Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей

Тема
«Библиотека, открытая для всех: новые возможности обслуживания детей»

Дата проведения
12-13 апреля 2023

Место проведения
Москва

Организаторы
Министерство культуры РФ
Российская государственная детская библиотека

Тип
Семинар

Докладчики (показать/скрыть)

Азанова И.Д. «Межрегиональный проект вовлеченного чтения детей и подростков «КнигоКот[Д]»
Алексеева О.С. «Всероссийский конкурс «ЭкоБиблиотека года» как ресурс библиотечных проектов с детьми в области экологии и охраны окружающей среды»
Ананова Т.С. «Библиотеки нового поколения: функциональность в дизайнпроектах детских библиотек»
Арапова А.Е. «Читательский дневник: XXI век»: интерактивный электроннобумажный читательский дневник – создаём в библиотеках»
Бабченко О.Ю. «Библиотека в соцсетях: современный образ и развитие»
Буйлина А.Е. «Патриотическое просвещение подростков в рамках программы «Пушкинская карта»
Вахрушева О.С. «Продвижение детской литературы и чтения среди детей, плохо владеющих русским языком»
Верещагина А.П. «Библиотечный медиаконтент – эффективный способ продвижения чтения и книги»
Гизун Е.В. «Литературный стенд-ап: эволюция одного проекта»
Глоза Н.А. «Территория любви: опыт реализации программы «Человек собаке друг» в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова»
Говердовский Т. «Применение современных RFID технологий в детских библиотеках»
Графова Н.А. «Диафильм как средство формирования интереса к чтению: из опыта работы РГДБ»
Гурьянова О.С. «Применение экологических игр для работы с детьми и молодёжью в библиотеке-филиале №5 МБУК «ЦБС» округа Муром»
Ерофеева Т.Н. «Старейшее издательство для воспитания юного гражданина через классическую и современную литературу»
Захарко Н.А. «Компьютерная игра как средство актуализации классического литературного сюжета и метод привлечения к чтению»
Золотарёва М.С. «Семейный проект #НЯМ_завтрак: рецепт приготовления»
Карауш А.С. «Ключевые IT-компетенции специалистов библиотек, обслуживающих детей»
Каширская Е.В. «Издание и продвижение новых форматов познавательной литературы: современных энциклопедий, комиксов, художественной литературы и др.»
Клочкова Н.В. «Современная практика организации досуга детей как эффективное средство привлечения юных читателей в библиотеку»
Костюшина Н.Э. «Экспертный совет по детской литературе и рекомендательные ресурсы РГДБ: новые возможности продвижения чтения»
Кулюкина Ю.П. «Книжный нон-фикшн для подростков: нестандартные подходы в популяризации и раскрытии фонда научно-популярной литературы. Из опыта работы молодежного центра «БиблиоДвиж»
Кутузова А.К. «ИскусстВО!» Современные практики привлечения подростков к чтению литературы по искусству»
Лисютина М.А. «Психологические методы, направленные на мотивацию чтения у детей»
Лозинская Т.Г. «Главный герой – книга. Театральные постановки с иммерсивными практиками в библиотеке»
Махотин Д.А. «Интерактивные и мультимедийные технологии в деятельности современной библиотеки»
Мезенцева О.П. «Библиотечно-информационное обслуживание детей: стратегии развития и новые подходы»
Мельник Е.А. «Роль детской библиотеки в формировании информационной культуры современных детей: из опыта работы Луганской библиотеки для детей»
Михайлова А.Д., Ремнев А.В. «ИКС – современный контент-фильтр для библиотек»
Науменко Л.К. «Опыт интерактивного чтения на иностранных языках. Клубный формат»
Песчанская Н.В. «Издательство – библиотека: навстречу читателю»
Поскрёбышева Н.Н. «Современный ребёнок: стабильность и изменчивость в развитии»
Семёнова В.В. «Интерактивные занятия для детей дошкольного возраста как способ популяризации фонда детской литературы»
Старинчикова О.Н. «Центр социокультурной адаптации детей и молодёжи инофонов «Солнечный кот»: путевые заметки»
Толоконникова А.В. «Роль современной библиотеки в медиаобразовании детей: новые возможности и перспективы»
Троянова Е.С. «Библиотека, в которой интересно. Творческие находки в деятельности Липецкой областной детской библиотеки»
Филатова А.В. «Социальные сети, как двигатель пропаганды чтения»
Ходина Е.Ю. «Новые компетенции библиотекарей в работе с детьми на примере областного проекта «Каникулы с библиотекой»
Худоева Н.О. «Надёжный взрослый»: популяризация и раскрытие фонда детской и специализированной литературы через работу с руководителями детским чтением»

О мероприятии

 12–13 апреля 2023 года Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры РФ и в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА провела Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Библиотека, открытая для всех: новые возможности обслуживания детей».

Основными темами для обсуждения стали: нормативное обеспечение деятельности библиотек, обслуживающих детей; инновационные практики и технологии продвижения детской книги и чтения в библиотеках; новые подходы в популяризации фондов детской литературы; электронные ресурсы и сервисы библиотечного обслуживания в аспекте спроса и предложения; опыт регионов по реализации программы «Пушкинская карта», в библиотеках, обслуживающих детей; эффективные инструменты продвижения библиотек в социальных сетях и другие.

В работе семинара приняли участие 3 500 (из них 157 – очно) зарегистрированных специалистов из 88 регионов РФ. Среди них – ведущие специалисты в области библиотечного обслуживания детей, представители общественных и издательских организаций, учреждений культуры и образования, литературоведы, детские писатели и СМИ.

Показать еще...

Просмотры на канале YouTube и VK Видео составили более 16 тыс., показы на платформе PRO.Культура.РФ – более 114 000.

Пленарное заседание открыла О. П. Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ, канд. пед. наук, которая отметила актуальность темы обслуживания детей в современном мире. «Сотрудники отделов обслуживания – это те люди, с которыми юный читатель впервые встречается в библиотеке, именно от них зависит будет ли он и дальше ходить в библиотеку», – добавила она. Ольга Петровна также зачитала приветствие от заместителя Министра культуры РФ Н. А. Преподобной: «Дети неизменно находятся в центре внимания государственной политики. Именно благодаря внедрению современных форм работы и инструментов, понятных юным читателям, библиотеки находятся в активном диалоге с подрастающим поколением, способны в полной мере выполнять социальную миссию информационных, просветительских и культурных центров».

С приветственным словом выступил М. Д. Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, канд. пед. наук. В выступлении Михаил Дмитриевич подчеркнул, что сегодня обслуживание детей – чрезвычайно важная основа библиотечной деятельности, а также использовал термин «детификация», показывающий активный рост детей в библиотеках страны.

В рамках пленарного заседания Н. Н. Поскрёбышева, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, канд. психол. наук представила доклад «Современный ребёнок: стабильность и изменчивость в развитии», посвящённый психологическим особенностям подрастающего поколения, и трансформации отношения к детству на протяжении последних десятилетий.

О. П. Мезенцева в докладе «Библиотечно-информационное обслуживание детей: стратегии развития и новые подходы» познакомила специалистов библиотек с первыми результатами Всероссийского исследования «Инновационные практики организации библиотечно-информационного обслуживания детей», в котором приняли участие 250 библиотек из 73 субъектов РФ. Исследование показало, что самым распространенным вариантом помещения для детей является зал для крупных мероприятий и компьютерный зал, виртуальные выставки – наиболее распространённый метод раскрытия фонда детской литературы, а аппликация и конструирование из бумаги и картона – самый востребованный мастер-класс у детей и подростков.

Т. С. Ананова, директор Департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки в своём докладе «Библиотеки нового поколения: функциональность в дизайн проектах 2

детских библиотек» объяснила, на что стоит обратить особое внимание при модернизации детской библиотеки, в особенности при организации библиотечного пространства обновлённой библиотеки.

Пленарное заседание завершилось выступлением заместителя декана факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, доцента кафедры теории и экономики СМИ, канд. филол. наук А. В. Толоконниковой. Анна Владимировна прочла доклад «Роль современной библиотеки в медиаобразовании детей: новые возможности и перспективы», на котором ответила на актуальные вопросы: нужны ли детям уроки медиаграмотности и какую роль в этом может сыграть библиотека, а также почему важно учить детей осознанному чтению.

Живой интерес у участников семинара вызвала открытая лекция А. М. Мазурицкого, декана библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, д-ра пед. наук, профессора. В лекции «Личность ребёнка: формирование и развитие. Задачи детских библиотек» Александр Михайлович рассказал о роли книги и библиотеки в формировании внутреннего мира ребёнка и подробно представил опыт работы библиотек страны по приобщению детей к чтению.

На дискуссионной площадке «Программа “Пушкинская карта” в библиотеках, обслуживающих детей: практические аспекты внедрения» эксперты О. П. Мезенцева, К. А. Белькевич, заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Л. А. Казаченкова, главный редактор журнала «Современная библиотека» и А. М. Минаев, директор платформы PRO.Культура.РФ, а также участники – Н. С. Абрамова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина, Н. И. Бочкарёва, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки имени Т. А. Мавриной, Т. Р. Григорьева, директор Республиканской детско-юношеской библиотеки Республики Чувашия, М. К. Кузнецова, заместитель директора по библиотечному обслуживанию Белгородской государственной детской библиотеки им. А. А. Лиханова, Н. Н. Куликова, заместитель директора Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи, Е. В. Петрова, директор Ярославской областной детской библиотеки им. И. А. Крылова, Л. Г. Духанина, заместитель директора по инновационной деятельности Томской областной детско-юношеской библиотеки и Т. А. Сдобникова, директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи обсудили острые вопросы, касающиеся реализации программы «Пушкинская карта» в библиотеках: передовой опыт библиотек РФ, обслуживающих детей, по реализации программы, особенности и методы продвижения событий, правила оформления анонсов, технические требования к участникам и общие проблемы реализации программы в библиотеках, обслуживающих детей.

С большим успехом прошла творческая встреча с Екатериной Соболь, писателем, лингвистом, преподавателем, лауреатом премии журнала «Мир фантастики» в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года».

В конце первого дня семинара Е. В. Ефремова, психолог, преподаватель, социолог технологий управления провела тренинг «Общаемся правильно: формирование навыков эффективной коммуникации с читателями». Елизавета Валериевна продемонстрировала эффективные методы по преодолению конфликтов в библиотеках, а также рассмотрела способы развития навыков по формированию позитивного имиджа библиотеки.

После тренинга в Большом выставочном зале открылась персональная художественная выставка «Михаил Бычков. Иллюстрации и книги», одного из самых ярких отечественных иллюстраторов. Гости семинара увидели оригинальные иллюстрации к книгам «Алые паруса» Александра Грина, «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Волшебные сказки» Шарля Перро, «Медный всадник» Александра Пушкина, а также узнали, как они создавались.

Второй день семинара начался с открытой лекции «Читать – это интересно! (Разговор со школьниками о русской литературе)» А. В. Фёдорова, главного редактора издательства «Русское слово», преподавателя русского языка и литературы, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, члена президиума Общества русской словесности, д-ра филол. наук. Алексей Владимирович рассмотрел педагогические приёмы по повышению мотивации к чтению и рассказал, как бороться с проблемой утраты интереса к книге у школьников.

В рамках круглого стола «Фонд детской литературы: новые подходы к раскрытию и продвижению» выступили Н. Э. Костюшина, заведующий центром библиографии детской литературы РГДБ, Ю. П. Кулюкина, заведующий молодежным центром «БиблиоДвиж» Мурманской областной детско-юношеской библиотеки им. В. П. Махаевой, А. Е. Арапова, ведущий методист Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака, В. В. Семёнова, заведующий библиотекой № 169 «Проспект» ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО», Т. Г. Лозинская, начальник педагогического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького, а также Л. К. Науменко, ведущий библиограф детского зала Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино. Участники семинара познакомились с деятельностью экспертного совета по детской литературе и рекомендательными ресурсами РГДБ, нестандартными подходами в популяризации и раскрытии фонда научно-популярной литературы, интерактивными занятиями для детей дошкольного возраста, практиками театральных постановок в библиотеках, опытом создания интерактивного электронно-бумажного читательского дневника и клубным форматом интерактивных чтений на иностранных языках.

Тематическое заседание «Инновационные практики и технологии приобщения к детской книге и чтению в библиотеках для детей» было посвящено эффективным способам продвижения книги и чтения в т.ч. с помощью медиаконтента, успешным методам работы РГДБ с диафильмами, опыту реализации программы «Человек собаке друг» в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова (г. Санкт-Петербурга) и новым компетенциям библиотекарей в работе с детьми и семейному проекту «#НЯМ_завтрак».

На круглом столе «Практика использования цифровых сервисов и ресурсов в библиотечном обслуживании» выступили: А. С. Карауш, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, канд. техн. наук, Е. А. Мельник, заведующий научно-методическим отделом Луганской библиотеки для детей, А. В. Ремнев, руководитель отдела технической поддержки ООО «А-Реал Консалтинг» и А. Д. Михайлова, менеджер по продажам ООО «А-Реал Консалтинг», а также Тим Говердовский, генеральный директор ООО «Библиотека». Специалисты рассмотрели интерактивные и мультимедийные технологии в деятельности современной библиотеки, ключевые IT-компетенции специалистов библиотек, обслуживающих детей, электронные ресурсы и сервисы РГДБ, особенности формирования информационной культуры современных детей, вопросы применения современных RFID технологий в детских библиотеках, а также новые возможности использования современных контент-фильтров для библиотек.

Заключительным мероприятием семинара стал мастер-класс К. Н. Якунчиковой, заведующего отделом литературы и материалов по искусству Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров (Нижегородской области). На мастер-классе были представлены эффективные инструменты продвижения библиотеки, обслуживающей детей, в социальной сети ВКонтакте. Особое внимание Ксения Николаевна уделила созданию вовлекающего контента, который помогает удерживать внимание читателей и пользователей библиотек.

Со всеми материалами Всероссийского семинара, включая презентации и видеозаписи, можно ознакомиться на сайте научно-методического отдела РГДБ


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Источник сведений

Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА 12-13 апреля 2023 года провела Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Библиотека, открытая для всех: новые возможности обслуживания детей» в гибридном формате.URL: https://metodisty.rgdb.ru/01/sem-spec/seminar-2023

 

Вернуться к результатам поиска