Тема
К 100-летию М.В. Бражникова
Дата проведения
17-20 апреля 2002
Место проведения
Санкт-Петербург
Организаторы
Министерство культуры Российской Федерации
Российская национальная библиотека
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова
Шереметевский дворец – Музей музыки
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Алексеева Г.В. «Ихос-плас как музыкально-теоретическая система монодии»
Базылева И.В. «Особенности богослужения по «Полууставу», изданному в Великом княжестве Литовском»
Белоненко А.С. «Георгий Свиридов. Песнопения и молитвы»
Богомолова Л.М. «К историографии школы отечественной аутентики: классический период русской медиевистики и старообрядческая певческая культура (устная традиция)»
Борисовец Е.А. «Новонайденные материалы Афонской экспедиции С. В. Смоленского»
Бражников М.В., Кошелев В.В. «Музей музыкальных инструментов»
Бражникова О.М. «Неизвестные письма Максима Викторовича Бражникова»!
Бурменко А.С. «Осмогласие в циклах Октоиха (на примере стихир восточных)»
Валевская Е.А. «Православные обряды и тексты в народной традиции — записи В.Н.Добровольского в Смоленской губернии»
Владышевская Т.Ф. «Развитие идей М.В. Бражникова в преподавании русской музыкальной палеографии»
Вовк А.Ю. «Египетские записки Гийома Андре Виллот»
Герцман Е.В. «Кто ты, Иоанн Дамаскин?»
Горская А.М. «Певческая система Минеи месячной на октябрь»
Гулиева О.В. «Подобны «Великого роспева» (некоторые аспекты изучения)»
Гундарова Ю.В. «Значение осмогласника «На херувимех носимый» в службе Сретению Господню»
Гусейнова З.М. «Художественные и технические приемы пения “на подобен”»
Гусейнова З.М.. «Художественные и технические приемы пения «на подобен»»
Демьянчук Т.А.. «Подобен «Небесным чином» в церковно-Певческой традиции конца XVII века»
Елисеева Е.Ю. «Задостойники «пути столпового»: источниковедческие аспекты изучения»
Емельянова А.С. «Служба Царских часов: образные и музыкальные связи»
Ефимова И.В. «Еще раз о знаке «Э»
Живаева О.О. «О традиции исполнения осмогласных псалмовых циклов на «Господи воззвах» и на хвалитех»
Заболотная Н.В. «О роли устной традиции в древнерусском певческом искусстве»
Захарьина Н.Б. «Певческие книги в издании Придворной певческой капеллы»
Зингаренко А.А. «Обучение грамоте и пению в Древней Руси»
Казанцева М.Г. «Роль устной традиции в формировании музыкального словаря знаменного пения»
Карташова Т.П. «Опыт систематизации фитных начертаний древнего периода»
Кондрашкова Л.В. «Мутация обиходного звукоряда в демественном трехголосии (Рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме рождается»)»
Конотоп А.В. «Покаялен «Плачу и рыдаю» строчного роспева второй половины XVII в.
Копейкина Н.В. «Песнопения преп. Адриану и Наталье в кодексах конца XI — конца XVI в.»
Кручинина А.Н. «Поэтика музыкально-поэтической композиции службы преп. Петру и Февронии»
Лемясева Ю.М. «Дуда, труба, немка — «очевидные» знаки»
Литюшкина М.Г. «Сонаты для фортепиано Галины Уствольской: преломление конструктивных принципов монодии»
Лобкова Г.В. «Духовные стихи в традиции Вологодской области»
Макаровская М.В. «Интерпретация кокиз столпового знаменного роспева в Липованской богослужебной певческой традиции»
Махова Л.П. «Образы православных святых в поэтических текстах «крестьбинских» песен»
Мехнецов А.А., Попова И.С. «Паломничества к святым местам (по материалам фольклорных экспедиций СПбГК и ФЭЦ в северные районы Псковской области)»
Мехнецов А.М. «Древнерусские песнопения в устной традиции»
Морева А.Н. «К изучению интонационного словаря стихир 6-го гласа (на материале Стихираря XII в. БАН. 34.7.6.)»
Назаренко Ю.А. «Музыкально-поэтические параллели в службах иконам Богородицы»
Наумова Е.Б. «Праздник Рождества Богородицы в византийской и русской традиции (по рукописям ХI-ХV вв.)»
Никишов Г.А. «М. В. Бражников и состояние русской певческой палеографии на рубеже веков»
Новиков А.В. «Мелодика фит путевого роспева»
Орлова А.Л. «История формирования чинопоследования Часов царских Рождества»
Плетнева Е.В. «Песнопения древнерусского Октоиха в Студийскую эпоху (фрагменты нотации в Октоихе Изборном)»
Подрезова С.В. «Пасхальный тропарь «Христос воскресе» в системе ритуалов весеннего периода»
Полоцкая Е.Е. «Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси»
Рамазанова Н.В. «Ветхаго рима отечество си оставле (песнопения русским «римлянам» в стихираре “Дьячее око”)»
Садокова В.Б. «Мелизматика византийских и древнерусских кондаков»
Сапожникова О.С. «Формирование культа митрополита Филиппа (влияние византийского образца)»
Серегина Н.С. «Слово о полку Игореве» в свете песнопений Евфросинии Полоцкой»
Сиренов А.В. «Известие Степенной книги о начале церковного пения на Руси»
Сквирская Т.З. «М.В. Бражников — редактор Полного собрания сочинений Н.А. Римского- Корсакова»
Смирнова Е.А. «Многороспевность в демественных многоголосных Обиходах»
Теплова И.Б. «Обряд переноса свечи в Смоленской традиции»
Титова Е.А. «Многороспевность в кодексе 60-х гг. XVII века (Сол. 621/661)»
Толстикова Ю.Ю. «Похоронно-поминальная обрядность по материалам фольклорных экспедиций в Тверскую область»
Тутолмина С.Н. «Принципы организации песнопений в последованиях древней певческой Триоли»
Федоровская Н.А. «Риторика в древнерусском музыкальном христианском искусстве (к вопросу о развитии средств музыкальной выразительности)»
Филиппова Е.В. «Изменения певческой практики в Русской Православной Церкви в период богослужебной реформы XIV-XV вв.»
Чучева О.В. «Духовные стихи покаянны на 8 гласов в изображениях на иконах»
Швец Т.В. «Йотированные слоговые вставки в текстах псалмов древнейшей традиции»
Шитикова Д.В. «Образная характеристика Богородицы в песнопениях двунадесятым праздникам»
О мероприятии
18 апреля в Российской национальной библиотеке состоялись Бражниковские чтения на тему: "Древнерусское певческое искусство в современном мире", посвященные 100-летию со дня рождения исследователя древнерусского певческого искусства, педагога, композитора М.В.Бражникова. К этому событию была приурочена выставка "И красно песнопети Творцу человеки научил", на которой представлены книги и рукописи ученого, представителей его семьи и учеников.
Исследование древнерусских певческих рукописей XII-XVII вв. требует особой подготовки. Для этого недостаточно общего музыкального образования. М.В.Бражников владел знаниями в области палеографии, церковно-славянского языка, истории России и, главное, умел разбираться в особой системе нотной записи (знаменной нотации), с помощью которой в рукописных книгах фиксировались древнерусские распевы.
Значение его деятельности велико, хотя бы потому что он в атеистической стране занимался изучением церковного пения и, несмотря на все трудности, с которыми он неизбежно сталкивался – обвинения в "поповщине", увольнения с работы - Бражников сумел создать современную школу русской музыкальной медиевистики и подготовить учеников. Он успел передать им все то, что освоил за многие годы и тем самым сохранил связь между поколениями музыкантов.
Ученики и последователи Бражникова ныне работают во многих городах России. Чтобы вспомнить об учителе, а также поделиться результатами своих изысканий в области исследования церковно-певческого искусства они собрались в нашем городе.
На выставке представлены материалы из личных архивов М.В.Бражникова, переданные в РНБ рукописи, письма (в частности письмо И.В.Сталину), партитуры, грамзаписи, компакт-диски, книжные издания, рассказывающие о деятельности М.В.Бражникова и его школы. В экспозиции использованы материалы семейного архива, переданные дочерью ученого О.М.Бражниковой: фотографии, рисунки, акварели, рукописи научных публикаций, документы.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Научная конференция “Бражниковские чтения/ Сайт РНБ. Электронный ресурс// режим доступа: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/2002/4-2.htm#2