Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации»

Дата проведения
20-21 ноября 2007

Место проведения
Москва

Организаторы
Администрация Томской области
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Сибирская ассоциация медиаобразования
Томский государственный университет
Томский институт информационных технологий

Тип
Конференция

О мероприятии

Большим событием для исследователей и специалистов в области медиаобразования России стала завершившаяся 21 ноября в Томске I Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации».

Организаторами конференции выступили администрации Томской области и города Томска, Томский государственный университет, Томский институт информационных технологий, Сибирская ассоциация медиаобразования и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Всего в конференции приняло участие более ста человек из 17 городов России, Украины и Казахстана.

Конференция началась 20 ноября в конференц-зале ТГУ. Пленарное заседание открыла директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской ассоциации медиаобразования И.В. Жилавская. Она поприветствовала гостей, собравшихся на томской земле, – ученых, преподавателей, медиапедагогов, представителей организаций, которые работают в области медиаобразования, из Киева, Москвы, Белгорода, Таганрога, Тольятти, Аксу, Новосибирска, Кемерова, Барнаула, Новокузнецка, Красноярска, Северска, Хабаровска и других городов. Особое внимание во вступительном слове было уделено актуальности проблем медиаобразования: «В связи с тем, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, оно сегодня имеет большие перспективы. В России наступил период особого интереса к медиаобразованию, поэтому столь важно, чтобы все, кто имеет отношение к медиакультуре, сфере коммуникаций, нашли общие подходы, определились, наконец, с понятийным аппаратом, договорились о системном взаимодействии».

Показать еще...

С приветственным словом к участникам конференции выступил начальник департамента информационной политики администрации Томской области С.И. Никифоров. Он подчеркнул значимость идеи медиаобразования в современном медиатизированном обществе, отметил широту проблематики, заявленной на конференции, и выразил надежду на то, что совместными усилиями теоретиков и практиков это направление работы с молодежью даст положительные результаты.

Живой интерес собравшихся вызвал доклад И.В. Жилавской на тему информальных медиа, которая привела убедительные доказательства того, что параллельно с традиционными масс-медиа в современном информационном обществе развиваются совершенно новые самодеятельные «информальные» медиа, которые неподвластны цензуре, внешнему контролю. Они лежат в плоскости внеэкономических отношений и имеют ярко выраженный неформальный, личностный характер. В результате нового медиаповедения информальные авторы, участвующие в создании информального медиапродукта, могут конкурировать с журналистами и создавать свое информационное пространство. Это явление сегодня подлежит осмыслению и изучению.

С особым вниманием собравшиеся прослушали доклад декана факультета журналистики Белгородского университета, профессора А.П. Короченского о медиаобразовательном потенциале журналистики. По мнению ученого, журналистика, имеющая демократические ориентиры, является союзницей медиаобразования – в первую очередь массового. Познать и эффективно использовать присущий ей медиаобразовательный потенциал особенно важно сегодня, в эпоху демократизации процессов массовой коммуникации, в которую во всё большей степени вовлекаются рядовые граждане. Это становится особенно важным в условиях, когда аудитория из субъекта превращается в объект медиапроцесса, не владеет элементарными навыками анализа, критики того, что видит и слышит. В этой ситуации представляются целесообразным развитие сотрудничества медиапедагогов и представителей журналистской науки в целях совместной теоретико-концептуальной проработки и практического осуществления различных медиаобразовательных программ, реализуемых с привлечением СМК. Такие программы могли бы частично восполнить неразвитость медиаобразования в России.

И.М. Дзялошинский, профессор Государственного университета – Высшая школа экономики представил свое видение проблемы медиаобразования в контексте формирования гражданского общества. Проблематика медиаобразования, обращает внимание И.М. Дзялошинский, – стала в последние годы весьма популярной. Так называемая «детская журналистика» становится сегодня делом серьезным, так как с ней связаны надежды на возникновение и становление журналистики гражданского общества, журналистики диалога. Объясняется это еще и тем, что люди оказываются встроенными во все более всеохватную и быстродействующую коммуникационную сеть, располагая все меньшей возможностью лично влиять на объем циркулирующей в ней информации, не говоря уж о том, чтобы ее контролировать. Скорее наоборот: наша жизнь все существеннее определяется глобальной коммуникацией. В этих условиях актуальными становятся вопросы формирования личности, способной существовать в новой информационной среде. Данная конференция посвящена проблемам оптимизации процессов формирования медиаобразовательных стратегий и практик в различных областях гуманитарных сфер человеческой деятельности. Однако, соглашаясь в принципе с необходимостью оптимизировать процессы адаптации личности к процессам, происходящим в медиасфере, считаю не менее важным анализ возможности «приспособления» информационной и коммуникативной среды к человеку. В более жесткой форме этот подход формулируется следующим образом: какими должны быть медиа, чтобы их деятельность соответствовала тем образам Человека, которые аккумулировались человечеством на протяжении тысячелетий?

Об уникальном опыте медиапедагогов и ученых-новаторов Таганрогской школы медиаобразования под руководством А.В. Федорова рассказала в своем выступлении доцент кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук Е.В. Мурюкина.

Профессор кафедры журналистики Сибирского федерального университета, доктор философских наук О.Ф. Нескрябина остановилась на психологических особенностях восприятия медиатекста в системе современных коммуникаций. Она подчеркнула, что в журналистике особую значимость имеют новизна сведений, скорость их обработки и передачи, сенсационность и игровая манера подачи информации. Преобладание данных черт над аналитичностью и культурной ценностью информации есть проявление журнализма в медиапсихологии. По мнению некоторых исследователей, этот стиль проник далеко за рамки медиапространства и влияет на все гуманитарное знание. «Журнализм» - стиль журналистики масскульта с характерным для нее принципом: новое – значит лучшее. Журнализм отличает интерес к новым терминам и теориям с акцентом не на содержание, а на форму подачи сообщения.

С обстоятельным сообщением на тему «Медиаобразование в контексте Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Национальной программы поддержки и развития чтения» выступила Т.А. Мурована, координатор проектов Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Цель усилий ЮНЕСКО в сфере медиаобразования, как заявила Т.А. Мурована, – развитие понимания и содействие обсуждению влияния СМИ на общество и их роли не только как средства коммуникации, но и как источника информации и знаний. В частности, ЮНЕСКО поддерживает инициативы по продвижению доступа к средствам массовой информации для молодых людей и развитию их критической оценки действий масс-медиа. Одно из направлений деятельности – создание системы преподавания предметов, связанных со СМИ, как части учебного плана в школах. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» считает сегодня наиболее актуальным поддержку освоения письменной информации и обеспечение ее доступности. Чтение представляет собой важнейший способ освоения значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

В ходе конференции состоялись заседания секций и круглых столов.

Особо оживленная дискуссия развернулась на круглом столе по теме «Концепции современного медиаобразования в свете особенностей российской модернизации» (модераторы: профессор ТГУ, доктор полит. наук А.И. Щербинин и профессор СФУ, доктор филос. наук О.Ф. Нескрябина). Открыла дискуссию вице-президент Ротари-клуба, докторант ТГУ Н.В. Брюханцева. Она говорила об отсутствии идеалов у молодежи в современном обществе, о том, что сегодня стоит вопрос, какими должны быть базовые ценности. На что И.М. Дзялошинский предложил всем участникам круглого стола написать по десять слов, характеризующих «хорошего человека». Оказалось, что все пишут примерно одно и то же, следовательно, вечные ценности все-таки есть.

О.Ф. Нескрябина высказалась в поддержку идеи о том, что, если в обществе идет процесс модернизации (экономической, информационной), то обычно проблема состоит в том, чтобы сохранить ценности, а не в том, чтобы их менять. Модернизация должна сопровождаться консервацией.

Поворот разговора в сторону философии ценностей – знаковая ситуация для России. Тема вечных ценностей вызвала бурные дебаты. Так же как и выступление руководителя Центра гуманитарного сопровождения предпринимательства Института инноватики ТУСУРа Л.В.Кобзевой. Она говорила о возможности молодым людям проиграть разные роли в виртуальной реальности. Мнения по этому поводу разошлись диаметральным образом. А.П. Короченский поддержал мысли о том, что уход молодежи от жизни в виртуальный мир – опасная тенденция, а И.М. Дзялошинский положительно оценил эту возможность с точки зрения самореализации человека.

Дискуссия, развернувшаяся на круглом столе, показала, что аудиторию интересуют глубокие социальные проблемы – природа человека, природа идеала, ответственность профессионала в период социальных потрясений, соотношение традиций и новаторства в условиях модернизации общества в культуре, вообще, и в медиакультуре, в частности.

Всесторонней и эмоциональной оказалась секция «Медиакультура на рубеже веков» (модераторы: доцент Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, канд. филол. наук Е.А. Щербакова и доцент Томского государственного педагогического университета, канд. искусст. А.В. Бернатоните).

На секции речь шла об ответственности журналиста за слово, о профессионализме. На эту тему очень горячо и убедительно с конкретными примерами высказалась директор Томского театра юного зрителя С.Е. Бунакова. Всеобщее оживление вызвало выступление директора компании «Искусство и актуальность» О.С. Калининой-Сулакшиной на тему русского языка. Прозвучали неоднозначные оценки меры использования нецензурной лексики в СМИ. Об отсутствии авторской речи и автора вообще в средствах массовой информации, о высокой требовательности, прежде всего нравственного порядка, к журналистам, опытным и начинающим, говорил профессор кафедры социологии и культурологи ТУСУРа Л.Ф. Пичурин. Весьма интересным опытом медиаобразовательной деятельности – создания «Энциклопедии электронных масс-медиа» Ивана Гаврииловича Мащенко, как новой модели медиаобразовательного продукта украинского производства, поделилась Е.А. Щербакова.

Наибольшее количество участников собрал круглый стол по теме «Медиаобразование и СМИ: от теории – к практике» (модераторы: доцент Таганрогского государственного педагогического института, канд. пед. наук Е.В. Мурюкина и завуч школы г. Топки Кемеровской области Т.В. Трезубова). Именно здесь разгорелась самая жаркая дискуссия, потому что именно здесь могли сверить свои точки зрения теоретики и практики.

С чрезвычайно интересным докладом выступила редактор барнаульской газеты «САМИ» Н.В. Юмашева. В основу ее выступления легли результаты социологического исследования, проводившегося в два этапа с интервалом в 7 лет, в 2000 и 2007 году. Исследование проводилось в форме экспертного опроса медиапедагогов и учащихся по поводу их самооценки, взаимоотношений педагогов и школьников, роли и функций школьных СМИ. Сопоставление результатов, полученных в 2000-м и в 2007-м годах, продемонстрировали серьезные изменения, произошедшие в детско-юношеской журналистике, по крайней мере, в восприятии медиапедагогами ее сущности, самих себя, характера взаимоотношений с учащимися. В 2000 году, формулируя функции детско-юношеской журналистики, медиапедагоги обычно употребляли выражения «помочь», «создать условия», «дать возможность». В 2007 им на смену пришли слова «воспитать» и «сформировать». В целом же по результатам исследования, заключает Н.В. Юмашева, приходится сделать вывод о том, что за истекшие семь лет субъект-субъектные отношения в сфере детско-юношеской журналистики сменились на субъект-объектные и существовавший в недавнем прошлом диалог между педагогом и школьником сменился односторонним воздействием.

Разные мнения прозвучали и по поводу идей, высказанных зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью Алтайской академии экономики и права, кандидата филол. наук О.П. Чернега, относительно того, что, подготавливая детей к освоению норм и правил журналистики, на самом деле, мы вводим их в заблуждение, так как детские и молодежные СМИ – это корпоративные средства массовой коммуникации, что, естественно, не одно и то же.

По-прежнему остается открытым вопрос о том, что такое медиаобразование: профориентация, обучение навыкам работы с мультимедийной техникой, воспитание эстетического вкуса или формирование гражданской позиции. Сколько педагогов, столько и мнений. Причем, следует отметить, что именно педагоги весьма сложно выстраивают диалог, часто не слышат друг друга.

Но, несмотря на существующие разногласия, участники конференции выработали ряд предложений, реализация которых позволит существенно продвинуться в развитии медиаобразования в России.

В частности, было отмечено, что I Всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», которая прошла в Томске 20-21 ноября 2007 года, стала первой попыткой собрать за одним столом представителей различных сфер медиаобразовательной деятельности, с тем, чтобы найти общие подходы к переосмыслению идей медиаобразования на современном этапе, с учетом сложившейся теоретической базы и накопленного регионального опыта. Особенно ценным, по общему мнению участников конференции, стало то, что в ней принимали участие как ученые, так и медиапедагоги-практики. Услышать друг друга в ходе дискуссий оказалось не всегда просто, но взаимно полезно. Конференция была чрезвычайно интересной как в теоретической, так и в практической части.

По итогам конференции были выработаны конкретные предложения:

  • проводить аналогичные конференции ежегодно, совершенствуя и развивая содержание;
  • обратиться в структурные подразделения, занимающиеся вопросами образования, в том числе Министерство образования и науки РФ с предложением ввести в программу высших учебных заведений специальность «Медиаобразование» с присвоением ей соответствующего государственного номера;
  • обратиться к Ассоциации кинообразования и медиапедагогики (президент Ассоциации А.В. Федоров, председатель Правления Г.А.Поличко) с предложением объединить усилия для продвижения идеи открытия специальности «Медиаобразование» в вузах страны;
  • обратиться в департаменты субъектов федерации с предложением интегрировать элементы медиаобразования в учебные дисциплины, а также ввести программы по медиаобразованию в перечень учебных программ образовательных учреждений;
  • инициировать процесс создания в школах и учреждениях дополнительного образования медиатек и медиацентров (разработать Положение о школьном медиацентре);
  • расширить временные рамки конференции;
  • включить в диалог на конференции представителей администраций системы образования;
  • разработать и открыть сайт Сибирской ассоциации медиаобразования;
  • разработать и внедрить на базе Томского института информационных технологий систему повышения квалификации медиапедагогов с привлечением специалистов ведущих научных школ медиаобразования;
  • при поддержке Сибирской ассоциации медиаобразования начать работу по созданию Сибирского межрегионального центра медиаобразования;
  • основные положения конференции обобщить и опубликовать в журнале «Медиаобразование».

К конференции издан сборник уникальных материалов «Медиаобразование: от теории – к практике», в который вошли работы ученых и специалистов России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Отличительной особенностью сборника, также как и конференции в целом, стал его комплексный характер. В нем, кроме аналитических статей на темы научной конференции, собраны материалы медиапедагогов, которые много лет реализуют в своих городах медиаобразовательные проекты. Здесь представлен их бесценный опыт, практические наработки, а также лучшие публикации начинающих журналистов по итогам многочисленных фестивалей, акций, слетов и конкурсов. Полную версию сборника можно найти на сайте Томского института информационных технологий

21 ноября в Доме искусств г. Томска (ул. Шишкова,10) в рамках конференции состоялось открытие II Межрегиональной выставки детско-юношеской периодики и литературы «Свежая строка». На выставке были представлены молодежные СМИ – победители региональных этапов выставки, проходивших в последние дни на Алтае и в Кузбассе.


Источник сведений

Российский комитет на конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации»/Сайт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Раздел  Новости//  режим доступа: http://www.ifapcom.ru/news/331

 

Вернуться к результатам поиска