестации библиотечных специалистов, разработать типовые критерии и методики оценки уровня их профессиональных компетенций с учётом дифференцированного подхода к аттестации персонала федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек. В основу системы аттестации положить «Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности» после его утверждения Министерством труда и социальной защиты РФ (2015 г.), требования отраслевых модельных стандартов федерального, регионального и муниципального уровней, а также модельных стандартов и руководств, разработанных Российской библиотечной ассоциацией.

3. Рекомендовать Российской библиотечной ассоциации сформировать межведомственный совещательный орган по развитию отраслевой системы компетенций и квалификаций (Центр компетенций) для осуществления работ по дальнейшему совершенствованию и регулярной актуализации профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности и разработке других нормативных документов квалификационного характера.

Среднее и высшее библиотечно-информационное образование:

1. При разработке образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (Бакалавр. Магистр) четвертого поколения и образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Библиотековедение» руководствоваться системой обобщенных трудовых функций, набором составляющих их конкретных трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний, закрепленных «Профессиональным стандартом специалиста в области библиотечно-информационной деятельности» (после его утверждения Министерством труда и социальной защиты РФ (2015 г.).

2. В целях повышения квалификации преподавателей библиотечно-информационных дисциплин профильных и вузов и колледжей реализовать на базе ФГБОУ ДПО «АПРИКТ» цикл образовательных программ повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по актуальным направлениям развития библиотечного дела страны и реализации проекта Национальной электронной  библиотеки, ресурсам, технологиям, функционалу и сервисам НЭБ. Дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование: В современном мире экономики знаний непрерывное образование на протяжении всей жизни становится приоритетным направлением развития всей мировой образовательной системы. Центральное звено этой системы — дополнительное профессиональное образование (ДПО). Руководством страны поставлена задача охватить к 2020 г. этой формой обучения более 20 млн человек. Учитывая, что в библиотечно-информационной сфере около 25 тысяч работников библиотек, не имеющих профильного образования, нуждаются в профессиональной переподготовке, и почти каждый второй — в оперативном повышении квалификации, ДПО должно стать главным направлением отраслевой образовательной политики, инструментом модернизации библиотечного дела в целом, площадкой освоения новых идей и технологий, их внедрения в практику.

В связи с этим конференция рекомендует: 1. В соответствии с ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)» (раздел «Развитие и модернизация библиотек России» (пункт 99) продолжить поддержку системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов из регионов России по актуальным направлениям крупномасштабной модернизации отрасли с учётом реализации проекта Национальной электронной библиотекиисоздания сетиобщедоступных библиотек нового типа.

2. В целях повышения качества программ дополнительного профессионального образования и придания им легитимного статуса сформировать систему общественной профессиональной сертификации образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых библиотеками и альтернативными учебными центрами, не имеющими лицензий на образовательную деятельность. При Российской библиотечной ассоциации создать Сертификационную комиссию из ведущих представителей библиотечно-информационной сферы, наделенную соответствующими полномочиями.

3. Профильным вузам и структурам ДПО инициировать разработку и практическую реализацию инновационных сетевых образовательных программ по актуальным направлениям развития отрасли с привлечением лучших представителей научно-педагогического состава и технологических возможностей профильных вузов и структур дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования.

4. С целью повышения общекультурного и профессионального уровня работников библиотек поддерживать приоритетное развитие подготовки библиотекарей-транспрофессионалов, имеющих два образования: отраслевой бакалавриат (магистратура) и программа дополнительного профессионального образования.

5. Профильнымссузами вузам шире внедрять в образовательный процесс программы профессиональной переподготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» и специальности «Библиотековедение».

6. Развернуть планомерную работу по внедрению в учебный процесс ДПО новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение и создание электронных учебников и учебных пособий.

7. С целью формирования системы непрерывного образования библиотечных специалистов и обеспечения согласованного развития всех её звеньев создать на базе ФГБОУ ДПО «АПРИКТ» Координационно-аналитический центр непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования с функциями мониторинга, анализа, координации, методической, консалтинговой и информационной поддержки деятельности образовательных структур среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Участники конференции высказали также предложения:

1. В целях совершенствования управления кадровым потенциалом отрасли и учитывая опыт зарубежных стран (Швеция, Финляндия, Чехия, Франция и др.) сформировать при Отделе библиотек и архивов Министерства культуры РФ Экспертный совет по кадровой политике в библиотечно-информационной сфере, включив в него работодателей – представителей федеральных и центральных региональных библиотек, сферы библиотечно-информационного образования и профессиональной библиотечной общественности.

3. Рекомендовать Отделу библиотек и архивов Министерства культуры РФ ввести практику регулярного проведения Всероссийской конференции по кадровой политике в отрасли и развитию профессиональных компетенций библиотекарей в цифровой среде (каждые два — три года).

Участники конференции выразили также благодарность Министерству культуры РФ, в частности Отделу библиотек и архивов за её организацию, подчеркнули актуальность и своевременность её проведения, высоко оценили программу конференции и выразили надежду, что выработанные рекомендации будут учтены в дальнейших документах и проектах Министерства культуры РФ.


Источник сведений

Научно-практическая конференция «Компетенции библиотекаря в цифровой среде»/ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ РБА.-№75.-2015.-С.130-133.

Научно-практическая конференция «Компетенции библиотекаря в цифровой среде» Электронный ресурс/ Сайт Российской библиотечной ассоциации// Режим доступа: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba75.pdf

 

 

Вернуться к результатам поиска