Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество как основа деятельности детской библиотеки»

Дата проведения
20-23 ноября 2001

Место проведения
Пермь

Организаторы
Пермская краевая детская библиотека им. Л.И.Кузьмина

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Абуткина Е.Н. «Роль библиотеки в стимулировании творческой активности детей»
Антропова Л.В. «Творческий союз библиотеки и семьи в гармоничном развитии детей»
Арзамасцева О.Л. «Творчество в библиографической деятельности детских библиотек»
Аширова С.В. «Не превращайте жизнь в борьбу за выживание!»
Владимирова О.Ю. «Театр книги в детской библиотеке как модель коллективного творчества детей»
Ганзикова Г.С. «К вопросу о критериях оценки библиографического творчества»
Ганзикова Г.С. «Общетеоретические основы развития творческой деятельности детей»
Ганзикова Г.С. «Творческие способности и их формирование библиотекарей детских библиотек в единой системе профессионального образования и самообразования»
Ганзикова Г.С., Евсеева О.Д., Романова Н.И. «Журнал детского литературно-художественного творчества "Родничок": его авторы и читатели»
Ганзикова Г.С., Румянцева А.В. «Модель детской игротеки»
Герасимова Е.Л. «Моя Вообразилия": программа развивающего чтения для подростков»
Горобец Д.И. «Основные аспекты творческой деятельности детских библиотек»
Евсеева О.Д. «Типы и виды детской одаренности, взгляды ученых и библиотекаря»
Емельянова Г.И. «Литературное краеведение: творческие аспекты сотрудничества с заочной краеведческой школой»
Заварзина Н.С. «Развивающая среда для малышей в библиотеке»
Зарницына И.С. «Развитие творческого мышления детей: роль клубных объединений»
Иванова В.И. «Развитие творческих способностей детей и библиотекарей в процессе краеведческой поисковой работы»
Иванова Г.А. «Профессиональные конкурсы сценариев как стимул творчества библиотекарей»
Ильев В.А. «Теория и практика освоения идей театральной педагогики в библиотечном творчестве»
Кабачек О.Л. «О методологических основах детского литературного творчества»
Кайдалов В.А. «Универсальность творчества и творческая индивидуальность»
Кайдалов В.А. «Философия образования в педагогической деятельности»
Карданова М.В. «Творческий микромегас. культурология и ее отражение в информресурсах детской библиотеки»
Ковалева Г.В. «Креативность мышления и свойства нервной системы»
Корепанова Н.Р. «Развитие креативности персонала детской библиотеки»
Кукарев Н.С. «Сказкотерапия как предмет психолого-педагогической подготовки библиотекарей»
Мальцева Л.С. «Уроки искусства в библиотеке»
Манжелевский А.В. «Компьютеризация библиотеки: проекты и их реализации»
Матвеева И.Ю. «Общие и специальные способности библиотечных специалистов»
Мешкова Н.М. «Роль кукольного театра в литературном развитии детей»
Муравьева И.В. «Искусство доказывать и убеждать»
Муравьева И.В. «Способы активизации творческого мышления специалистов детских библиотек»
Рожкова К.В. «Творческие подходы к краеведческой деятельности в детской библиотеке»
Рылова Н.Г. «Книжная Вселенная: нетрадиционные формы работы по воспитанию творческого читателя»
Степанова Л.В. «Детская библиотека как современный институт детства (креативная позиция детского библиотекаря)»
Суслова Н.Т. «Областные конкурсы как процесс сотворчества читателей и библиотекарей в детской библиотеке»
Сухарева А.М. «Библиографическое ориентирование как один из компонентов информационной среды в детской библиотеке»
Тимченко Т.Н. «Программа эстетического воспитания "Гармония"»
Тихомирова И.И. «Чтение детей и творчество библиотекарей»
Усольцева А.С. «Библиотека + Театр =?»
Хаерзаманова С.Н. «Поэтический клуб "Журавлик": опыт работы Красновишерской ЦДБ с одаренными детьми»
Чикурова Л.В. «Экологическая детская библиотека»
Шардакова Е.В. «Организация в библиотеке подросткового клуба друзей по переписке»
Шахторина Е.А. «Кукольный театр и библиотека, детское театральное творчество»
Шестакова С.В. «Творческое развитие читателей-детей»
Ященко Н.В. «Индивидуальный стиль деятельности»

О мероприятии

20—23 ноября 2001 г. на базе Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина состоялась конференция, в кото­рой приняли участие 85 предста­вителей библиотек из Москвы, Вологды, Дудинки, Ижевска, Иваново, Иркутска, Кирова, Котель-нича Кировской области, Н. Новгоро­да, Дзержинска Нижегородской области, Новоуральска Свердлов­ской области, Заречного Пензенс­кой области, Перми, Пермской и Челябинской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа, а также преподаватели, аспиран­ты и студенты-дипломники профессиональных учебных заведе­ний из Санкт-Петербурга, Перми и Челябинска.

Участники конференции от­метили актуальность обсуждав­шейся темы, так как творческий поиск путей совершенствования библиотечного дела в начале XXI в. характерен для всех регионов России.

Обсуждение темы библиотечного творчества именно на базе Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина не случайно. Ее коллектив уже многие годы работает как творческая лаборатория.

Показать еще...

На конференции были рас­смотрены проблемы универсаль­ности творчества и творческой индивидуальности, обусловленности креативности мышления свой­ствами нервной системы, позна­ния качеств творческой личности и создания условий для ее разви­тия, специфические черты творче­ства детей каждой возрастной сту­пени, типы и виды детской одаренности, методологические ос­новы детского литературного твор­чества, роль библиотечной среды в стимулировании творческой ак­тивности детей и др.

Центральное место было от­ведено организации чтения детей как творческого процесса, предопределяемого субъект-субъектны­ми отношениями ребенка и биб­лиотекаря, ребенка и родителей.

Определенное освещение получили на конференции теорети­ческие основы театральной педагогики и значение освоения ее идей для гармоничного творческого развития как ребенка, так и библиотекаря, феномен библио­графического творчества и крите­рии его оценки,структура твор­ческих способностей детских библиотекарей и их диагностика, значение риторизации деятель­ности библиотекаря, сказкотера-пия как предмет изучения и пре­подавания в системе профес­сионального образования и до­полнительного обучения библио­течных специалистов.

Обсуждение многих про­блем, особенно инновационных моделей детских библиотек буду­щего, носило дискуссионный ха­рактер.

Неизменный интерес вызва­ли у участников конференции со­общения о практическом опыте творческой деятельности в усло­виях детской библиотеки, автор­ских проектах и программах, взаимодействии с семьей, мест­ными поэтами, писателями, ху­дожниками в творческом читательском развитии детей и организации их досуга.

Логическим продолжением обсуждения программных докла­дов и сообщений на секционных заседаниях были «круглые сто­лы»: «Творчество как путь к но­вой детской библиотеке: от идеи к практике», «Детскаябиблиотека — компьютер — книга — творче­ство: новые проблемы — новые решения», «Как распознать та­лант? Как развить творческие способности библиотекаря?».

Основные материалы конфе­ренции опубликованы в сборнике с одноименным заглавием, а так­же были представлены в виде стендовых докладов, выставок и фотовитрин.

Конференция прошла на дос­таточно высоком научно-теорети­ческом уровне. Этому способствовало участие в ней доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой филосо­фии ГГГТУ, академика Российской академии гуманитарных наук В.А. Кайдалова, кандидата педагогических наук, доцента кафед­ры детской литературы СПбГУКИ И.И. Тихомировой, доцента, заве­дующего кафедрой режиссуры и мастерства актера ШПИК, заслуженного работника культуры РФ, дипломанта международного кон­курса учебников и учебных посо­бий «Культурная инициатива» Фонда Д. Сороса В.А. Ильева, до­цента кафедры документоведе-ния, библиотековедения и библио­графии ПГИИК, дипломанта областного конкурса в сфере ис­кусства и культуры и Всероссийс­кого конкурса научных работ по библиотековедению, библиогра­фии и книговедению Г.С. Ганзико-вой, известного специалистаис­следователя из Москвы, изучаю­щего типологические особенности детских библиотек, Л.Н. Фоминой и других ученых.

Участники конференции, несмотря на некоторую противо­положность позиций в восприя­тии и трактовке понятия «биб-лиотечное творчество». пришли к единогласному мнению о том, что проведение такой конференции было необходимым и своевремен­ным, и. подводя ее итоги, считают возможным констатировать:

—  творчество необходимо рас­сматривать как важный фактор ус­тойчивого развития детской биб­лиотеки и качественных преобра­зований в ее деятельности, которая тем самым приобретает большую общественную значимость;

—  творчество особо ценно в детской библиотеке, где через совершенствование библиотечного обслуживания происходит приоб­щение детей и подростков к чте­нию, как самого серьезного пути духовного развития творческой личности;

—   немаловажную роль твор­чество в детской библиотеке игра­ет в самореализации, творческом саморазвитии библиотекарей, что в свою очередь способствует зак­реплению, стабилизации библио­течных кадров;

—   в творчестве раскрывается неповторимость подлинной лично­сти, которая открывает «.. .для всех то, что они еще не знают, не умеют, не понимают...», « задавая всем но­вый эталон работы», это личность, «способная самостоятельно произ­водить (творить) новые ценности». Только в деятельности, нацеленной на нестереотипное решение исход­ной задачи, раскрываются и обога­щаются креативность мышления, творческие способности;

—   необходимо значительно совершенствовать профессиональ­ную подготовку детских библиоте­карей, повышение их квалифика­ции в освоении разнообразных эффективных современных педаго­гических технологий, содействую­щих творческому развитию детей;

—   творческая деятельность библиотекарей даст положитель­ный результат, если она направле­на на выполнение главной миссии библиотеки и сконцентрирована в ракурсе стратегии развития детс­кой библиотеки как уникального социального института, нацелен­ного на удовлетворение и развитие духовных потребностей подраста­ющего поколения, поддержку ре­бенка в его жизнетворчестве.

Участники конференции об­ращаются к руководителям и спе­циалистам централизованных библиотечных систем, детских библиотек с предложениями и ре­комендациями :

1) В условиях наметившейся тенденции к углублению кризиса детского чтения, снижения его общественного статуса рассматри­вать пробуждение и формирова­ние интереса детей к чтению как главную доминанту творческой деятельности библиотекарей, в связи с чем уделить особое внима­ние идеям развивающего чтения.

2) Провести региональные профессиональные конкурсы на лучший проект поддержки и раз­вития детского чтения, детского литературного творчества, на луч­шую программу дополнительного литературного образования дош­кольников и школьников; луч­ший проект инновационной моде­ли детских библиотек; расширить виды педагогической помощи ода­ренным детям, детям из малоиму­щих семей, детям-инвалидам.

3) Оказывать всемерную по­мощь и поддержку талантливым детям, принимать участие в реа­лизации президентской програм­мы «Одаренные дети», регулярно проводить литературно-творчес­кие конкурсы детей, создавая рав-ностартовые возможности для творческого проявления всем де­тям, улучшить индивидуальную работу с детьми.

4) Проводя информатизацию деятельности детских библиотек, использовать ее преимущества для воспитания талантливого чи­тателя, создавать условия для са­мостоятельного использования детьми электронных ресурсов биб­лиотек и других современных ин-формпродуктов, эстетически и нравственно значимых для воспи­тания, образования и развития ребенка.

5) Использовать на интегратив-ном уровне произведения различ­ных видов искусства для обогаще­ния творческого потенциала детей.

6)  Уделить внимание твор­ческому применению в библиотеч­ной работе с детьми идей театраль­ной педагогики, сказкотерапии, библиотерапии, игроведения, провести семинары, практикумы, посвященные этим проблемам.

7)  Умело находить возможно­сти для инноваций как личност­ной творческой самореализации на любом участке профессиональ­ной деятельности в библиотеке.

8) Повышать уровень оценки оригинального, нового, являющих­ся главными критериями творче­ства, отличать новое от нормы, реп родуктивного опыта, различать субъективно и объективно новое.

9) Создавать необходимые условия для развития профессионального творчества, поддерживать и поощрять инновации сотрудников детских библиотек, направленные на стимулирование
детской креативности, интереса к чтению и повышению его качества.

10) Изменить подходы к организации системы повышения квалификации и профессионального самообразования библиотекарей: регулярно проводить проблемно-тематические курсы, ярмарки инновационных идей, творческие школы, лаборатории, тренинга, нацеливать на самотренинги, помня о том, что профессиональные творческие способности — это продукт свободного саморазвития, и психологическая установка как внутренний стимул, самонастрой на нестереотипное решение профессиональных задач — одна из важнейших предпосылок, стимулирующих творческую активность, повышающих креативную продуктивность библиотекаря, а в конечном итоге — социальный статус библиотекаря и библиотеки.

Участники конференции об­ращаются к специалистам Рос­сийской государственной детской библиотеки. Ассоциации детских библиотекарей России, редакци­ям журнала «Библиотека». «Мир библиографии» и других профес­сиональных изданий:

1)  Продолжить обсуждение проблем, рассмотренных на кон­ференции, на всероссийских науч­но-практических конференциях, совещаниях, семинарах, на стра­ницах профессиональных перио­дических изданий.

2)  Опубликовать в професси­ональной периодической печати наиболее интересные доклады и сообщения, прозвучавшие на кон­ференции.

3)  Переиздать пользующиеся у практиков большим спросом ме­тодические пособия И.И. Тихоми­ровой и Г.С. Ганзиковой.

4)    Организовать на страни­цах журналов «Мастерскую чте­ния» для обучения библиотекарей и детей методикам развивающего чтения, обогатить рубрику «Мир детства» в журнале «Библиотека» теоретическими работами по про­блемам психологии и педагогики детского чтения, развития интере­са у детей к личностно-ориентированному чтению, открыть новую рубрику «Творческий портрет дет­ского библиотекаря-педагога».

5)   Всесторонне обсудить со­стояние библиографии детской литературы на современном эта­пе, отношение к библиографичес­кому творчеству в библиотеках для детей и юношества возможно­сти творчества в освоении детски­ми библиотекарями новых инфор­мационных технологий.

6)   Провести заочные «круг­лые столы» и дискуссии специа­листов «Что считать творчеством в детской библиотеке? ».

Участники конференции об­ращаются к издательству «Либерея» и «Профиздат»:

1) Издавать в помощь профессиональному образованию учебные и учебно-методические пособия, адресованные детским библиотекарям, по психологии и педагогике детского чтения, в т.ч. художественной литературы, библиотерапии и сказкотерапии, основам театральной педагогики в библиотечной практике, организации кукольного театра, театра книги, литературного музея в библиотеке, специфике библиографического творчества, работы с одаренными детьми в библиотеке, библиогечному краеведению и другим актуальным для библиотек направлениям творческой деятельности.

2)    Запланировать выпуск ряда авторских и коллективных монографий, научных сборников в
серии «Детская библиотека в XXI веке» о ценности чтения в раннем детстве, методике педагогической работы с детьми в библиотеке.

3) Подготовить к выпуску ряд научно-популярных книг, адресованных детям и их родителям, о социальной и личностно-культурной ценности чтения, в том числе семейных чтений, формировании информационной культуры и культу­ ры чтения, о детских библиотеках и библиотекарях, их месте и роли в жизни детей и общества.

Участники конференции об­ращаются к Отделу библиотек МК РФ. управлению учебными заведе­ниями МК РФ. к департаментам и отделам культуры областных, кра­евых, республиканских, городских и районных администраций, ректо­ратам, деканатам и ученым советам вузов культуры и искусства:

1)  Уделить внимание укреп­лению материально-технической базы детских библиотек и их обеспечению высококвалифици­рованными специалистами,спо­собными добиваться высоких ре­зультатов в творческом развитии детей; расширить и качественно изменить профессиональную под­готовку специалистов для детс­ких библиотек, в том числе на ос­нове регионального заказа и двусторонних, многосторонних договоров; осуществлять профес­сиональное обучение студентов по отдельным учебным планам, усилив психолого-педагогичес­кие и художественно-эстетичес­кие составляющие обучения, на­целивать его на развитие педа­гогических творческих способнос­тей специалиста.

2)  На факультетах повыше­ния квалификации вузов органи­зовать дополнительное обучение специалистов детских библиотек по актуальным проблемам работы с детьми и новым учебным дисцип­линам (культурология, риторика, технология сценической педагоги­ки, управление персоналом, рекла­ма в детской библиотеке).

3)  В системе стимулирования трудовой активности и поощрения по результатам труда уделить осо­бое внимание библиотекарям, про­являющим педагогический талант и творческое отношение к делу, ус­пешно работающим с детьми и во имя Детства, его счастливого на­стоящего и будущего, а значит, во имя России, ее духовного возрож­дения.

Одобрены участниками кон­ференции 22.11.2001 г.


Источник сведений

Библиотековедение.- №2.- 2002.- с. 127-129

 

Вернуться к результатам поиска