Дата проведения
7 октября 2016
Место проведения
Москва
Организаторы
Российская государственная детская библиотека
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Барская Е.А. «Чтение автобиографической прозы в современной школе»
Безотосная Г.В. «Проект "Читать модно! Мастерская диалога". Опыт приобщения детей к чтению в пространстве библиотеки»
Бойцова А.Е. «Рубрика "В мире книг" как средство развития читательского интереса и библиографических знаний и умений у учащихся младшего школьного возраста»
Бокова А.В. «Актуальные формы массовой работы с читателями 10-11 лет»
Бударина И.В. «Взаимодействие учителя-словесника и педагога-библиотекаря в организации и проведении уроков внеклассного чтения»
Веденяпина М.А., Гавришин И.С. Вступительное слово
Володина Ю.В. «Работа с детской литературой в "Школе Профессий"»
Гриценко З.А. «Развитие интереса к чтению – проблема методики или взрослого, работающего с детьми?»
Давыдова И.С. «К вопросу мотивации подросткового чтения»
Купцова А.В. «Интерактивные игры-викторины как средство приобщения детей к чтению»
Кутейникова Н.Е. «Формирование интереса к литературе в процессе чтения современных книг для детей и подростков»
Малахова Н.Г. «Ребенок нечитающий, или возможна ли библиотечная педагогика?»
Матушкина Н.Ю. «Понимание школьниками текстов разных видов»
Мачехина О.Н. «Реализация воспитательного потенциала семейного досугового чтения через создание медиа-проектов-буктрейлеров»
Меньшова М.С. «Инструменты педагогики сотворчества в смысловой работе с текстом»
Пантюхова Т.В. «Культурное поведение в социальной практике читателей библиотек»
Речмедилова И.В. «Конфликт: электронная книга или бумажная»
Романичева Е.С. «Подготовка в области чтения в педвузах: возможные векторы развития»
Романова О.А. «Формирование читательской компетентности»
Руднев В.Н. «Антропология читателя (по материалам социально-педагогического исследования)»
Севостьянова Е.Б. «Конфликт читательских интересов в диаде "учитель-ученик" и психолого-педагогические приемы его разрешения»
Тарасенко В.Н. «Своя игра или библиотечный джаз»
Хренова О.М. «Развитие интереса подростков к чтению в процессе школьного преподавания литературы»
Яковлева С.Н. «Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста»
О мероприятии
7 октября 2016 г. в Российской государственной детской библиотеке в рамках проекта РГДБ «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» прошла научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения».
В конференции приняли участие 129 специалистов из 10 регионов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Коми, Нижний Новгород, Тольятти, Севастополь, Белгород, Череповец) – библиотекари, психологи, социологи, преподаватели высшей школы, педагоги школ и дошкольных учреждений, представители профессиональных СМИ, издательств и др. Онлайн трансляция Пленарного заседания Конференции и круглого стола «Школьное (обязательное) и досуговое чтение подростков: трудности и перспективы» собрала более 100 слушателей.
Участников конференции приветствовали директор Российской государственной детской библиотеки Мария Александровна Веденяпина и заместитель директора по информатизации и фондам Гавришин Илья Станиславович.
На Пленарном заседании докладчики говорили о вопросах приобщения детей к чтению (Зинаида Александровна Гриценко, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель Гуманитарного филологического центра «СЕРВАНТИНОС» при ГБОУ «Школа № 1252 им. Сервантеса»), возможностях библиотечной педагогики (Наталья Григорьевна Малахова, психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению»), проблемах методической подготовки специалистов, работающих с детьми, и необходимости взаимодействия специалистов из разных социальных институтов, занимающихся исследованиями и практической работой в области детского чтения (Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»).
В рамках конференции был организован специальный круглый стол «Школьное (обязательное) и досуговое чтение подростков: трудности и перспективы», на котором было продолжено обсуждение поднятых на пленарном заседании вопросов. Особое внимание ведущие круглого стола – Елена Станиславовна Романичева, Алексей Александрович Олейников и Ксения Александровна Молдавская – сфокусировали на проблемах школьного чтения и особенностях приобщения подростков к миру художественной литературы в рамках школьной программы. Наибольшие сложности вызвал вопрос, касающийся путей и способов формирования интереса к чтению и литературе как основного механизма читательской мотивации подростков.
Во второй половине конференции состоялись три секции, на которых участники смогли поделиться результатами проведенных исследований, а также опытом практической работы.
Ярким завершением конференции стало проведение линейки мастер-классов ведущими специалистами отдела творческого развития читателей РГДБ Анастасией Олеговной Макаровой и Надеждой Анатольевной Потмальниковой, а также книжным психологом Детского книжного автобуса «Бампер» Татьяной Вадимовной Шульц и писателем, журналистом, переводчиком, совладельцем издательства «Сэмми и Эмми», ведущим проектов «Маленькие читатели большой литературы» и «Театр по-английски» Анастасией Викторовной Мелентьевой. На мастер-классах были представлены авторские методики работы с книгой и литературой с дошкольниками, младшими школьниками и подростками.
Участники в своих отзывах о конференции говорили о том, что им было полезно и интересно послушать пленарные доклады, отмечали актуальность и злободневность вопросов, поднятых на секциях и круглом столе, высоко оценили мастер-классы, которые посетили.
В 2017 г. планируется продолжить работу в рамках проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» проведением конкурса авторских программ. Награждение победителей будет проводиться в рамках II Всероссийского Фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Пост-релиз научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» 7 октября 2016 г. URL: https://rgdb.ru/professionalam/tsentr-sotsiologii-psikhologii-i-pedagogiki-detskogo-chteniya/10440-post-reliz-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-rastim-chitatelya-pedagogika-detskogo-i-podrostkovogo-chteniya-7-oktyabrya-2016-g