Дата проведения
29 октября 2009
Место проведения
Москва
Организаторы
Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
Научный центр исследований книжной культуры при НПО «Издательство Наука» РАН
Отделение культуры и образования Российской академии образования (РАО)
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Агеева Г.М. «Чтение как социальный феномен»
Антопольский А.Б. «О моделях доступа к российской педагогической периодике»
Ачкасова О.Г. «Библиотека ГОУ "Кузбасский региональный институт развития профессионального образования" - центр библиотечной инноватики региона»
Бородина В.А. «Профессиональное чтение библиотекаря: квалитологические и квалитометрические аспекты»
Волкова В.Н. «Читающие школьники - будущее России? Взгляд из Сибири»
Воронцов А.В. «Социально-познавательная сущность чтения»
Галактионова Т.Г. «Семиотические технологии - ресурс педагогики чтения»
Гвоздь И.В. «Культура чтения библиотекарей»
Громова О.К. «Несколько вопросов о литературе в школе, любви к чтению и библиотеках»
Дедик П.Е. «Университетские исследовательские библиотеки США: новые роли в цифровой информационной среде»
Демин В.П. «Читая классиков»
Динерштейн Е.Е. «Научно-исследовательская деятельность школьников как способ формирования читательского интереса»
Жукова Т.Д. «Современная школьная библиотека - гарант реализации нового образовательного стандарта»
Злыгостева М.Н. «Читателенаправляющие практики формирования и развития духовно-нравственной составляющей личности»
Зуева Е.М. «Сотрудничество библиотекарей и педагогов словесников как путь к созданию новой модели школьной библиотеки»
Зюзина А.В. «Библиотечные технологии в помощь образованию»
Иванова Г.А. «Вузовская подготовка библиотечных специалистов в области книжной культуры»
Карданова М.В. «Чтение как познание: Джон Локк о "пользовании разумом"»
Карпова Н.Л. «Работа с книгой в системе семейной групповой логопсихотерапии»
Колодина Н.А. «Библиотека педагогического вуза в роли методического помощника школьных библиотек в реализации Национальной программы поддержки чтения»
Курикалова Н.М. «О приобщении к чтению старшеклассников»
Логинов Б.Р. «Опыт создания электронной библиотеки для высшего медицинского образования»
Маркарова Т.С. «Научная информация и язык как основа научного чтения и научного познания»
Матвеева Е.О. «Библиотека в образовательном пространстве коррекционного учебного заведения»
Мелентьева Ю.П. «Библиотека и образование: традиция сотрудничества»
Мудрик А.В. «Вызовы глобального кризиса и новые проблемы социализации подростков»
Никитина Е.Е. «Современные подходы к организации уроков чтения в начальной школе»
Овсянникова Н.И. «Роль школьной библиотеки в образовательном процессе»
Паус И.И. «Повышение социальной ответственности института библиотеки в современных условиях»
Полозова Т.А. «Акмеология библиотерапии - новое направление изучения книги и чтения»
Полозова Т.Д. «Чтение - предмет комплексных исследований гуманитарных наук»
Пономарев С.Л. «Университетские исследовательские библиотеки США: новые роли в цифровой информационной среде»
Порядина М.Е. «Учебная литература в современном отечественном книгоиздании: вопросы количества и качества»
Романов А.М. «Инфосреда библиотеки как составная часть информационно-образовательной среды вуза»
Романов П.С. «Зарубежное библиотековедение о критериях эффективности школьных библиотек»
Свирская Л.А. «Зарубежные интернет-ресурсы в помощь комплектованию библиотек вузов»
Сметанникова Н.Н. «Компетенции чтения и компетентный читатель»
Смолина С.Г. «Вузовская библиотека как центр профессионального образования»
Собкин В.С. «Социологический анализ особенностей чтения в детской и подростковой среде»
Стефановская Н.А. «Чтение в жизни студентов»
Сухоруков К.М. «Книжная торговля и чтение. На опыте г. Москвы»
Сушенцова Н.В. «Библиотека ГОУ "Кузбасский региональный институт развития профессионального образования" - центр библиотечной инноватики региона»
Тихомирова И.И. «От продвижения чтения к творческому восприятию»
Успек Р.Р. «Возрождение социальной ценности чтения»
Фомина Л.Г. «Читательская деятельность в контексте развития личности»
Цапенко А.М. «Вопросы технологии создания электронной библиотеки авторефератов диссертаций НПБ им. К. Д.»
О мероприятии
Мысль о том, что чтение является бесценным достоянием цивилизации, важнейшей технологией получения накопленного человечеством знания, культурного наследия предыдущих поколений, нравственных ценностей и моральных норм, все более укрепляется в российском общественном сознании и в профессиональном сообществе. Разработанная "Национальная программа развития и поддержки чтения", ряд крупных научных конференций, прошедших как в Москве, так и в регионах, это подтверждают. Особенно актуальна проблема чтения для тех специалистов, чья деятельность связана с образованием, поскольку совершенно очевидно, что процесс обучения невозможен без чтения, без помощи библиотеки.
«Библиотека и чтение в структуре современного образования» под таким названием 29 октября прошла межрегиональная научная конференция, организованная Отделением образования и культуры Российской академии образования (РАО), Научным центром исследований истории книжной культуры Российской академии наук (РАН) и Научной педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского РАО. В ее работе приняли участие более 100 специалистов из 18 городов и регионов России и других стран (Белоруссии, Казахстана, Украины), для которых проблемы чтения особенно актуальны - педагоги, психологи, библиотекари университетских и школьных библиотек, издатели, редакторы профессиональных СМИ (как печатных, так и электронных), книговеды и т. д. В программе конференции были представлены такие крупные ученые, как академик РАН А. О. Чубарьян; вице-президент РАО В. А. Болотов; главный ученый секретарь РАО, академик И. В. Роберт, академик-секретарь РАО В. П. Демин, академики РАО Э. Д. Днепров, В. С. Собкин; члены-корреспонденты РАО А. В. Мудрик и Т. Д. Полозова. Приглашены были и представители Министерства образования (С. Л. Тетерина) и Министерства культуры (Т. Л. Манилова). Руководили научным заседанием директор Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, кандидат филологических наук Т. С. Маркарова и заведующая отделом проблем чтения Научного центра исследований истории книжной культуры РАН доктор педагогических наук Ю. П. Мелентьева. На обсуждение были вынесены следующие проблемы:
• чтение как познавательная деятельность;
• основные характеристики чтения учащейся молодежи. Школьники и студенты как "новые" читатели;
• новые библиотечные технологии в помощь образованию;
• роль школьной библиотеки в образовательном процессе;
• вузовская библиотека как центр профессионального образования;
• опыт работы библиотек образовательных учреждений за рубежом.
Таким образом, на конференции удалось рассмотреть значительный круг вопросов, затронуть различные аспекты проблемы. Очевидно, что вокруг этой проблемы складывается сильное научное сообщество. Вместе с тем конференция показала, что проблема чтения в силу ее чрезвычайной важности, многогранности, комплексности, сложности и изменчивости нуждается в тщательном мониторинге. В принятом конференцией итоговом документе "Проекте решений Конференции «Библиотека и чтение в структуре современного образования» " предлагается придать конференции по проблемам чтения постоянный статус и проводить ее раз в два года, кроме того, ежегодно должен проходить научный семинар, посвященный конкретным аспектам чтения. Участники признали необходимым создание специальной рубрики по проблемам деятельности библиотеки и чтения в журнале НПБ им. К. Д. Ушинского, а также публикацию накопленного исследовательского материала по названным проблемам в печатных и электронных СМИ. Нужно постоянное доведение результатов деятельности в этом направлении до сведения соответствующих структур РАО, в частности, предложено показать презентацию прошедшей конференции на Общем собрании РАО в декабре.
Источник сведений
Библиотека и чтение в структуре современного образования: Материалы Межрегиональной научной конференции. (Москва, 29 октября 2009 г.) М. : Наука, 2009.
Журнал БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 1, с. 3-6
Межрегиональная научная конференция «Библиотека и чтение в структуре современногообразования»/Сайт научного журнала "Библиосфера".[Электронный ресурс]//режим доступа:
http://journals.tsu.ru/bibliosfera/&journal_page=archive&id=1462&article_id=32667