Дата проведения
28-29 ноября 2017
Место проведения
Иваново
Организаторы
Ивановская областная библиотека для детей и юношества
Тип
Форум
Докладчики (показать/скрыть)
Архипова И.Ю. «Работа массового отдела ЦГДБ:
новые форматы и нестандартные решения»
Белова Н.М. «Выставочный проект «Из истории простых вещей»
как фактор повышения интереса к чтению»
Верещагина А.Н. Приветствие
Воркуева Д.А. «Workshop "В начале было слово"»
Григорьева И.В. «Реализация проектов по продвижению чтения
в детской среде в МУК Родниковской районной ЦБС»
Громова Н.В. «Эффективная библиотека – требование времени»
Зелинская С.Ю. «В фокусе особенные дети и молодежь»
Иванова Л.И. «Выставочный проект «Из истории простых вещей»
как фактор повышения интереса к чтению»
Кашаев В.Е. «Quo vadis, библиотека?»
Красулина Е.В. «"Шаг навстречу": опыт взаимодействия
со специальными учреждениями для детей»
Луковицына Т.И. «Библиотека и дети: новый формат общения»
Мезенцева О.П. «Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: стратегии развития библиотек»
Михнова И.Б. «Специализированное обслуживание молодежи –
мировой библиотечный тренд»
Неверова Н.В. «Читающее детство: эффективные практики
по поддержке детского и юношеского чтения
в Ульяновской области»
Пантюхова Т.В. «Программно-проектная деятельность в библиотеках»
Скурлова И.А. «Молодежь в библиотеке: новые идеи –
новые возможности»
Трефилова М.Н. «Магическая энергетика проектов: от идеи к реализации»
Трофимова Н.В. Приветствие
Троянова Е.С. «"Чтение семейного масштаба":
опыт работы в рамках областной программы»
Филимонова В.В. «Отдел "Отрочество. Юность –
территория возможностей": от теории к практике»
Фищук Н.Н. «В фокусе особенные дети и молодежь»
Челышева И.В. «Время читать: инновации в поддержку детского чтения»
Шишкина О.Л. «Библиотечный театр – дорога к книге»
О мероприятии
28-29 ноября 2017 года в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества прошел Межрегиональный форум «Библиотека будущего или Будущее библиотеки». Профессиональное мероприятие было приурочено к 90-летию детской библиотеки. Целями форума были: поиск современных путей развития библиотеки для детей и юношества, выявление эффективных форм привлечения аудитории, обобщение и ретрансляция передового опыта работы библиотек с подрастающим поколением.
Гостями Дома на Крутицкой стали более семидесяти человек. В форуме участвовали девять представителей из пяти библиотек России: Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, Нижегородской государственной областной детской библиотеки, Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова, Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки (г. Чебоксары) и Ярославской областной детской библиотеки имени И.А. Крылова. Кроме того, перед участниками форума в режиме онлайн выступили коллеги из Российской государственной детской библиотеки, Российской государственной библиотеки для молодежи и Липецкой областной детской библиотеки. Профессиональное мероприятие вызвали широкий отклик библиотекарей Ивановской области и города Иваново: своих представителей делегировали районные и муниципальные библиотеки и централизованные библиотечные системы (Ивановского и Родниковского районов, городов Кинешма, Комсомольск, Тейково, Фурманов, поселков Верхний Ландех и Савино); централизованные библиотечные системы (взрослая и детская) г. Иваново были представлены сотрудниками центральных городских библиотек и библиотек-филиалов. Поддержали нашу библиотеку и областные учреждения: Центральная универсальная научная библиотека региона, Ивановская областная специальная библиотека для слепых и Ивановский колледж культуры; а также библиотеки ВУЗов (ИвГУ, ИГЭУ, ИГХТУ, ИГМА). Кроме библиотекарей в работе форума приняли участие представители творческой интеллигенции края и специальные гости – издатель Марина Сергеева и писатель Игорь Карде (г. Москва).
Тема форума была выбрана не случайно. Всем известно, что в последние годы библиотечная жизнь претерпевает ряд качественных изменений: модернизация и оптимизация, внедрение инноваций и т.п. Современная библиотека – это креативное пространство, где люди могут общаться, пользоваться интернетом и разнообразной литературой из богатого книгохранилища. В то же время меняются подходы к пониманию значимости библиотек для местного сообщества. Профессиональное сообщество ищет ответы на вопросы: «Какова должна быть деятельность библиотеки в новых условиях?», «Какая библиотека нужна сегодняшнему читателю?», «Какие современные формы взаимодействия эффективны в работе с разными читательскими группами?» и пр. Продолжается разработка оптимальных путей развития библиотек, современных форм работы с детской и юношеской аудиторией. Свой собственный поиск осуществляют сотрудники ИОБДЮ – организаторы форума и библиотеки-участники из Ивановской области и других регионов. Все стремились рассказать, обобщить опыт деятельности и взаимодействия с читателями, поделиться проблемами и вместе найти решения.
Первый день. Пленарное заседание
С приветственным словом к собравшимся обратилась директор Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, заслуженный работник культуры РФ Алевтина Николаевна Верещагина. Она говорила о современной ситуации в отрасли культуры и библиотечном деле, о сокращении численности учреждений, их видоизменениях и приспособлении к жизни. Будущее формируется сегодня, и цель форума – поговорить о тех ростках нового, которые стремятся к жизни, о преодолении системного кризиса и повышении качества деятельности. Название форума сложилось из двух словосочетаний, которые волнуют и тревожат каждого профессионала: «библиотека будущего» и «будущее библиотеки» – и даже в порядке слов заложена позитивная основа. Успех любого дела невозможен без успеха каждого сотрудника, который вносит в него свою лепту. Библиотекари должны идти навстречу своим читателям, слышать и чувствовать веяния времени, проявлять гибкость и постоянно самосовершенствоваться.
Свое онлайн выступление «Специализированное обслуживание молодежи – мировой библиотечный тренд» Ирина Борисовна Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Совета при Президенте РФ по русскому языку, кандидат педагогических наук, начала с теплого приветствия и поздравления с юбилеем. Она немного поговорила об истории нашей библиотеки и обратила внимание присутствующих на вторую яркую дату – в 2017 году исполнилось 50 лет Ивановской юношеской библиотеке, а вместе с ней – специализированному библиотечному обслуживанию молодежи в нашем регионе. По ее словам, специфика юношеских библиотек изначально была в смысловом сосредоточении не на книгах, а на читателях – людях со своими личностными особенностями. Руководство по библиотечному обслуживанию юношества IFLA (2008) закрепило два существенных момента: необходимо помочь личности успешно перейти от детства к взрослости посредством ресурсов и среды; важно помнить, что юноши – это не только повзрослевшие дети, но и молодые взрослые и в объединенных (детско-юношеских) библиотеках найти сопряжение интересов и удовлетворить потребности разновозрастной аудитории. И.Б. Михнова рассказала о проектах РГБМ, электронной газете и методической функции федеральной библиотеки (циклах вебинариумов, доступных на канале в YouTube). Она подчеркнула, что некоторые существующие потребности молодежи возможно удовлетворить при содействии библиотеки, все они укладываются в принцип «4-с»: самообразование, самопознание, самоидентификация и самореализация, и в итоге – саморазвитие. Успех обеспечивает знание базовых основ и их использование в библиотечной деятельности, это: широкий спектр интересов и личностных потребностей молодежи и работа вместе с читателями. Детская библиотека – это пространство развития, а молодежная библиотека – это пространство возможностей, один из эффективных социальных лифтов для пользователей.
Не менее интересным было и второе онлайн выступление. Его тему Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук обозначила как «Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: стратегии развития библиотек». Она говорила о важнейших документах, которые были приняты в последнее время. Они касаются детского чтения и деятельности всех библиотек, обслуживающих детей и юношество. Впервые статус государственной имеет «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в России», утвержденная премьер-министром РФ Д.А. Медведевым в июне 2017 года. План ее реализации разрабатывается межведомственной рабочей группой по основным направлениям и есть надежда на достойное финансирование со стороны государства. В рамках программы ведется научно-исследовательская деятельность: анализ влияния детской литературы и окружающей электронной среды на чтение и литературное развитие подрастающего поколения; разработка национальной системы классификации читательских компетенций; подготовка методических рекомендаций. Кроме того, неотъемлемой частью программы является поддержка детской литературы и книгоиздания (проведение всероссийских книжных ярмарок, появление национальной премии и т.п.); поддержка мероприятий по продвижению чтения; формирование и реализация государственного заказа на комплектование фондов детских муниципальных библиотек путем выделения целевых трансфертов их федерального бюджета (резолюция от 12 июня 2017 года №ДМ-П39-3744). О.П. Мезенцева также рассказала о некоторых проектах РГДБ (информационный ресурс «Библиотеки России – детям», акция «Подари ребенку книгу» и т.п.), уделила внимание подготовке новой редакции «Руководства для библиотек России, обслуживающих детей» и профессиональному стандарту специалиста библиотечно-информационной деятельности (который пока не подписан).
Благодарим руководство федеральных библиотек (РГБМ и РГДБ), являющихся для нас методическими центрами, за поддержку форума, содержательные и интересные выступления и теплые слова поздравлений с 90-летием библиотеки.
Пленарное заседание первого дня форума продолжилось выступлением «Quo vadis, библиотека?» Владимира Евгеньевича Кашаева, заслуженного работника культуры РФ, директора Центральной универсальной научной библиотеки региона, кандидата философских наук, доцента. В этой теме скрыт вопрос-обращение: «Куда идешь, библиотека?», созвучный с темой форума. Современные библиотеки работают с цифровым контентом, изменилась роль библиотекаря (от хранителя книжных коллекций до работника сферы услуг) и его миссия – проводника и опытного лоцмана в информационном цифровом океане. Поиск путей выживания привел к трансформации библиотек в площадки социального взаимодействия, общественные пространства и зоны музейного типа. Кроме того, если библиотека ориентирована на потребности пользователей она становится местом общения, познания и творчества. Деятельность наших учреждений социально ориентирована (путем организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья), интенсивно внедряются новые технологии. Необходимо обратить особое внимание на формирование информационной и правовой культуры населения (создание центров правовой информации), а также на работу по краеведению – такие приоритеты обозначил в своем выступлении В.Е. Кашаев.
Большой интерес аудитории вызвало выступление заместителя директора по научно-исследовательской и инновационной деятельности Нижегородской государственной областной детской библиотеки Татьяны Владимировны Пантюховой на тему: «Программно-проектная деятельность в библиотеках». Теоретические основы, изложенные в докладе, были подкреплены примерами из практики, рекомендациями из опыта работы.
Нижегородские коллеги успешно реализуют несколько проектов, направленных на привлечение к книге и чтению. Букет проектов НГОДБ включает грантовые, образовательные, социальные и пиар-проекты. Среди них: «Нижегородцам ПРО Чтение», «Любить Отечество, как Минин!», «Под флагом науки», «Звездинка,5 – территория культуры и творчества», «День ЧТЕНИЯ – круглый год» (художественная и познавательная линейки) и т.д. Т.В. Пантюхова обратила внимание аудитории на некоторые важные аспекты: активности библиотеки, проектные дни, консолидация со школой и условия ФГОС, институт наставничества и внестационарное обслуживание. Все проекты Нижегородской детской библиотеки имеют матричное управление, создаются проектной командой и направлены на решение конкретной проблемы. Библиотеки обладают информационными ресурсами, а библиотекари – интеллектуальными ресурсами и задача проектной деятельности объединить их в единое целое с целью привлечения читателей.
«Читающее детство: эффективные практики по поддержке детского и юношеского чтения в Ульяновской области» – так назвала свое выступление Наталья Васильевна Неверова, заместитель директора по библиотечной и инновационной деятельности Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. Ульяновск назван «Литературным флагманом России» (2015), имеет статус самого читающего региона в России (2016) и почетное звание «Город литературы ЮНЕСКО», региональной властью делается очень многое для поддержки библиотек: принята «Программа продвижения чтения в Ульяновской области в 2017-2020 годы «Время читать!», ежегодно составляется План мероприятий межведомственного взаимодействия библиотек общеобразовательных организаций и общедоступных библиотек Ульяновской области и т.д. Приятным событием для Аксаковки является процесс реконструкции и модернизации помещений библиотеки (с целью реализации основных положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки»), который уже начался. Развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения включает также гарантированное комплектование библиотечных фондов Ульяновской области (в рамках областной программы поддержки книгоиздания и предоставления субсидий из областного бюджета на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы). С целью популяризации книги и чтения, формирования читательских компетенций и развития творческих способностей ульяновские коллеги проводят разнообразные акции («Областной день чтения», «Читайте ради жизни», «Наши истоки. Читаем фольклор» и др.), конкурсы («К чтению – через игру», «Аленький цветочек» и др.), реализуют проекты («Детская литературная филармония», «Читаем, слушаем, творим!» и др.).
Библиотекой имени Аксакова ведется научно-исследовательская и методическая деятельность по продвижению детского чтения в регионе (социологическое исследование по проблемам детского чтения «Чтение детей Ульяновской области»; сбор работ специалистов социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению; создание базы данных «Чтение поколения NEXT» и др.). Н.В. Неверова подробно рассказала о значимых проектах библиотеки, а также об ожиданиях и планах, связанных с объявлением Десятилетия детства и подписанием Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения.
Заведующая отделом инновационно-методической и исследовательской работы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки Наталия Валентиновна Громова тему своего сообщения обозначила как «Эффективная библиотека – требование времени». Она говорила о важных стратегических документах в сфере детства, принятых в России за последние годы. Включение библиотек (бесплатных и общедоступных учреждений) в комплекс воспитательного процесса на государственном уровне выдвигает требования повышения качества работы с детьми и молодежью. Н.В. Громова рассказала о том, что процесс модернизации библиотек в Чувашии идет с 2013 года и завершен на 99%, а также о том, что библиотечным обслуживанием охвачено более 95% детского населения и 55% молодежи республики.
Наиболее масштабным проектом республиканской детско-юношеской библиотеки в поддержку чтения стал Всероссийский слёт юных книгочеев и молодых библиотекарей «Читать – Непременно!». Чтение позиционируется библиотеками Чувашской республики как важная составляющая здорового образа жизни, перед специалистами стоит общая задача первичной профилактики асоциальных явлений. В этом году более пяти тысяч детей и подростков, педагогов и библиотекарей стали участниками республиканской акции «Марш здоровья» и около 1 тыс. чел. участвовали в республиканской информационной профилактической акции «В зоне особого внимания».
С темой «Молодежь в библиотеке: новые идеи, новые возможности» выступила Ирина Анатольевна Скурлова, заведующий отделом инновационно-методической работы Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи. Владимир стал библиотечной столицей в 2018 году, и это не случайно: при поддержке региональной власти реализованы проекты модернизации и информатизации библиотек. Объединение детской и юношеской библиотек во Владимире произошло не так давно, в 2011 году. Сейчас библиотека предлагает современную модель обслуживания детей и молодых пользователей с их динамично развивающимися интересами и потребностью в новых информационных технологиях. Проводится большая работа по изменению информационно-визуального облика – модной и современной стала библиотека для детей и молодежи, расположившаяся в трех корпусах в разных районах города.
И.А. Скурлова рассказала об активностях библиотекарей Владимира, направленные на привлечение непростой категории читателей – молодежи. Среди них: проекты «Неформат», студия ГТО «В знаниях сила», фестиваль «Яркий мир» и др. В библиотеке проводятся мероприятия, организованные в сотрудничестве с молодежными организациями – Молодежной думой и Молодежным правительством (например, дебаты «Сухой закон: за и против» или проект «Читать – это круто!»), успешно проходят акции «Библионочь» и «Ночь перед экзаменом», привлек внимание общественности проект «Классика о классиках», актуален проект для подростков «Выбери свой успех» (по профориентации). Работа по правовому просвещению и пропаганде здорового образа жизни строится в рамках реализации областных программ «Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений» и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». Библиотека является центром, объединяющим различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей и молодежи. Успешность деятельности, по мнению владимирских библиотекарей, предопределяется стремлением думать как молодежь и говорить с ней на одном языке.
Итак, завершилась насыщенная программа пленарного заседания, участники форума с удовольствием прослушали интересные и полезные выступления коллег. Что-то заставило задуматься, что-то привело к творческому поиску, а что-то подсказало верность выбранного вектора развития и общность направлений деятельности. Впереди у библиотекарей были открытый микрофон и занятия по секциям, а еще обсуждение и осмысление услышанного и увиденного…
Первый день. Открытый микрофон «Разговор о писателе, издателе и читателе»
Продолжением первого дня форума «Библиотека будущего или Будущее библиотеки» стал открытый микрофон на тему «Разговор о писателе, издателе и читателе». На мероприятие (не совсем обычного для нашей библиотеки формата) были приглашены: издатель Марина Петровна Сергеева и писатель Игорь Карде (г. Москва), ивановские литераторы-члены Союза писателей России Ю.В. Орлов и С.И. Олексенко, журналист В.Г. Соколов, писатель Д.Н. Зарубина, педагог-психолог Д.Е. Лебедева (центр профориентации и развития «Перспектива»), школьный библиотекарь Т.В. Котова (МБОУ СОШ № 1). Ведущими мероприятия стали зав. сектором абонемент отдела «Детство» Елена Александровна Баранова и зав. отделом «Молодежный центр» Елена Вячеславовна Голубева. Активное участие в дискуссии принимала Татьяна Владимировна Пантюхова (г. Нижний Новгород) и читатель нашей библиотеки Федор Богатырев (учащийся 11-а класса гимназии № 23).
Главной героиней открытого микрофона стала книга, ее настоящее, а главное – будущее. Сможет ли она «выжить» в борьбе со своими конкурентами – гаджетами, Интернетом, компьютерными играми. И поэтому основными вопросами обсуждения были: «Каковы причины падения интереса к чтению, настолько ли велико это падение, как принято считать?», «Какой должна быть книга для современного ребенка и подростка, как ее донести до читателя?», «Каковы тенденции современного издательского рынка, есть ли будущее у традиционной бумажной книги?», «Что считать чтением? Только литературное произведение, или чтение постов и блогов – это тоже своего рода чтение?» и др. Каждый из них вызвал достаточно противоречивые мнения и стал предметом бурного обсуждения. Особенно эмоциональным был спор вокруг книг, в которых затрагиваются такие непростые темы, как смерть близких, фашизм, терроризм, насилие в семье, детский и подростковый суицид. Как работать с такими книгами, стоит ли их рекомендовать читателям? Участники дискуссии были уверены в одном каждая рекомендация книги – индивидуальна, библиотекарь должен хорошо изучать и знать своих читателей, мы в ответе за то, о чем говорим и с кем говорим. Важно акцентировать внимание на литературе, воспитывающей гражданина, позитивно влияющей на формирующееся мировоззрение юных читателей. Однако, у каждого человека есть право выбора, он сканирует мир и рефлексирует, в том числе и через чтение, а библиотека является территорией диалога, местом встречи полярных точек зрения и интеллектуального развития (текст заставляет работать мозг человека, его воображение). И как же приобщить детей и подростков к чтению? В зале звучали разные мнения: через аудиокниги и экранизации, плавно переходя от простого «чтива» к более сложному, путем поиска «своей» книги и «своего» автора, без запретов читать то, что хочется и барьеров в выборе литературы, следовать правилам Даниэля Пеннака и т.д. По общему мнению библиотекарей, мы сейчас имеем дело с поколением, которое обогнало своих родителей, дети опережают педагогов и руководителей чтения, и наша задача – научиться с ними работать и идти в ногу со временем. Одним из самых интересных моментов мероприятия стало выступление Федора Богатырева. Он не только ответил на вопросы присутствующих о том, какие книги читают его сверстники, что влияет на их выбор, но и принимал активное участие в обсуждении каждого поднимаемого вопроса, отстаивал собственную позицию и аргументировал свой выбор. Мы благодарим всех участников открытого микрофона за эмоциональность и открытость, за хороший и обстоятельный разговор, который у нас получился.
Второй день форума
Второй день профессиональной программы межрегионального форума «Библиотека будущего или Будущее библиотеки» был насыщен и не менее интересен. В первой половине дня была организована работа двух тематических секций, которые работали параллельно в разных залах библиотеки. Затем состоялось торжественное мероприятие, посвященное 90-летию библиотеки, на которое кроме участников форума были приглашены наши учредители, социальные партнеры, ветераны.
На площадке «Проекты по продвижению чтения в детской среде», организованной в отделе «Детство», коллеги делились своим позитивным опытом, рассказывали об акциях и мероприятиях для юных читателей. Мероприятие началось с выступления ведущей секции, заведующего отделом «Детство» ИОБДЮ Ирины Викторовны Челышевой. Она рассказала об участии в масштабных акциях, проведении летних игровых программ, о работе с многодетными семьями и детьми с ограниченными возможностями здоровья, об организации циклов познавательно-игровых занятий по тематическим программам и семейном клубе «Теремок». Изюминкой «детской» секции стал практикум по технологии модерации «День ЧТЕНИЯ – круглый год», который провела для участников форума Татьяна Владимировна Пантюхова (Нижегородская областная детская библиотека). Технология модерации пришла из бизнес-сферы, ее изучение и внедрение является одним из перспективных направлений деятельности библиотек. Т.В. Пантюхова рассказала о сути своего проекта, его научно-познавательной и художественной линейках, построении занятий и подготовительной работе библиотекарей. Задачей мероприятий является вовлечение детей в процесс чтения и расширение читательских горизонтов. Выбор литературных произведений из предложенной библиотекарями программы осуществляют педагоги и родители. Участники форума смогли окунуться в процесс создания мероприятия, которые практикуют нижегородские коллеги в рамках проекта. Татьяна Владимировна предложила попробовать придумать занятие по книге Джулии Дональдсон «Груффало», и после теоретической части прошел своеобразный тренинг. Команды участников получили творческое задание по созданию определенной части занятия, а затем представили его аудитории. Все были вовлечены в процесс и активно принимали в нем участие, а затем получили оценку компетентного специалиста. Свои профессиональные находки представили также Е.С. Троянова из Липецкой областной детской библиотеки (по скайпу) и гости Дома на Крутицкой: Галина Александровна Кузьмина (Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека), Ирина Юрьевна Архипова, Людмила Ивановна Иванова и Надежда Михайловна Белова (ЦБС детских библиотек г. Иванова), Ирина Владимировна Григорьева (Родниковская районная ЦБС) и Татьяна Ивановна Луковицина (Кинешемская городская ЦБС).
В отделе «Молодежный центр» была организована площадка «Работа в режиме нон-стоп: открытость, многофункциональность, разноформатность». В центре внимания были проекты и активности для подростков и молодежи, предлагаемые библиотеками общедоступными и вузовскими библиотеками. Коллеги с увлечением приняли участие в мастер-классе «Путь от библиотекаря к игропрактику», который провела Елена Вячеславовна Голубева и сотрудники отдела «Молодежный центр» ИОБДЮ. Полезными и интересными были выступления представителей библиотек высших учебных заведений: Марии Николаевны Трефиловой (ИГЭУ) и Дарьи Андреевны Воркуевой (ИГХТУ) – рассказ о магической энергетике реализуемых проектов и воркшоп по их разработке органично дополнили друг друга и, конечно, натолкнули участников форума на размышления и новые идеи. Выступления художественного руководителя театра книги «Корноватка» Ольги Леонардовны Шишкиной и заведующего отделом «Отрочество. Юность» Веры Викторовны Филимоновой раскрыли опыт нашей библиотеки, особенности и изюминки. Очень важное направление работы с подростками затронула в своем выступлении Елена Владимировна Красулина, заместитель директора Ярославской областной детской библиотеки. Она рассказала об опыте взаимодействия со специальными учреждениями для «трудных» детей, которое строится на особенностях этой категории ребят. Это направление деятельности требует от библиотекарей внимания и терпения, умений и такта, оно невозможно без знания законодательства и поддержки со стороны специализированных учреждений для несовершеннолетних. В работе этой площадки приняли участие представители Ивановской областной общественной организации молодых инвалидов и их родителей «Грани» – социальные партнеры и друзья нашей библиотеки. Выступление особенных ребят и их родителей было тоже особенным: они представили целую театрализованную программу «Театра Книжной Миниатюры» учебной квартиры организации. Участники форума познакомились с «особыми библиотекарями», необычным календарем литературных дат и картой ивановских библиотек, на которой есть и Дом на Крутицкой. Из теплого поздравления с юбилеем мы узнали, что наша библиотека – одно из любимых мест ребят и их родителей, и это для нас очень дорого… О начале работы с «Гранями», о совместных делах и планах рассказали Надежда Николаевна Фищук (заведующий сектором «Искусство»), Светлана Зелинская (председатель организации) и Анна Богачева (волонтер).
Итак, профессиональная программа форума «Библиотека будущего или Будущее библиотеки» подошла к своему финалу. Было много интересных выступлений, приятных встреч и очень важного общения с коллегами. Все задуманное – состоялось, а вот получилось или нет – судить не нам. Мы, организаторы форума, благодарим всех участников за плодотворную работу, за тепло и внимание.
Завершило форум торжественное мероприятие, посвященное 90-летию библиотеки: поздравления, награды, подарки и много хороших и добрых слов…
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Межрегиональный форум «Библиотека будущего или Будущее библиотеки».URL: https://iv-obdu.ru/dlya-kolleg/sobytiya/mezhregionalnyy-forum-/