Дата проведения
6–7 октября 2015
Место проведения
Екатеринбург
Организаторы
Зональная научная библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Российский Комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Уральский центр инновационных образовательных технологий
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Бакейкин С.Д. «Роль Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации и сохранении электронной информации: проекты, научно-методическое обеспечение, издания»
Бачурина И.А. «Организация работы научной библиотеки вуза культуры по выявлению результатов публикационной активности преподавателей»
Белов А.М. «Электронная библиотека университета: от информационной системы к сервису»
Бучина Т.А. «Электронные коллекции для детей и юношества: принципы и технологии формирования»
Волкоморов В.А. «Современное образование в медиатизированной цифровой среде»
Воробьев А.М. «Библиотека Царскосельского лицея и церковная цензура в первой половине XIX века (к вопросу об истории накопления и сохранности фонда ЗНБ УрФУ)»
Горбич Л.Г. «Информационная система «Web-кабинет ученого» как интерактивная электронная библиотека»
Елькин М.Г. «Проектирование виртуального школьного музея: опыт сотрудничества школы и муниципального Музея истории города Екатеринбурга»
Жилавская И.В. «Медиаобразование – инновационный проект российской системы образовании»
Кайнова Н.С. «Медиаобразование: проблемы и перспективы его развития в муниципальной системе образования»
Кантор А.Р. «Региональные модели медиаобразования Свердловской области: опыт внедрения и формирования медиакомпетенций личности»
Капацына Т.В. «Документальный фильм на уроке как модель социализации подрастающего поколения»
Ковалев Ф.Д. «Управление потоками научной информации с использованием методов наукометрии»
Кудряшова Г.Ю. Университетская библиотека: управление знаниями или вызовы будущего».
Кузьмин Е.И. «Информационная среда и проблемы сохранения информации: прошлое, настоящее, будущее»
Лебедева Р.В. «Интегрирование медиаобразования в гуманитарные и естественнонаучные предметы как часть целевой образовательной программы образовательного учреждения»
Лебедева С.В. «Современные школьные издания: перспектива развития»
Меренков А.В. «Молодежь и потребность сохранения информации»
Михайлова Е.В. «Университетская библиотека в медиапространстве: позиционирование и продвижение»
Молодова Т.А. «Сервисный подход в процессе формирования справочно-поискового аппарата Центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук»
Орлова Н.А. «Доступность web-сайта библиотеки для лиц с особыми потребностями (ГОСТ Р 52872–2012«Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»)»
Охорзина Н.А. «Изучай!Обучай! Используй!»: принципы повышения информационной компетентности»
Рачева Н.А. «Модель развития гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе современных технологий краеведения и медиаобразования»
Самошина С.Н. «Обеспечение доступа к ресурсам и услугам университетской библиотеки через сетевое сотрудничество»
Трескова П.П. «Электронная коллекция ученого в современном информационном пространстве»
Трухина С.Н. «Интеграция медиаобразования в учебно-воспитательном процессе школы».
Фатеева И.А. «Медиакомпетентность работника библиотеки как социально педагогическая задача»
Шариков А.В. «Медиаобразование и медиакультура: особенности взаимосвязи»
Шестакова Н.В. «Развитие познавательно-речевых особенностей дошкольников в процессе медиаобразования»
Щербинина Г.С. «Знание в библиотеке: представления и возможности»
О мероприятии
6–7 октября 2015 г. в Зональной научной библиотеке Уральского федерального университета в Екатеринбурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие более 120 специалистов сферы культуры и всех ступеней образования России – от представителей высшей и средней школы до работников детских дошкольных учреждений, библиотек разных типов и видов, в том числе вузовских. Круг рассматриваемых вопросов был достаточно широк – от социокультурных трансформаций в современном обществе, освещения концепций и практики консолидации усилий российского общества по сохранению электронной информации до реализации всеми участниками медиа- и информационной грамотности и рассмотрения вопросов управления знаниями в библиотеке.
Конференция была организована и проведена совместно с Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества (Москва), Уральским центром инновационных образовательных технологий (Екатеринбург). Итоги ее работы показали актуальность повышения компетенций пользователей всех участников информационной сферы российского общества на уровне навыков информационного самообслуживания, творческого использования медиасредств, этики, принятой в медийно-информационной среде.
В пленарном заседании ключевой стала лекция Е. И. Кузьмина, заместителя председателя Межправительственного совета и председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Москва) по теме «Информационная среда и проблемы сохранения информации: прошлое, настоящее, будущее». Он отметил, что в рамках кардинально и стремительно меняющейся информационной среды нужно с детства целенаправленно формировать медиа- и информационную грамотность людей, готовить их к тому, чтобы они могли уметь формулировать свои информационные потребности, находить и должным образом понимать,осваивать, интерпретировать, применять информацию.
В настоящее время в крупных зарубежных университетах создаются институты изучения этических проблем информационного общества, меняется роль самих информационных институтов, их место в системе обеспечения, отбора, упорядочения, сохранения и предоставления контента в общественный оборот. Таким образом, Евгений Иванович констатировал,что в информационном обществе получает развитие новое серьезное научное направление.
Большой интерес вызвал доклад С. Д. Бакейкина, заместителя председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительного директора Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Москва), члена правления Российской библиотечной ассоциации, о роли Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в создании проектов, научно-методического обеспечения, подготовки изданий и реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов России и сохранения электронной информации.
Управление знаниями в научной библиотеке в условиях интеллектуальной конкурентоспособности как девиз информационного века прозвучал в выступлении Г. Ю. Кудряшовой, директора Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета. Она отметила, что модель управления знаниями индивидуальна для каждой библиотеки, зависит от ее стратегических целей, имеющихся знаний, способностей и навыков персонала, и описала модель управления знаниями в ЗНБ.
И. В. Жилавская, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, президент Ассоциации специалистов медиаобразования, осветила инновационный проект российской системы образования – проект медиаобразования. Директор Уральского центра инновационных образовательных технологий А. Р. Кантор представила множество региональных моделей медиаобразования в Свердловской области, конкретные примеры которого были рассмотрены на секции «Медиа-информационная грамотность как ключевая компетенция современного специалиста».
Проведенный И. В. Жилавской мастер-класс показал слушателям, что вопрос культуры работы с информацией в современных условиях становится очень важным, поскольку «неграмотная работа в сети делает человека марионеткой в чужих руках». «Это иллюзия, – отметила И. В. Жилавская, – думать о том, что мы свободны в сетях». Поэтому библиотеки, как самые организованные элементы информационной системы общества, должны воспитывать в человеке ключевые компетенции – умение выбрать необходимое в каждый конкретный момент времени,чтобы решить собственную задачу максимально эффективно и с минимальными затратами личных ресурсов, а название «Диджитал-экология», которое получил мастер-класс, подчеркивает важность формирования медиа-информационных навыков работы в социальных сетях. Таким образом, Ирина Владимировна призывает существовать в мире информации каждому человеку осознанно, аскетически соблюдая свои медиаинтересы.
На секции «Университетская библиотека в системе управления знаниями» особое внимание уделялось освещению современных направлений деятельности научных библиотек – университетских, академических, научных областных.
Г. С. Щербинина, зам. директора Зональной научной библиотеки УрФУ, отметила, что знание в библиотеке аккумулировано не только в традиционном фонде и электронных ресурсах, как явное знание, но и как неявное – в головах сотрудников библиотеки, реализуемое через созданные библиотекой документы и информационные сервисы, продукты и услуги. Она осветила современные тенденции развития библиотек в этом направлении и подчеркнула, что библиотека вуза имеет существенный потенциал стать полноценным элементом системы управления знанием университета.
Специалисты библиотек осветили такие вопросы, как, например, управление потоками научной информации с использованием наукометрии (Ф. Д. Ковалев, зам. директора Зональной научной библиотеки УрФУ, И. А.Бачурина, директор Научной библиотеки Челябинской государственной академии культуры и искусств); создание электронных сервисов – единого окна доступа к электронному каталогу, электронной библиотеке и подписным электронным ресурсам (А. М. Белов, зав.отделом Научной библиотеки Пермского национального исследовательского политехнического университета) и web-кабинета ученого (Л. Г. Горбич, научный сотрудник Центральной научной библиотеки УрО РАН); методы позиционирования и продвижения университетской библиотеки в медиапространстве (Е. В.Михайлова, главный библиотекарь Зональной научной библиотеки УрФУ). Вопросы сохранности библиотечного фонда и оцифровки редких изданий, для разных категорий пользователей осветили зав. сектором ЗНБ УрФУ А. М. Воробьев и зав. сектором Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Т. А. Бучина. Адаптации современных электронных сервисов библиотеки к условиям обслуживания пользователей с ограниченными возможностями и выполнению требований нормативных документов, предъявляемым к доступности сайта библиотеки для такой категории пользователей, было посвящено выступление Н. А. Орловой, главного специалиста Свердловской областной специальной библиотеки для слепых.
В дни работы конференции прошло заседание Зонального научно-методического совета библиотек государственных вузов и ссузов Уральского региона, на котором были рассмотрены важнейшие вопросы для оптимизации библиотечной деятельности – нормативное обеспечение требований процедуры аккредитации вузов; основные показатели деятельности библиотеки с учетом современных реалий и требований; методические подходы к документационному обеспечению организации и учета библиотечного фонда; работа курсов повышения квалификации Уральского центра проектов АРБИКОН, проблема доставки библиотекам сборника «Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы».
В рамках конференции прошли презентации двух разножанровых выставок. На первой демонстрировались издания Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества по сохранению электронной информации и продвижению медиа- и информационной грамотности. На второй – были представлены редкие книги из фонда Зональной научной библиотеки УрФУ по теме «Из истории библиотеки Уральского университета», которые стали основой библиотечного фонда крупнейшего вуза Урала.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Всероссийская научно-практическая конференция
«Система управления знаниями в информационной сфере российского общества: новые вызовы и возможности»// Сайт ЗНБ УрФУ. Раздел «Конференции».URL: http://lib.urfu.ru/course/view.php?id=77