XVIII Всероссийская(с международным участием) научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование»(памяти В.А. Минкиной)

Дата проведения
23-24 марта 2023

Место проведения
Санкт-Петербург

Организаторы
Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Агеева Г.М. «О медиатизации библиотечно-информационного образования»
Александрова О.А. «Эволюция учебного курса «Отраслевые информационные ресурсы» в XXI веке»
Артемьев Т.Р. «QR-код как способ доступа к электронной библиотечной выставке «
Аскарова В.Я. «Профессиональная подготовка библиотечных специалистов: проблема приоритетов»
Базгутдинова Ю.М. «Подготовка современного библиотекаря: ревизия или актуализация приоритетов?»
Байтураев Т.Д. «Актуализация методического обеспечения учебного процесса через книгу и книговедение»
Барма О.А., Политевич Е.Э. «Использование профессионального видеоконтента в информационно-методическом сопровождении курсов повышения квалификации библиотечных специалистов”
Беляева Н.Е. «Библиотечное образование в контексте цифровизации и цифровой трансформации библиотечно-информационной деятельности»
Бобкова В.В. «Героическое поколение библиографов: О. П. Коршунов и его последователи»
Бонч-Бруевич С.В. «Вопросы преподавания дисциплины «Библиотековедение»: опыт МГИК»
Брежнева В.В. «Социальное партнерство как стратегическая линия образовательной организации»
Вайцехович Н.Ю. «Ключевые аспекты профессиональной адаптации молодых специалистов библиотек (по итогам анкетирования)»
Валуева М.А., Крымская А.С. «Библиометрический анализ потока диссертаций по управлению знаниями (1996–2022 гг.)»
Васильева Е.А. «Библиографическое пособие для детей как результат проектной деятельности студента библиотечных специалистов»
Галковская Ю.Н. «Взаимодействие университета и организаций-заказчиков кадров как тренд в высшем библиотечно-информационном образовании Беларуси»
Гиляревский Р.С. «О содержании высшего библиотечно-информационного образования в цифровую эпоху»
Горина В.А. «Петербург Петра»
Горохова С.А. «Библиотечная ассоциация как ресурс продвижения и обеспечения профессии»
Горская Л.И. «Библиографоведение: дефиниции и проблемы преподавания»
Грузова А.А., Кий М.И. «Ученики – это биография учителя: научная школа «отраслевой библиографии – информационного управления»
Гульчак Ю.С. «Педагогические компетенции библиотекаря»
Гушул Ю.В. «Библиотечно-информационное образование: проблемы и точки роста»
Донченко Н.Г. «Библиотечно-информационный факультет в лицах: учителя и наставники (о доценте Г. В. Тараченко)»
Загитбаева Н.В., Катина А.А. «Студент-волонтер в библиотеке: ожидание и реальность «
Захаренко М.П. «Всероссийский центр библиотечного кадрового потенциала РГБМ как инструмент формирования отраслевой молодежной кадровой политики»
Захарчук Т.В. «Ученый и Учитель»
Злуникин М.М. «Проблематика делового сотрудничества в трудах представителей научной школы В. А. Минкиной»
Иванько Н.А. «Актуальные вопросы подготовки кадров в цифровом обществе»
Иконникова Е.Ю. «И. А. Шомракова – историк и книговед»
Клыженко А.В. «ТРОГАтельные выставки в библиотеке для слепых и слабовидящих: проблемы и перспективы»
Клюев В.К. «Учебный план как структурно-содержательная матрица обучения: кто составляет и чьи интересы должен отражать…»
Клюяшкина И.Н. «Динамика основных профессиональных образовательных программ в контексте формирования профессиональных компетенций библиотечноинформационного специалиста»
Коберник Д.И. «Технологизация библиотечно-информационного образования»
Коновалова А.А. «Роль научной школы «Отраслевой библиографии – информационного управления» в развитии библиотечно-информационной науки»
Корчагина К.А. «Публичная библиотека как центр социализации подростков: отечественные и зарубежные практики»
Кравец И.В. «Информационные ресурсы в области религии как новый этап развития «Школы отраслевой библиографии»
Кравец И.В. «Отраслевые информационные ресурсы как объект исследования преемников «Школы отраслевой библиографии
Кудрина Е.Л. «Библиотечно-информационное образование в контексте современной парадигмы высшего образования«
Курилова М.Ф. «Проектный менеджмент в обслуживании пользователей с ОВЗ в библиотеке»
Кучмурукова Е.А. «Проблемы подготовки магистров БИД в ракурсе требований профессионального стандарта (на примере ВСГИК)»
Леликова Н.К. «Творческое наследие Л. М. Равич»
Лопатина Н.В. «Компетентностное проектирование в новых условиях стандартизации библиотечной профессии и образования»
Малышева М.С. «Современное дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы эффективности»
Мансурова А.Р. «Проблемы гуманизации библиотечного образования»
Матвеева И.Г. «Мой учитель – Любовь Моисеевна Равич»
Медведева О.В. «Формирование учебного плана магистратуры «Библиотечно-информационная деятельность»
Мелехина Т.С. «Актуализация профессиональных базовых и профильных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информационной деятельности»: опыт СПбГИК»
Мулявина Э.А. «Вопросы подготовки библиотечных специалистов в условиях регионального вуза культуры»
Мутьев В.А. «Цифровые трансформации и коммуникативная вовлеченность, или в поисках социотехнического баланса»
Новиков И.А. «Ю. С. Зубов. Методология управления знаниями как предчувствие»
Нуритдинова С.А. «Преемственность поколений: учителя и ученики М.Н.Колесниковой»
Панкова Е.В. «Демонстрационный экзамен в системе квалификационной оценки выпускника СПО»
Песин Я.А., Семенова И.В. «Целевая подготовка кадров для библиотечной отрасли региона: взаимодействие библиотеки и вуза»
Петров В.А. «Дорожная карта профессионального развития как основа становления будущих специалистов библиотек»
Пилко И.С. «Каким быть дополнительному профессиональному образованию для специалистов вузовских библиотек?»
Пилюк К.А. «Влияние научной школы профессора А. Н. Ванеева на теорию формирования библиотечного фонда»
Полуместная В.В. «НОС: научное общество студентов Канского библиотечного колледжа. Традиции + новации = будущее»
Пономарева Н.В. «Переписка Л. М. Равич с А. В. Ратнером: по неопубликованным материалам Кабинета библиотековедения БАН»
Пунда А.С. «Информационное обслуживание специалистов: идея трех поколений»
Равинский Д.К. «Воспоминания о Л. М. Равич»
Реут А.М. «Информальное образование в контексте непрерывного образования библиотечных специалистов»
Романова Ж.Л. «Развитие цифровых компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы в условиях цифровизации»
Савченко А.О. «Изучение истории и современного состояния книгоиздания в рамках книговедческой школы СПбГИК»
Свиченская М.К. «Л.М.Равич в материалах своего архива (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки)»
Святскова И.В «Актуализация профессиональных компетенций посредством определения психологической зрелости и психологического качества пластичности библиотекаря»
Серебрянникова Т.О., Стегаева М.В. «Коллекция Президентской библиотеки «История образования в России» как инструмент сохранения историко-культурного наследия»
Смирнова А.А., Соколов А.В. «Наука и философия в непрерывном библиотечно-информационном образовании»
Сушкова Ю.Н. «Дискурсивное пространство библиотеки: коммуникативная идентичность, проблемы и перспективы»
Тешабаева У.А. «Организация дистанционных курсов повышения квалификации информационно-библиотечных специалистов: на примере Национальной библиотеки Узбекистана»
Туранина Н.А. «Эффективные PR-технологии в библиотечно-информационной деятельности: опыт преподавания в вузе»
Тургаев А.С. «Библиотечно-информационное образование: нормативные требования и концептуальные основания»
Фоменко И.Г. «Профессиональное развитие кадрового потенциала библиотеки в контексте социальной модернизации библиотеки»
Хмеленко С.А. «Современный библиотекарь в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья»
Шахин Хиба имад «Разработка вопросов библиотерапии в России и Сирии»
Шелягова А.А. «Компетентностный подход в подготовке специалистов библиотечно-информационной деятельности: региональный аспект»
Шелягова А.А. «Компетентностный подход в подготовке специалистов библиотечно-информационной деятельности: региональный аспект»
Шепелева С.В. «Библиотечная профессия в составе профессионального выбора современной молодежи: состояние и перспективы»
Шмойлова А.И. «Информационно-библиотечное обеспечение учебного процесса вуза с позиции менеджмента качества»
Шукшин С.И. «Цифровая среда вуза как гарант качества образования»

О мероприятии

В работе заседаний и сессий приняли участие ведущие исследователи в области библиотечно-информационных наук, педагоги практически всех средних и высших учебных заведений Российской Федерации, готовящих кадры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», таких как: Восточно-Сибирский, Казанский, Кемеровский, Московский, Орловский, Пермский, Санкт-Петербургский, Тюменский, Челябинский государственные институты культуры, Белгородский институт искусств и культуры, Крымский университет культуры, искусств и туризма, МГУ им. Н. П. Огарева, ТГУ им. Г.Р. Державина, СПбТБиИТ и Канский библиотечный колледж.

Важно отметить выступления на конференции руководителей и сотрудников федеральных и региональных библиотечно-информационных учреждений: Президентская библиотека, РНБ, БАН, ВИНИТИ РАН, РГБМ, ЛОУНБ, ЦГПБ им. В.В. Маяковского, ЦБС Выборгского р-на СПб.  

Значимый вклад в работу конференции внесли руководители и преподаватели

Показать еще...

Белорусского государственного университета культуры и искусств (Минск, Беларусь), Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, Ташкентского государственного института культуры и искусств (Ташкент, Узбекистан). Среди докладчиков присутствовали члены профессиональных объединений: Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений, Библиотечной Ассамблеи Евразии, Российской библиотечной ассоциации, Петербургского библиотечного общества.

Широкий географический и организационно-ведомственный охват участников подтверждает актуальность конференции и рассматриваемых в ее рамках проблем.

На конференции обсуждены следующие темы: отражение требований профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информационной деятельности» в содержании библиотечно-информационного образования (БИО); актуализация профессиональных компетенций, профилей (направленности) подготовки, ОПОП, РПД, методического обеспечения учебного процесса; трансформация БИО под влиянием цифровой среды; роль профессиональных ассоциаций во взаимодействии БИО и рынка труда; целевая подготовка кадров для библиотечно-информационных учреждений; участие работодателей в формировании кейсов для практического обучения студентов, тематики курсовых и дипломных исследований; новые форматы организации учебной и производственной практики студентов; технологии дистанционного обучения в БИО.

Значимым событием конференции стало подписание соглашений о стратегическом сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным институтом культуры и крупнейшими федеральными библиотеками России – Российской национальной библиотекой и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина. Соглашения подписали ректор института А. С. Тургаев, генеральный директор РНБ В. Г. Гронский и генеральный директор Президентской библиотеки Ю. С. Носов.

Большой интерес участников и гостей конференции вызвали доклады ректоров ведущих вузов культуры страны – А. С. Тургаева (СПбГИК) и Е. Л. Кудриной (МГИК).

В рамках конференции состоялось заседание всероссийского УМС «Библиотечноинформационная деятельность» ФУМО по УГСН 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты», а также серия мероприятий, посвященных Году педагога и наставника: 

–               онлайн-вебинар всероссийского проекта «Объединяя студентов – растим профессионалов». Тема: «Преемственность поколений: от учителя к ученику»; 

–               сессия «Развитие идей научных школ ЛГИК им. Н.К. Крупской – СПбГИК»; 

–               заседание, посвященное 100-летию со дня рождения педагога Института культуры и сотрудника Публичной библиотеки Любови Моисеевны Равич «История – это судьба».

Большой интерес вызвали доклады, прозвучавшие на секциях: «Взаимодействие образовательных организаций и библиотечно-информационных учреждений в подготовке кадров» и «Библиотечно-информационное образование условиях реформирования».

Работа конференции сопровождалась книжной выставкой «Педагоги и наставники института культуры», подготовленной сотрудниками библиотеки СПбГИК. На выставке представлены работы доктора педагогических наук, профессора Валентины Альфредовны Минкиной (1941–2004), материалы, посвящённые ей и её научной школе, издания педагогов библиотечно-информационного факультета и литература о них. Отдельный блок выставки посвящён конференции: статьи по истории её проведения, работы педагогов по теме непрерывного библиотечно-информационного образования.

В результате обобщения результатов работы секций, а также результатов анкетирования членов УМС «Библиотечно-информационная деятельность» были приняты следующие рекомендации, касающиеся различных аспектов библиотечноинформационного образования:

?               Провести работу по актуализации профилей (направленности) подготовки, ОПОП, РПД, методического обеспечения учебного процесса в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информационной деятельности».

?               Усилить блок технологических дисциплин, ориентированных на формирование навыков работы в цифровой среде, при сохранении широкой гуманитарной подготовки. 

?               Обеспечить сохранение единого образовательного пространства по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» посредством разработки на базе УМС примерных образовательных программ и закрепления унифицированных наименований ядерных дисциплин.

?               При разработке ФГОС 4 лоббировать включение библиотечноинформационных аспектов в универсальные и базовые компетенции, например, информационной культуры, медиаграмотности, мировых информационных ресурсов, библиометрии и др.

?               Организовать проведение регулярного онлайн-семинара по обмену опытом между деканами и заведующими кафедр, осуществляющих подготовку по направлению «библиотечно-информационная деятельность».

?               Инициировать обсуждение возможной альтернативы приоритета вступительного экзамена по литературе при поступлении в вузы. По статистике литературу сдает небольшое количество выпускников школ, что значительно сужает круг потенциальных абитуриентов, особенно среди лиц, заинтересованных в развитии информационно-коммуникационных компетенций.

?               Сохранить двухуровневую модель подготовки библиотечноинформационных специалистов: базовое (основное) высшее образование со сроком обучения по очной форме четыре года + специализированное высшее образование со сроком обучения по очной форме два года.

?               Поддерживать профессиональные контакты с представителями всех вузов культуры, других вузов России, органов государственной и муниципальной власти, библиотечно-информационных учреждений, профессиональных ассоциаций в части формирования единой позиции относительно опережающего обновления содержания программ подготовки библиотечно-информационных специалистов.

?               Усилить социальную и медийную активность образовательных организаций, а также их участие в деятельности профессиональных ассоциаций, например, РБА; в знаковых профессиональных мероприятиях, например, Ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, в проектной деятельности библиотек.

?               Активизировать взаимодействие вузовского сообщества, библиотечноинформационных учреждений, научно-исследовательских институтов, коммерческих организаций при проведении фундаментальных и прикладных исследований в области библиотечно-информационных наук.

?               Развивать сотрудничество в области библиотечно-информационной деятельности на территории Содружества Независимых Государств.


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Сборник материалов конференций

Источник сведений

XVIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция

«Непрерывное библиотечно-информационное образование»   (памяти В.А. Минкиной) .URL: https://spbgik.ru/science/conferences/xviii-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-nepreryvnoe-bibliotechno-informatsionnoe-o/?ysclid=ljpje6jdjf134099382

 

Вернуться к результатам поиска