Тема
«Библиотеки на гребне цифровой волны»
Дата проведения
14-15 октября 2020
Место проведения
Екатеринбург
Организаторы
Министерство культуры Свердловской области
Российская библиотечная ассоциация
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г.Белинского
Центр по изучению проблем информатики ИНИОН РАН
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Андреева М.В. «SMART- лаборатория как центр для повышения цифровой грамотности населения»
Арсентьева В.В. «Цифровая культура незрячих пользователей»
Батурина А.С. «Новейшие практики библиотек в сфере интернет-рекламы»
Гребенников С. «Цифровая грамотность (безопасность, компетенции, потребление): роль и место библиотеки»
Гудова М.Ю. «Мультимодальное чтение в библиотеке»
Дрыжова Т.Ю. «Роль профессиональной прессы в неформальном образовании в эпоху пандемии»
Дюсибаева Д.Т. «Медийная и информационная грамотность в библиотеках Казахстана»
Елисейкина И.К. «Продвижение ресурсов НЭБ и Президентской библиотеки с помощью онлайн-сервисов»
Ивашина М.В. «Всё, что вы не знали о Хакатоне»
Ивашина М.В. «Принимаем вызов: требуется апгрейд системе образования в библиотеке»
Камкина О.В. «Библиотека «TechnoScience»: к цифровой трансформации готовы!»
Климин А.В. «Доступная библиотека — это просто. Создание виртуальных экскурсий по мероприятиям и печатным изданиям: из опыта участия в проекте "Хакатон. Умная библиотека"»
Кямкина Е.В. «Онлайн-коллаборации, или В соцсеть за Белым кроликом»
Лемтюгина Ю.С. «"Подорожник городу" из опыта работы по созданию онлайн-журнала»
Лисицкий А.В. «От культуры сохранения к культуре изменений»
Магазевская Л.М. «Цифровые средства коммуникации как инструмент взаимодействия с пользователем»
Матвеева И.Ю. «Профессиональные события онлайн»
Михайленко Е.В. «Новые компетенции библиотекаря, и как они влияют на "погоду" в библиотеке»
Михнова И.Б. «Как стать «равными среди равных» в цифровом сообществе?»
Опанюк П.С. «Мутим медиа. Видеоконтент»
Опарина О.Д. Приветствие
Пантюхова Т.В. «Стихия и стихийность непрерывного образования в библиотеке»
Петрякова Н.А. «Говорит и показывает библиотека…»
Плохотник Т.М. «TikTok и подкасты в библиотеке: возможности и перспективы»
Русина А.В. «Завтраки с Президентской библиотекой»
Сметанина И.А. «К цифровой грамотности — через игру»
Смутнева Е.Г. «Профессиональное развитие vs формальная система повышения квалификации»
Соколова Н.Ю. «Библиотека и читатель в цифровую эпоху: аспекты взаимодействия и взаимовлияния»
Сулейманова Л.А. «Библиотека и цифровое кураторство»
Тюшева Н.А. «По стопам Алисы: анимация и интернет для детей и подростков в библиотеке. Об опыте работы студии анимации «МультКадрики» и IT-клуба для детей и подростков «Интернет-Зазеркалье» в библиотечном пространстве»
Учайкина С.Н. Приветствие
Хисамутдинов Р.Е. «Netflix позвонит. Библиотечные прямые эфиры и видео: задачи, аудитории, технологии»
Чернавина И.А. «Культурное наследие Ирбита в новом формате»
Чувашова Е.О. «О методическом сопровождении Национального проекта «Культура» в части создания модельных библиотек. Опыт Российской Национальной библиотеки»
Шашкина А.Л. «Как спасти грантовый проект в условиях пандемии»
О мероприятии
1. Конференция прошла в очно-заочном формате. Заседания состоялись в актовом зале Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского (программа и запись трансляции). Цель конференции заключалась в формировании стратегии и актуальных форматов деятельности библиотек в условиях интенсивной цифровой трансформации библиотечной сферы. Организаторы мероприятия —Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Российская библиотечная ассоциация и Центр по изучению проблем информатики ИНИОН РАН.
2. В работе конференции приняли участие 1832 специалиста из 66 регионов России и 10 стран мира. Было сделано 34 доклада. Работало четыре секции (экспертная встреча «Куда дует цифровой ветер: вызовы цифровой трансформации библиотек», панельная дискуссия «Образовательный бум. Дневник тотального онлайна: достижения или потери?», марафон культурных практик «Библиотекарь на цифровой кухне: от новых цифровых форматов к новейшим», дискуссия «Цифровой дозор. Как продвигать идеи медийно-информационной грамотности сегодня?»), а также был проведён баттл «Жизнь в онлайне — наше всё?»
3. Обсудив вопросы реализации национального проекта «Культура» и цифровой трансформации библиотек, переформатирования программ профессионального развития для повышения уровня медиакомпетенций библиотечных специалистов, модернизации программ формирования медийно-информационной грамотности в библиотеках, применения новых цифровых инструментов и онлайн-сервисов для различных целевых аудиторий, образования партнёрств для реализации медиапроектов, участники конференции пришли к следующим выводам:
3.1. Становление цифровой цивилизации сопровождается ускорением темпа социальных изменений. Стремление библиотекарей быть на гребне цифровой волны подразумевает, с одной стороны, постоянное освоение ими новых цифровых инструментов и онлайн-сервисов для совершенствования собственной деятельности, с другой — понимание общей логики трансформации общества в контексте развития цифровой экономики (Четвёртой промышленной революции). Цифровизация предусматривает внедрение цифровых технологий в физические и биологические процессы путём создания киберфизических систем («умной среды»).
3.2. Важную роль для проектирования будущего библиотек в эпоху цифровой трансформации общества приобретает видение библиотеки как системы. В эпоху массового распространения киберфизических систем библиотека, понимаемая как система, имеет шанс не только сохраниться в высокоавтоматизированной цифровой среде, но и реализовать в ней на новом уровне собственную сущность. Особое значение при этом приобретает развитие материально-технической базы. Оно должно включать в себя как видимые для пользователя услуги и сервисы, так и скрытые от него внутренние процессы, важные для функционирования библиотечной инфраструктуры.
3.3. Развитие цифровой среды привело к появлению в учреждениях профессионального образования и библиотеках России новых практик формального, неформального и информального образования. Этот новый опыт нуждается в сборе, консолидации и осмыслении с целью переформатирования существующих программ повышения квалификации библиотечных специалистов.
3.4. Единая цифровая среда создаёт благоприятные условия для создания онлайн-коллабораций, позволяющих реализовывать совместные сетевые проекты, независимо от расстояния и ведомственного подчинения.
3.5. В свете цифровой трансформации общества меняются требования к программам формирования медийно-информационной грамотности в библиотеках. Традиционные темы, характерные для этого направления, должны быть дополнены вопросами, связанными с пониманием смысла цифровых технологий, а также защиты прав и свобод человека в мире, управляемом с помощью алгоритмов.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
IV Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотека и формирование информационной культуры общества в контексте задач реализации Национального проекта «Культура»». Резолюция. URL:http://conference.uraic.ru/Section/2020-10-14-rezolyutsiya