Дата проведения
2-6 апреля 2001
Место проведения
Санкт-Петербург
Организаторы
Министерство культуры Российской Федерации
Российская национальная библиотека
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Шереметевский дворец – Музей музыки
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Архимандритова Е.А. «Русские многоголосные песнопения в рукописях XVIв.»
Бутузова А.В. «Отражение в музыкально-поэтическом материале песнопений Великой Среды и Великого Четвертка образа Иуды Искариота»
Быкова О.П. «О закономерностях драматургии, композиции, поэтики чинопоследований, составляющих основу церковного календаря – Пятидесятница»
Голованова О.В. «Румыно-молдавская ветвь славянской церковно-певческой традиции»
Гулиева О.В., Плетнева Е.В. «Старообрядчество, соединившее в своем пении книжные и устные традиции»
Гундарова Ю.В. «О закономерностях драматургии, композиции, поэтики чинопоследований, составляющих основу церковного календаря – Сретение»
Гусейнова З.М. «Фитные названия в теоретических руководствах XVII»
Емельянова А.С. «Знаковый словарь праздников второй половины XVII в.»
Заболотная Н.В. «О нормативности древнерусских певческих книг»
Захарьина Н.Б. «Певческие книги в описании монастырей после Стоглавого собора»
Карташова Т.П. «Каноны святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому»
Карташова Т.П., Кручинина А.Н. «Ирмологий и использование роспевщиками песнопений этой книги для создания музыкальных циклов разных жанров: канонов»
Кручинина А.Н. «Нотированные каноны Утрени в рукописной традиции XVI в.»
Мангано С. «Фитное пение в Стихирах Евангельских»
Назаренко Ю.А. «О материале из певческой книги Октоих»
Наумова Е.Б. «”Алиллуйя” в византийской и русской традициях»
Никишов Г.А. «Перелом развития музыкальной культуры в XVII (суть, причины, следствия)»
Новикова О.Л. «Новгородский летописный сборник конца XVIв., содержащий свидетельства современника о колоколах и звонах»
Орлова А.Л. «О закономерностях драматургии, композиции, поэтики чинопоследований, составляющих основу церковного календаря – Рождество Христово»
Панченко Ф.В. «Поморские Стихари»
Рамазанова Н.В. «От Собора до Собора (1551 - 1651): стихарь “Дьячье око” в контексте истории русской церкви»
Сиренов А.В. «Предисловие откуду и от коего времени начася в нашей русской земле осмогласное чтение. К вопросу о датировке»
Теплова И.Б. «Чин свадебный Домостроя и традиционный свадебный обряд»
Тутолмина С.Н. «Пасхальные песнопения в древнейших Триодях»
Фирсов В.Р. «О значении Собора, его деяниях и решениях, повлиявших на все стороны жизни русского государства и церкви»
Фирсов В.Р. – вступительное слово
Хаустова И.А. «Фитное пение в певческой книге в Стихирарь месячный»
Шапошник В.В. «Стоглавый собор: политические аспекты»
Швец Т.В. «Псалмы в типографском кондакаре»
О мероприятии
Тема конференции была определена событием, совершившимся 450 лет назад в феврале-мае 1551г. В это время в Москве состоялся церковный Собор, впоследствии получивший наименование по числу разделов (глав), вошедших в его итоговые документы, составившие соборную книгу “Стоглав”.
Конференция проходила при участии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Российской национальной библиотеки, Музея музыки в Шереметевском дворце и Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры Российской Федерации.
По установившейся традиции второе заседание Бражниковских чтений проходило в Российской национальной библиотеке. Здесь в свое время работал выдающийся исследователь древнерусской церковной музыки М.В.Бражников, и здесь хранится основной массив певческих книг, лежащих в основе его исследований.
О значении Собора, его деяниях и решениях, повлиявших на все стороны жизни русского государства и церкви, говорил в своем вступительном слове при открытии заседания заместитель директора по научной работе В.Р.Фирсов. Он, в частности, отметил, что Стоглавый Собор явился важнейшим из всех предшествующих Соборов русской церкви. Основной его целью было преодоление “нестроений” в жизни церкви, благоустройство, упорядочение всех сторон церковной жизни. Собор рассмотрел вопросы о святительском суде и церковном управлении, о соблюдении церковного устава в богослужении, и избрании для этой цели священников-старост, об исправлении богослужебных книг, писании святых икон, содержании церквей, благочинии в храмах, монастырском землевладении. В сфере внимания Собора были и вопросы об избрании достойных, грамотных служителей алтаря, об искоренении пороков духовенства и монашества. Собор принял решения об открытии духовных училищ для подготовки священнослужителей и для повышения общей грамотности народа, о богадельных домах, о выкупе пленных, об уничтожении суеверий и т.д.
Особое внимание Собора было уделено богослужению и, тесно связанному с ним, церковному пению. Ибо богослужение было важной стороной жизни и царя и митрополита, и всего русского православного царства. Отсутствие же до этого времени некоего единого центра, регулирующего вопросы богослужения, привело не столько к расцвету местных традиций, как это иногда принято считать, сколько к многочисленным нарушениям устава, сокращениям служб, чтению песнопений, вместо их пения и т.д. Недостаток грамотных певцов и чтецов, скудость средств для поддержания церквей и приобретения богослужебных книг и икон, привело к тому, что многие церкви в горах и селах, как было отмечено на Соборе, “стояли без пения”. Более того, во многих монастырях и соборах, даже достаточно богатых, богослужение и вовсе не совершалось по нерадению священников.
Недостатки отмечались и в богослужебных книгах. Многочисленные ошибки, допущенные писцами, а подчас и произвольное исправление ими содержания книг, не могли быть оставлены без внимания. Вследствие чего Собор призвал исправить книги по образцам, так как “священные правила … не повелевают неправленых книг в церковь вносити, ни же по них пети”.
Хотя постановления Стоглавого Собора и были известны исследователям церковно-певческого искусства, их влияние на него до сих пор во всех деталях не рассматривалось. Цель Бражниковских чтений, проходивших спустя 450 лет после Собора, заключалась в том, чтобы определить степень его воздействия на церковное пение. Выяснить, насколько певческие книги (а именно по ним мы можем судить о переменах, произошедших в этой области), отразили те изменения, которые должны были быть внесены в них в соответствии с постановлениями Собора.
Усилиями многочисленных исследователей, принимавших участие в конференции, рассмотревших отдельные явления церковного пения, была составлена общая картина, показавшая, как развивалось оно в дальнейшем, под влиянием решений Стоглавого Собора.
В ходе конференции обозначилось несколько монографических тем, раскрытых докладчиками на разных материалах. Такими темами стали: Ирмологий и использование роспевщиками песнопений этой книги для создания музыкальных циклов разных жанров: канонов (А.Н.Кручинина, Т.П.Карташова), задостойников (Е.Ю.Елисеева), розников (Д.В.Шитикова). По существу, во всех этих случаях мы имеем дело с пением “по модели” в разнообразных его проявлениях. Эта проблема была затронута и в докладе, касающегося материала из певческой книги Октоих (Ю.А.Назаренко). С певческими книгами Октоих и Ирмологий были связаны и еще два выступления (Е.В.Плетнева, А.В.Попов).
Другой монографической темой стало фитное пение как особое явление в древнерусской музыке. Оно рассматривалось на примере Стихир Евангельских (С.Мангано) и певческой книги Стихирарь месячный (И.А.Хаустова). Фитам и их названиям, использующимся в некоторых теоретических руководствах второй половины XVIIв., был посвящен доклад З.М.Гусейновой. В общем ключе выступлений этого заседания, посвященного древнерусской теории музыки, находился и доклад, автор которого (А.С.Емельянова) обратила внимание на состав знаков, использовавшихся роспевщиками в певческой книге Праздники.
Заседание, проходившее в Российской национальной библиотеке, было посвящено певческим книгам. Книжная инвентаризация, составление описей книг, хранящихся в библиотеках – эта проблема занимала не только наших современников. Она была актуальна и для эпохи русского средневековья. Уделил ей внимание и Стоглавый Собор, который повелел “считати и отписывати” их вместе с казной и “всякими обиходами монастырскими”. Особенностям описания певческих книг после Собора был посвящен один из докладов заседания (Н.Б.Захарьина). Еще два выступления были связаны с певческой книгой Стихирарь. Существование ее особого вида, обусловленного определением “Дьячее око” было непосредственно связано с решениями Стоглава, и основными событиями церковной истории (Н.В.Рамазанова). Особым явлением стал Стихирарь в певческой практике старообрядцев-поморцев (Ф.В.Панченко).
Старообрядчеству, соединившему в своем пении книжные и устные традиции, были посвящены также и доклад (Е.В.Плетнева, О.В.Гулиева), и демонстрация видеозаписей исполнения казаками-некрасовцами знаменных песнопений. Параллельно Стоглаву, упорядочивавшему церковную жизнь, создавалась другая книга — Домострой, направленная на “строительство” жизни частной, семейной. О свадебном чине, изложенном в этой книге, шла речь в докладе И.Б.Тепловой.
Два выступления касались песнопений древнейшего периода, к которому постоянно апеллировали составители Стоглава. В них были рассмотрены песнопения Пасхального цикла по Триодям XII-XIIIв. (С.Н.Тутолмина) и псалмы из Типографского Кондакаря (Т.В.Швец).
Еще одна монографическая тема конференции проявилась в докладах, посвященных закономерностям драматургии, композиции, поэтики чинопоследований, составляющих основу церковного календаря – Рождества Христова (А.Л.Орлова), Сретения (Ю.В.Гундарова), Пятидесятницы (О.П.Быкова). С этим комплексом было связано также выступление, в котором рассматривалось отражение в музыкально-поэтическом материале песнопений Великой Среды и Великого Четвертка образа Иуды Искариота (А.В.Бутузова).
На конференции прозвучали также доклады, посвященные “Русским многоголосным песнопениям в рукописях XVIв.” (Е.А.Архимандритова); “Перелому в развитии русской музыкальной культуры XVIIв.” (Г.А.Никишов); “Румыно-молдавской ветви славянской церковно-певческой традиции” (О.В.Голованова) и др.
Отличительной особенностью Бражниковских чтений – 2001 были выступления на них не только музыковедов, но также историков и филологов. Одно из них позволило уточнить датировку известного трактата по истории музыки “Откуду и от коего времени начася в нашей рустей земли осмогласное пение”, на основе новых сведений, полученных в результате исследования Степенной книги (А.В.Сиренов). В другом, был представлен новгородский летописный сборник конца XVIв., содержащий свидетельства современника о колоколах и звонах (О.Л.Новикова). Политическая ситуация в России накануне Стоглавого Собора, причины его проведения, экономические вопросы, поднятые на нем, а также общая характеристика его решений были представлены в первом докладе, прозвучавшем на конференции (В.В.Шапошник). Этот доклад позволил ввести церковное пение в общий контекст эпохи и послужил необходимым “вступлением” к материалам, представленным в дальнейшем ходе “Бражниковских чтений”.
По традиции основная тема Чтений была проиллюстрирована рукописными материалами. В Отделе рукописей открылась выставка ““Стоглав” и церковно-певческие рукописи”. Она показала связь конкретных источников, создававшихся во второй половине XVI – XVIIвв., с решениями Собора. Выставка позволила воочию убедиться в том, что каждое постановление Собора, касающееся церковного пения, было реализовано в процессе работы над созданием рукописных книг, предназначенных для музыкального оформления богослужения. На выставке были показаны книги ориентированные на церковный Устав – Стихирарь “Дьячее око”, Ирмологий “Дьячее око”; составленные после Собора нотированные службы святым Ефросину Псковскому и Авраамию Смоленскому, включенные в рукописи “молебны о многолетнем здравии и спасении благороднаго и христолюбиваго, и боговенчаннаго царя” и т.д.
В ходе обсуждения, последовавшего после завершения заседаний, участники конференции отметили достоинства и недостатки ее нынешнего проведения. Была отмечена, в частности, важность сохранения традиции этого масштабного форума, позволяющего представить итоги научных изысканий не только ученым, обладающим степенями и званиями, но и молодым исследователям (аспирантам и студентам), которые только начинают свою творческую деятельность. Эта традиция была заложена М.В.Бражниковым, и на ней “выросли” многие, известные ныне музыковеды.
Участники Чтений отметили и их недостаток. Песнопения, речь о которых идет в докладах, непременно должны звучать на конференции как музыкально-поэтические произведения. Этой же цели должны служить и концерты, сопровождающие Чтения. В этом смысле концерт, состоявшийся 5 апреля в Фонтанном доме Шереметевых, отчасти решал эту задачу. Ансамбль отделения древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории (художественный руководитель Н.В.Мосягина) исполнил песнопения знаменного и демественного роспева по рукописям XVIIвв. Во втором отделении концерта прозвучали произведения Д.С.Бортнянского и П.И.Чайковского, исполненные камерным хором под управлением Г.Чернова.
В 2002г. исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Максима Викторовича Бражникова. Достойно отметить юбилей создателя современной научной школы исследователей церковно-певческого искусства – основная задача следующих “Бражниковских чтений”. С предложениями и пожеланиями можно обращаться в Оргкомитет чтений: Отдел рукописей РНБ, тел. 312-28-63 (Н.В.Рамазанова), Санкт-Петербургская консерватория, Отделение древнерусского певческого искусства (Н.Б.Захарьина).
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Бражниковские чтения -2001, К 450-летию Стоглавого Собора/ Сайт РНБ. Электронный ресурс//режим доступа: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2001/4-2.htm#1