Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи»

Тема
«Молодёжная литература и молодёжное чтение»

Дата проведения
21—22 сентября 2017

Место проведения
Москва

Организаторы
Российская государственная библиотека для молодежи

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

И.Б.Михнова - вступительное слово
Аксенова Е.С. «Интеллектуальный досуг молодёжи в пространстве библиотеки»
Алмазова И.В. «Команда АртPROкачка»
Арутюнов С.С. «Молодежь в литературном процессе»
Байкалов Д.Н. «Роскон: от мастер-классов для молодых авторов к книжным сериям в центральных издательствах»
Васильева Е.В. «Онлайн-акция #ПрочитатьДо25: молодежь советует»
Воропаев А.Н. «Национальная программа поддержки детского и юношеского чтения: от проекта к реализации»
Гриценко А.Н. «Интернациональный Союз писателей: опыт работы с творческой молодёжью»
Калиниченко Н.В. «Союз литераторов России: эффективные форматы работы в Молодёжной секции»
Кастильо Мехиа А. «#БиблиоSturtup: библиотека, как творческая лаборатория для создания и продвижения молодёжных проектов»
Кронгауз М.А. «Молодежная лексика: современная книга и интернет»
Кронгауз М.А. «Молодежная лексика: современная книга и интернет»
Мохова А.С. «Вовлечение молодежи в чтение через игровой массовый формат "Читай страна"»
Мохова А.С. «Литературный фестиваль "Русские рифмы"»
Оборин Л.В. «"Полка": как можно объяснять литературу»
Петрова М.А. «Онлайн-акция #ПрочитатьДо25: молодежь советует»
Привалова М.А. «Досуговые практики москвичей: ресурсы и ограничения»
Самохина М.М. «Молодежное чтение в динамике десятилетий»
Семецкий Ю.М. «Проект "Вечерние стихи"»
Серов Е.Ю. «Радио: искусство вовлечь визуалов в чтение»
Синицин А.Т. «Роскон: от мастер-классов для молодых авторов к книжным сериям в центральных издательствах»
Суслова О.А. «Библиотекарь как друг читающего: итоги городского проекта "Король чтения"»
Чистяков А.А. «Всероссийский фестиваль молодых поэтов «МЦЫРИ»: опыт сотрудничества с библиотеками»
Шелтукова Ю.С. «Культурно-просветительский проект — Молодежный центр "Маяк"»
Яйцова Н.В. «История одного семинара в городе М.: читать, писать, публиковаться»
Ястребкова А.В. «#книжныйвызовСОУНБ: новый формат продвижения чтения»

О мероприятии

21—22 сентября 2017 года в Российской государственной библиотеке для молодёжи прошла Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи (Молодёжная литература и молодёжное чтение)».

Партнёрами Конференции выступили Русский ПЕН-Центр, Интернациональный Союз писателей, Литературный институт им. А. М. Горького, издательство «РИПОЛ Классик», еженедельник «Книжное обозрение», Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В работе приняли участие более 120 человек из молодёжных, юношеских, научных, муниципальных библиотек, учреждений образования и культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Рязани, Тюмени, Тамбова, Саратова, Нижнего Тагила, Ижевска, Иркутска, Чебоксар, Республики Татарстан, Ставропольского края, Вологодской, Орловской и Московской областей, ЛНР; представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, Русского ПЕН-Центр, Союза писателей России, Российского литературного общества, Интернационального Союза писателей, Союза литераторов России, МГУ им. М. В. Ломоносова, еженедельника «Книжное обозрение», издательств «РИПОЛ Классик» и «АСТ», студенты гуманитарных вузов, а также известные писатели, критики, социологи, филологи.

Показать еще...

Организаторы обозначили основную задачу конференции так: вычленить понятие «молодёжная литература», разобраться в том, что оно включает, понять, как взаимодействует с другими форматами (аудио-, видео- и т. д.). Кроме того, участникам предстояло ответить на несколько острых вопросов: а действительно ли существует сегодня то, что принято называть литературой для молодёжи? Какая она есть и какой она должна быть? Чем она принципиально отличается от литературы для детей и подростков и от «взрослых» книг. Наконец, считают ли те, кому сегодня 15-35 лет, что существует некая «особая» литература, ориентированная специально на них?

Интернет-трансляцию (http://www.rgub.ru/projects/geometry/) в первый день конференции посмотрели более 400 человек.

Программа была насыщенной, включала дискуссии, митапы с блиц-выступлениями, презентации новых литературных проектов, творческие встречи с писателями и даже модные батлы. В конференции участвовали не только библиотекари, но и социологи, психологи, лингвисты, литературные критики, писатели, литературоведы, и, конечно, собственно молодёжь — профессионалы и единомышленники в области молодёжной литературы и чтения.

В рамках дискуссионных площадок были акцентированы следующие вопросы и темы. Прежде всего такие: молодёжная литература — литература для молодых; о молодых; молодых авторов: критерии определения понятия. Рассматривались и такие темы, как: молодёжная литература глазами учёных, социологов, педагогов, психологов, издателей, представителей книжного бизнеса и др.; чтение в структуре свободного времени молодого человека; чтение молодёжи, деловое и свободное: мотивы, перспективы, проблемы. Было интересно проследить, как менялись и меняются читательские предпочтения молодёжи во времени и в пространстве; может ли библиотека играть роль инкубатора литературного творчества молодёжи. Дискутировались проблемы молодёжной литературы в России: что читают и что пишут; популярные культурно-просветительские проекты, мотивирующие молодёжь к чтению; печатное слово в контексте молодежной визуальной культуры: тенденции, приоритеты.

Что понимать под «молодёжной литературой»?

Открывая конференцию, директор РГБМ Ирина Михнова отметила, что тема, проблематика и само понятие «молодёжная литература» рассматриваются в такой полноте впервые за последние тридцать лет. Если с детской или взрослой литературой всё, в общем-то, понятно, определение молодёжной литературы, оставаясь предметом дискуссионным, сегодня приобретает первостепенное значение. Связано это с известными поправками в нормативы размещения библиотек, увязывающими существование молодёжных библиотек с наличием специализированного фонда.

По её словам, конференция знаковая ещё и потому, что проводится в поддержку Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения. Как известно, 3 июня 2017 г. премьер-министр РФ Д. А. Медведев подписал соответствующий документ, который станет основой для разработки подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». Концепция, по мнению разработчиков (Минкомсвязи России), представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации.

Начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр Воропаев пояснил, что в настоящий момент ведётся активная работа по согласованию Программы между ведомствами и разрабатывается план мероприятий для включения в неё.

Отмечая в этой связи новые возможности современной молодёжной библиотеки по привлечению молодёжи к чтению, директор РГБМ высказала концептуальный тезис о том, что сегодня происходит переход от фондоцентричной библиотеки к пользователеориентированной, движение от одного системообразующего важного элемента — книги, к другому — читателю.

Истоки трансформации были заложены в далёком 1966 году, когда в стране по инициативе Министерства культуры РФ, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов была создана Государственная республиканская юношеская библиотека имени 50-летия ВЛКСМ, нынешняя Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) Тогда мало кто осознавал, какой революционный шаг был сделан. Если раньше главным элементом любой библиотеки был фонд, то с появлением юношеской, молодёжной библиотеки им также стал человек, читатель. С тех пор РГБМ как научно-методический центр федерального значения по работе с молодёжью сфокусирована на удовлетворении самых разнообразных интересов и потребностей этой сложной, но исключительно важной и перспективной категории общества.

В первый рабочий день конференции обсуждали молодёжную литературу и формы её бытования, молодых литературных героев и современных молодых авторов, отличие читательских практик поколений X, Y и Z.

Старт дискуссиям задал в авторской открытой лекции доктор филологических наук, известный лингвист Максим Кронгауз, отметивший, что сегодня наше отношение к книге изменилось. Во-первых, потому что сам объект стал не единственным хранилищем текстов. Книге сейчас нужно конкурировать с другими носителями информации. Во-вторых, изменилось отношение к тексту, сегодня книга, текст несколько сдвинуты с пьедестала. Вопреки бытующим представлениям автор уверен, что современные молодые люди читают не меньше — они читают иначе и с других носителей. Как будет читать следующее поколение, мы пока ещё не знаем. Отвечая на вопрос о распространенности ненормативной лексики в молодёжной культуре, Максим Кронгауз ответил, что сегодня меняется общество и культура в целом, а язык лишь отражает это явление. У мата, который существует на протяжении веков, было много функций: выплескивание эмоций, оскорбление, междометная прослойка у необразованных слоёв населения. В 1990-е годы произошло расшатывание запретов и табу. Самый яркий пример: раньше в интеллигентной среде в кроссгендерном общении употребление табуированных слов, мата было запрещено. Запреты, безусловно, должны быть и отношение к мату должно быть как к чему-то запретному.

Главный редактор Радио «Книга» Егор Серов поделился наблюдением, что нынешнее поколение молодёжи понимает чтение как утилитарную вещь. Эту особенность использует Радио «Книга», делая чтение более доступным даже для очень занятых людей. Имея мало свободного времени и книг в доме, молодой человек может слушать радио, например, в дороге или фоном за другими занятиями. Радио «Книга» отличает необременительная и привлекательная форма подачи материала: короткие рассказы и фрагменты из книг, широкий спектр — от лирических и исторических произведений до классики и детективов, грамотный русский язык и доступность изложения. А поскольку каждый второй слушатель радио «Книга» моложе 25 лет, поддерживать интерес молодёжи к чтению приходится с помощью необычных форматов. Аудитории продемонстрировали аудиозапись — остроумное переложение сюжета рассказа британского писателя Артура Конана Дойла «Собака Баскервилей». Исключительно по звуковому оформлению, без единого слова слушатели безошибочно определили название знаменитого шедевра из серии «Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Отсутствие времени, которое молодой человек ежедневно может потратить на чтение, влияет на его интенсивность. Руководитель московской библиотеки им. Н. А. Некрасова Мария Привалова рассказала о том, как сегодня москвичи, в частности подростки, распоряжаются своим свободным временем. Согласно исследованию «Досуговые практики москвичей», проведённому при поддержке Департамента культуры Москвы с помощью телефонных опросов, анкет и фокус-групп, удалённость места жительства от центра города и учреждений культуры сильно снижают спрос на культуру среди взрослых. При этом, хотя у подростков нет ярко выраженных сформированных культурных предпочтений, они очень мобильны и подавляющее большинство предпочитает гулять — в центре города, торговом центре или в парке. Непричастность школьников к культурной жизни происходит потому, уверена Мария Привалова, что подросткам не хватает информированности о важных культурных событиях, которые бы могли их привлечь, в том числе и со стороны библиотечного сообщества.

О том, как менялись читательские приоритеты молодёжи на протяжении последних десятилетий, сообщила заведующая сектором социологических исследований РГБМ, кандидат социологических наук Маргарита Самохина.

Развивая тезис М. Кронгауза об изменении чтения, главный социолог Российской государственной библиотеки для молодёжи отметила новые тенденции: благодаря электронным технологиям сегодня молодые люди читают не только (и не столько) книги, сколько тексты; культура визуализируется, информация и эмоции передаются не только через буквы, но и через картинки; происходит свободное распространение информации и появляется многообразие источников; расширяются способы и возможности проведения свободного времени. По ее словам, в структуре чтения молодёжи сегодня растёт чтение научно-популярной литературы, а процент художественной литературы сокращается.

ПроБатл «Интермедиальные форматы бытования литературы в молодёжной среде»

Именно так назывался новый яркий формат обсуждения одной из самых актуальных проблем, с которыми сегодня сталкиваются молодежные библиотеки. В дискуссии, которую вёл руководитель литературных программ РГБМ, шеф-редактор интернет-газеты «Территория L», критик Евгений Харитонов, приняли участие сценарист и писатель Алексей Гравицкий, театральный режиссёр Егор Перегудов, руководитель Центра рисованных историй и изображений РГБМ Александр Кунин и филолог, аспирант МГУ Анна Харитонова. Участники, представляющие четыре разные области бытования литературы (кино, театр, аудиотеатр и комиксы), спорили о преимуществах каждого жанра. Было отмечено, что «такой жанр, как сценарий, не позволяет передать все эмоции, а некоторые переживания экранизировать невозможно», зато театр «имеет большое поле для экспериментов и авторского видения литературы». Александр Кунин заявил, что «комиксы — один из способов привлечь современных молодых визуалов к чтению». По его словам, некоторые комиксы могут пробудить интерес подростков к классике, например, японские рисованные истории «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание». Выдерживая формат батла модератор дискуссии, критик и руководитель литературных программ РГБМ Евгений Харитонов, коварно стравливал оппонентов, не давая затихнуть дискуссии.

Кроме того, в рамках основной программы первого рабочего дня был объявлен шорт-лист «Премии Читателя», которая вручается автору наиболее спрашиваемой русскоязычной книги среди читателей в возрасте 16-35 лет. Это первая в российском библиотечном сообществе литературная премия, которая была учреждена в 2015 г. РГБМ при поддержке Российской библиотечной ассоциации (РБА), Русского ПЕН-Центра, Интернационального Союза писателей, Литературного института им. А. М. Горького. Награду получает автор лучшей русскоязычной книги за прошлый год по результатам анализа читательских спросов РГБМ, портала «ЛитРес» и голосования экспертного совета, состоящего из молодых читателей библиотеки.

В 2016 г. лауреатом этой премии стал фантаст Вадим Панов. В этом году среди претендентов на победу — сборник произведений «Совсем другое время» Евгения Водолазкина, романы «Лампа Мафусаила» Виктора Пелевина, «Обитель» Захара Прилепина, «Псоглавцы» Алексея Иванова и «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.

Самые популярные книги в молодёжной среде обсудили в ходе дискуссии «Читательские практики молодёжи. Что они считают „своей“ литературой?», последовавшей после установочной лекции социолога, доцента кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, кандидата экономических наук Любови Борусяк. Экспертами выступили заслуженный учитель Российской Федерации, руководитель Московского регионального отделения Русской Ассоциации

Чтения Елена Романичева, писатель, критик, лауреат премии «Русский Букер», координатор премии «Дебют» Ольга Славникова, кандидат филологических наук, литературный критик Артём Зубов, редактор издательства «РИПОЛ Классик» Таисия Масленникова. Участники отметили, что любимыми авторами у молодёжи являются Эрих Мария Ремарк и Михаил Булгаков, так как «несут в книгах возрастные ценности — настоящую любовь и дружбу». Модератор и главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков добавил, что эти авторы «просто доставляют удовольствие даже тем, кто не задумывается об этих ценностях».

Второй день конференции включал разнообразные форматы для профессионального общения и обмена интересными идеями, проектами, мотивирующие молодёжь к чтению. Открытая лекция критика и библиографа Валерия Бондаренко «Литературная рекомендация в стенах библиотеки: проблемы и особенности» и презентация его книги «Юность длиною в сто лет: читаем про себя. Молодёжь в литературе ХХ-ХХ1 вв.» задала направление дальнейшей сессии, проходившей в неформальной дискуссионной форме (http://www.rgub.ru/professional/center/bibliography_online.php).

На уже привычной Пече-куче динамично представили новые и уже известные литературные проекты: «Полка», «Король чтения», «БиблиоNEХТ», «Команда АртPROкачка», «Лидеры мнения», а также были представлены результаты Акции #ПрочитатьДо25.

Литературный критик, поэт, культуролог Сергей Сдобнов познакомил с новым проектом книжного клуба «Прочитал — перескажи», который отпочковался от известной «Курилки Гутенберга», на которой обсуждения научно-популярной литературы происходят в открытых публичных пространствах. У библиотекарей на слуху, например, столичная «Тургеневка». Отличие нового проекта «Прочитал-перескажи», который авторы продвигают под слоганом «Изгнание из рая уединённого чтения в чистилище публичного пересказа», в том, что он задуман в формате «квартирника». По мнению Сергея, в этом состоит особое достоинство проекта — не теряется непосредственный контакт лектора с аудиторией, сохраняется максимальный диалог и доверительная атмосфера. Участники (20-30) человек собираются раз в месяц, чтобы пересказать и обсудить несколько книг non-fiction. На пересказ каждой даётся пятнадцать минут, затем десять минут на вопросы. Формат инициировали люди, которые экономят своё время. Встречи происходят в разных квартирах Москвы, а билетом в клуб служит пересказ книжки. Разработаны рекомендации для потенциального рассказчика, делаются афиши в сообществе «Прочитал-перескажи» в Фейсбуке (https://www.facebook.com/prochital.pereskaji/).

Вовлечение молодёжи в чтение через игровой массовый формат — задача партнёрского проекта «Читай-страна», организованного Федеральным агентством по делам молодёжи, Роспатриот-центром, Российским книжным союзом, Ассоциацией волонтёрских центров и Издательской группой «ЭКСМО-АСТ». Идея проведения Всероссийской акции в день библиотек 27 мая зародилась на стыке двух понятий: волонтёрства, вовлечения молодёжи в волонтёрскую деятельность и творчества молодёжи. В 2017 г. в событии приняли участие более 20 тыс. человек из 63 регионов России, а центральное событие квест — и встреча с писателем Алисой Ганиевой — состоялось в Москве в РГБМ (http://www.rgub.ru/schedule/news/item.php?new id=5784). В преддверии акции проведено аналитическое исследование совместной работы библиотек с волонтёрскими организациями, в котором участвовали 17 волонтёрских центров и 35 библиотек (http://www.rgub.ru/schedule/news/item.php?new_id=5889). Как показало исследование, большинство библиотек (91,7%) готовы участвовать в акциях федерального и регионального уровня. Половина опрошенных (51,4%) может предоставлять помещения для обучения волонтёров. Почти все библиотеки привлекают волонтёров на каждое мероприятие.

Главный библиотекарь Молодёжного культурного центра библиотеки-филиала им. И. А. Наговицына ЦБС г. Ижевска Анна Кастилио Мехиа, представляя проект «#БиблиоStaгtup», отметила: «Сегодня мы делимся опытом с коллегами со всей России, о нашей активной молодёжи удалось рассказать. Приятно осознавать, что во всех уголках страны есть огромное количество библиотек, создающих важные и нужные молодёжные проекты». Отметим, что Анна Кастилио Мехиа стала победителем Всероссийского конкурса «Библиотекарь 2017 года» в номинации «Лучший молодой библиотекарь года».

Читает ли шведская молодёжь, существует ли в Швеции проблема чтения/ нечтения молодёжи и проблема ли это для шведского общества? Эти и другие вопросы обсудили участники виртуальной встречи с давним другом РГБМ, специалистом отдела маркетинга и мобильной библиотеки Городской библиотечной системы Стокгольма Britt-Marie Ingden-Ringselle, которую провела один из создателей проекта РГБМ «Library Planet» переводчик Ирина Соколова. Российские специалисты особенно отметили новый проект «Персональный библиотекарь» (по аналогии с персональным тренером в спортзале), развивающийся сегодня в Швеции.

В «Параде форматов работы с творческой молодёжью» приняли участие представители творческих союзов, организаторы крупных конкурсов и фестивалей, помогающие молодым литераторам войти в литературный процесс и адаптироваться в нём, пробиться к издателю и, в конечном итоге, к читателю. Об эффективных формах и форматах работы с творческой молодёжью рассказали представители Союза литераторов РФ, Международной конференции по вопросам фантастики «РосКон» и одноимённого фестиваля, Всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри», Центральной городской молодёжной библиотеки им. М. А. Светлова, модераторы телепроектов «Вечерние стихи» и «Турнир поэтов». Завершающим аккордом этого мероприятия стала презентация Всероссийского литературного конкурса для молодых прозаиков и поэтов «Современники-XXI», организаторы которого Российская государственная библиотека для молодёжи и Интернациональный Союз писателей. По итогам конкурса будет издана прекрасно оформленная антология, а лучшие из конкурсантов удостоятся и авторских книг.

Заключительным событием конференции стала встреча «Нужна ли будет завтра читающей молодёжи библиотека? И почему?». Члены Молодёжного читательского совета РГБМ предложили своё видение будущей библиотеки: «библиотека как искусство», «библиотека как провокатор идей», «библиотека как Мекка», «о библиотеке надо просто думать...». Модератор дискуссии — генеральный директор Издательского консалтингового центра «Современная библиотека» Любовь Казаченкова отметила: «Что мне лично понравилось, молодёжь не боится высказывать своё мнение, может отвечать на неудобные вопросы, мыслит, хотя временами однобоко, но она хочет, чтобы библиотека жила!..На мои провокационные вопросы часто отвечала хрестоматийно, а вот когда доставала их своими дурацкими вопросами, утрирующими ситуацию, то начинали говорить по-другому, и вот тут уже часто не слишком приятные вещи в адрес библиотек говорили. Но был один важный момент — молодёжные эксперты были читающими, образованными и желающими развиваться молодыми людьми, а вот если б в эту компанию вытянуть тех, кто в библиотеки не ходит, то, уверена, дискуссия была бы намного острее».

Нынешняя конференция во всей полноте продемонстрировала, с одной стороны, зыбкость понятия «молодёжная литература» и разброс экспертных мнений от полного приятия до категоричного отрицания, а с другой — острую актуальность этой проблематики, важность серьёзной совместной работы в этом направлении. Стала очевидной необходимость формирования методологически выверенного ядра молодёжной литературы — той самой литературы, которая и востребована молодёжью, и отвечает её духовным, интеллектуальным запросам. Это направление, в котором сегодня успешно движется не только РГБМ, но и вся сеть молодёжных библиотек страны.


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Источник сведений

Библиотечное дело. — 2018. — №2. — С. 11–14.

Геометрия книжного пространства молодёжи: какая она, «особая литература»?.Электронный ресурс/ Сайт Российской государственной библиотеки для молодежи// Режим доступа: http://www.rgub.ru/professional/published/article.php?article_id=342



 

Вернуться к результатам поиска