Дата проведения
20-23 ноября 2001
Место проведения
Пермь
Организаторы
Пермская краевая детская библиотека им. Л.И.Кузьмина
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Абуткина Е.Н. «Роль библиотеки в стимулировании творческой активности детей»
Антропова Л.В. «Творческий союз библиотеки и семьи в гармоничном развитии детей»
Арзамасцева О.Л. «Творчество в библиографической деятельности детских библиотек»
Аширова С.В. «Не превращайте жизнь в борьбу за выживание!»
Владимирова О.Ю. «Театр книги в детской библиотеке как модель коллективного творчества детей»
Ганзикова Г.С. «К вопросу о критериях оценки библиографического творчества»
Ганзикова Г.С. «Общетеоретические основы развития творческой деятельности детей»
Ганзикова Г.С. «Творческие способности и их формирование библиотекарей детских библиотек в единой системе профессионального образования и самообразования»
Ганзикова Г.С., Евсеева О.Д., Романова Н.И. «Журнал детского литературно-художественного творчества "Родничок": его
авторы и читатели»
Ганзикова Г.С., Румянцева А.В. «Модель детской игротеки»
Герасимова Е.Л. «Моя Вообразилия": программа развивающего чтения для подростков»
Горобец Д.И. «Основные аспекты творческой деятельности детских библиотек»
Евсеева О.Д. «Типы и виды детской одаренности, взгляды ученых и библиотекаря»
Емельянова Г.И. «Литературное краеведение: творческие аспекты сотрудничества с заочной краеведческой школой»
Заварзина Н.С. «Развивающая среда для малышей в библиотеке»
Зарницына И.С. «Развитие творческого мышления детей: роль клубных объединений»
Иванова В.И. «Развитие творческих способностей детей и библиотекарей в процессе краеведческой поисковой работы»
Иванова Г.А. «Профессиональные конкурсы сценариев как стимул творчества библиотекарей»
Ильев В.А. «Теория и практика освоения идей театральной педагогики в библиотечном творчестве»
Кабачек О.Л. «О методологических основах детского литературного творчества»
Кайдалов В.А. «Универсальность творчества и творческая индивидуальность»
Кайдалов В.А. «Философия образования в педагогической деятельности»
Карданова М.В. «Творческий микромегас. культурология и ее отражение в информресурсах детской библиотеки»
Ковалева Г.В. «Креативность мышления и свойства нервной системы»
Корепанова Н.Р. «Развитие креативности персонала детской библиотеки»
Кукарев Н.С. «Сказкотерапия как предмет психолого-педагогической подготовки библиотекарей»
Мальцева Л.С. «Уроки искусства в библиотеке»
Манжелевский А.В. «Компьютеризация библиотеки: проекты и их реализации»
Матвеева И.Ю. «Общие и специальные способности библиотечных специалистов»
Мешкова Н.М. «Роль кукольного театра в литературном развитии детей»
Муравьева И.В. «Искусство доказывать и убеждать»
Муравьева И.В. «Способы активизации творческого мышления специалистов детских библиотек»
Рожкова К.В. «Творческие подходы к краеведческой деятельности в детской библиотеке»
Рылова Н.Г. «Книжная Вселенная: нетрадиционные формы работы по воспитанию творческого читателя»
Степанова Л.В. «Детская библиотека как современный институт детства (креативная позиция детского библиотекаря)»
Суслова Н.Т. «Областные конкурсы как процесс сотворчества читателей и библиотекарей в детской библиотеке»
Сухарева А.М. «Библиографическое ориентирование как один из компонентов информационной среды в детской библиотеке»
Тимченко Т.Н. «Программа эстетического воспитания "Гармония"»
Тихомирова И.И. «Чтение детей и творчество библиотекарей»
Усольцева А.С. «Библиотека + Театр =?»
Хаерзаманова С.Н. «Поэтический клуб "Журавлик": опыт работы Красновишерской ЦДБ с одаренными детьми»
Чикурова Л.В. «Экологическая детская библиотека»
Шардакова Е.В. «Организация в библиотеке подросткового клуба друзей по переписке»
Шахторина Е.А. «Кукольный театр и библиотека, детское театральное творчество»
Шестакова С.В. «Творческое развитие читателей-детей»
Ященко Н.В. «Индивидуальный стиль деятельности»
О мероприятии
20—23 ноября 2001 г. на базе Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина состоялась конференция, в которой приняли участие 85 представителей библиотек из Москвы, Вологды, Дудинки, Ижевска, Иваново, Иркутска, Кирова, Котель-нича Кировской области, Н. Новгорода, Дзержинска Нижегородской области, Новоуральска Свердловской области, Заречного Пензенской области, Перми, Пермской и Челябинской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа, а также преподаватели, аспиранты и студенты-дипломники профессиональных учебных заведений из Санкт-Петербурга, Перми и Челябинска.
Участники конференции отметили актуальность обсуждавшейся темы, так как творческий поиск путей совершенствования библиотечного дела в начале XXI в. характерен для всех регионов России.
Обсуждение темы библиотечного творчества именно на базе Пермской областной детской библиотеки им. Л.И. Кузьмина не случайно. Ее коллектив уже многие годы работает как творческая лаборатория.
На конференции были рассмотрены проблемы универсальности творчества и творческой индивидуальности, обусловленности креативности мышления свойствами нервной системы, познания качеств творческой личности и создания условий для ее развития, специфические черты творчества детей каждой возрастной ступени, типы и виды детской одаренности, методологические основы детского литературного творчества, роль библиотечной среды в стимулировании творческой активности детей и др.
Центральное место было отведено организации чтения детей как творческого процесса, предопределяемого субъект-субъектными отношениями ребенка и библиотекаря, ребенка и родителей.
Определенное освещение получили на конференции теоретические основы театральной педагогики и значение освоения ее идей для гармоничного творческого развития как ребенка, так и библиотекаря, феномен библиографического творчества и критерии его оценки,структура творческих способностей детских библиотекарей и их диагностика, значение риторизации деятельности библиотекаря, сказкотера-пия как предмет изучения и преподавания в системе профессионального образования и дополнительного обучения библиотечных специалистов.
Обсуждение многих проблем, особенно инновационных моделей детских библиотек будущего, носило дискуссионный характер.
Неизменный интерес вызвали у участников конференции сообщения о практическом опыте творческой деятельности в условиях детской библиотеки, авторских проектах и программах, взаимодействии с семьей, местными поэтами, писателями, художниками в творческом читательском развитии детей и организации их досуга.
Логическим продолжением обсуждения программных докладов и сообщений на секционных заседаниях были «круглые столы»: «Творчество как путь к новой детской библиотеке: от идеи к практике», «Детскаябиблиотека — компьютер — книга — творчество: новые проблемы — новые решения», «Как распознать талант? Как развить творческие способности библиотекаря?».
Основные материалы конференции опубликованы в сборнике с одноименным заглавием, а также были представлены в виде стендовых докладов, выставок и фотовитрин.
Конференция прошла на достаточно высоком научно-теоретическом уровне. Этому способствовало участие в ней доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии ГГГТУ, академика Российской академии гуманитарных наук В.А. Кайдалова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры детской литературы СПбГУКИ И.И. Тихомировой, доцента, заведующего кафедрой режиссуры и мастерства актера ШПИК, заслуженного работника культуры РФ, дипломанта международного конкурса учебников и учебных пособий «Культурная инициатива» Фонда Д. Сороса В.А. Ильева, доцента кафедры документоведе-ния, библиотековедения и библиографии ПГИИК, дипломанта областного конкурса в сфере искусства и культуры и Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению Г.С. Ганзико-вой, известного специалистаисследователя из Москвы, изучающего типологические особенности детских библиотек, Л.Н. Фоминой и других ученых.
Участники конференции, несмотря на некоторую противоположность позиций в восприятии и трактовке понятия «биб-лиотечное творчество». пришли к единогласному мнению о том, что проведение такой конференции было необходимым и своевременным, и. подводя ее итоги, считают возможным констатировать:
— творчество необходимо рассматривать как важный фактор устойчивого развития детской библиотеки и качественных преобразований в ее деятельности, которая тем самым приобретает большую общественную значимость;
— творчество особо ценно в детской библиотеке, где через совершенствование библиотечного обслуживания происходит приобщение детей и подростков к чтению, как самого серьезного пути духовного развития творческой личности;
— немаловажную роль творчество в детской библиотеке играет в самореализации, творческом саморазвитии библиотекарей, что в свою очередь способствует закреплению, стабилизации библиотечных кадров;
— в творчестве раскрывается неповторимость подлинной личности, которая открывает «.. .для всех то, что они еще не знают, не умеют, не понимают...», « задавая всем новый эталон работы», это личность, «способная самостоятельно производить (творить) новые ценности». Только в деятельности, нацеленной на нестереотипное решение исходной задачи, раскрываются и обогащаются креативность мышления, творческие способности;
— необходимо значительно совершенствовать профессиональную подготовку детских библиотекарей, повышение их квалификации в освоении разнообразных эффективных современных педагогических технологий, содействующих творческому развитию детей;
— творческая деятельность библиотекарей даст положительный результат, если она направлена на выполнение главной миссии библиотеки и сконцентрирована в ракурсе стратегии развития детской библиотеки как уникального социального института, нацеленного на удовлетворение и развитие духовных потребностей подрастающего поколения, поддержку ребенка в его жизнетворчестве.
Участники конференции обращаются к руководителям и специалистам централизованных библиотечных систем, детских библиотек с предложениями и рекомендациями :
1) В условиях наметившейся тенденции к углублению кризиса детского чтения, снижения его общественного статуса рассматривать пробуждение и формирование интереса детей к чтению как главную доминанту творческой деятельности библиотекарей, в связи с чем уделить особое внимание идеям развивающего чтения.
2) Провести региональные профессиональные конкурсы на лучший проект поддержки и развития детского чтения, детского литературного творчества, на лучшую программу дополнительного литературного образования дошкольников и школьников; лучший проект инновационной модели детских библиотек; расширить виды педагогической помощи одаренным детям, детям из малоимущих семей, детям-инвалидам.
3) Оказывать всемерную помощь и поддержку талантливым детям, принимать участие в реализации президентской программы «Одаренные дети», регулярно проводить литературно-творческие конкурсы детей, создавая рав-ностартовые возможности для творческого проявления всем детям, улучшить индивидуальную работу с детьми.
4) Проводя информатизацию деятельности детских библиотек, использовать ее преимущества для воспитания талантливого читателя, создавать условия для самостоятельного использования детьми электронных ресурсов библиотек и других современных ин-формпродуктов, эстетически и нравственно значимых для воспитания, образования и развития ребенка.
5) Использовать на интегратив-ном уровне произведения различных видов искусства для обогащения творческого потенциала детей.
6) Уделить внимание творческому применению в библиотечной работе с детьми идей театральной педагогики, сказкотерапии, библиотерапии, игроведения, провести семинары, практикумы, посвященные этим проблемам.
7) Умело находить возможности для инноваций как личностной творческой самореализации на любом участке профессиональной деятельности в библиотеке.
8) Повышать уровень оценки оригинального, нового, являющихся главными критериями творчества, отличать новое от нормы, реп родуктивного опыта, различать субъективно и объективно новое.
9) Создавать необходимые условия для развития профессионального творчества, поддерживать и поощрять инновации сотрудников детских библиотек, направленные на стимулирование
детской креативности, интереса к чтению и повышению его качества.
10) Изменить подходы к организации системы повышения квалификации и профессионального самообразования библиотекарей: регулярно проводить проблемно-тематические курсы, ярмарки инновационных идей, творческие школы, лаборатории, тренинга, нацеливать на самотренинги, помня о том, что профессиональные творческие способности — это продукт свободного саморазвития, и психологическая установка как внутренний стимул, самонастрой на нестереотипное решение профессиональных задач — одна из важнейших предпосылок, стимулирующих творческую активность, повышающих креативную продуктивность библиотекаря, а в конечном итоге — социальный статус библиотекаря и библиотеки.
Участники конференции обращаются к специалистам Российской государственной детской библиотеки. Ассоциации детских библиотекарей России, редакциям журнала «Библиотека». «Мир библиографии» и других профессиональных изданий:
1) Продолжить обсуждение проблем, рассмотренных на конференции, на всероссийских научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах, на страницах профессиональных периодических изданий.
2) Опубликовать в профессиональной периодической печати наиболее интересные доклады и сообщения, прозвучавшие на конференции.
3) Переиздать пользующиеся у практиков большим спросом методические пособия И.И. Тихомировой и Г.С. Ганзиковой.
4) Организовать на страницах журналов «Мастерскую чтения» для обучения библиотекарей и детей методикам развивающего чтения, обогатить рубрику «Мир детства» в журнале «Библиотека» теоретическими работами по проблемам психологии и педагогики детского чтения, развития интереса у детей к личностно-ориентированному чтению, открыть новую рубрику «Творческий портрет детского библиотекаря-педагога».
5) Всесторонне обсудить состояние библиографии детской литературы на современном этапе, отношение к библиографическому творчеству в библиотеках для детей и юношества возможности творчества в освоении детскими библиотекарями новых информационных технологий.
6) Провести заочные «круглые столы» и дискуссии специалистов «Что считать творчеством в детской библиотеке? ».
Участники конференции обращаются к издательству «Либерея» и «Профиздат»:
1) Издавать в помощь профессиональному образованию учебные и учебно-методические пособия, адресованные детским библиотекарям, по психологии и педагогике детского чтения, в т.ч. художественной литературы, библиотерапии и сказкотерапии, основам театральной педагогики в библиотечной практике, организации кукольного театра, театра книги, литературного музея в библиотеке, специфике библиографического творчества, работы с одаренными детьми в библиотеке, библиогечному краеведению и другим актуальным для библиотек направлениям творческой деятельности.
2) Запланировать выпуск ряда авторских и коллективных монографий, научных сборников в
серии «Детская библиотека в XXI веке» о ценности чтения в раннем детстве, методике педагогической работы с детьми в библиотеке.
3) Подготовить к выпуску ряд научно-популярных книг, адресованных детям и их родителям, о социальной и личностно-культурной ценности чтения, в том числе семейных чтений, формировании информационной культуры и культу ры чтения, о детских библиотеках и библиотекарях, их месте и роли в жизни детей и общества.
Участники конференции обращаются к Отделу библиотек МК РФ. управлению учебными заведениями МК РФ. к департаментам и отделам культуры областных, краевых, республиканских, городских и районных администраций, ректоратам, деканатам и ученым советам вузов культуры и искусства:
1) Уделить внимание укреплению материально-технической базы детских библиотек и их обеспечению высококвалифицированными специалистами,способными добиваться высоких результатов в творческом развитии детей; расширить и качественно изменить профессиональную подготовку специалистов для детских библиотек, в том числе на основе регионального заказа и двусторонних, многосторонних договоров; осуществлять профессиональное обучение студентов по отдельным учебным планам, усилив психолого-педагогические и художественно-эстетические составляющие обучения, нацеливать его на развитие педагогических творческих способностей специалиста.
2) На факультетах повышения квалификации вузов организовать дополнительное обучение специалистов детских библиотек по актуальным проблемам работы с детьми и новым учебным дисциплинам (культурология, риторика, технология сценической педагогики, управление персоналом, реклама в детской библиотеке).
3) В системе стимулирования трудовой активности и поощрения по результатам труда уделить особое внимание библиотекарям, проявляющим педагогический талант и творческое отношение к делу, успешно работающим с детьми и во имя Детства, его счастливого настоящего и будущего, а значит, во имя России, ее духовного возрождения.
Одобрены участниками конференции 22.11.2001 г.
Источник сведений
Библиотековедение.- №2.- 2002.- с. 127-129