Дата проведения
6–7 апреля 2023
Место проведения
Санкт-Петербург
Организаторы
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего»
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Адигезалов Н.З. «Развитие и разработка технических средств
для образовательной и профессиональной реабилитации людей
с нарушениями зрения»
Антропов А.П. «Инклюзивная среда вуза»
Арсентьева В.В. «Технология создания и организация работы
инклюзивной студии громкого чтения «Театр слова» – ОНЛАЙН
КОНТУР.ТОЛК
Бакиров А.Н. «Расширение возможностей использования
программных продуктов для людей с инвалидностью» – ОНЛАЙН
КОНТУР.ТОЛК
Басханова А.Ш. «Инклюзивная лаборатория на базе библиотеки
для слепых Чеченской Республики. Опыт, проблемы и планы
развития»
Батталова С.С. «Авторское право и вопросы доступности цифровой
информации для людей с пробелами зрения и иными ОВЗ»
Белоусова Т.Г. «Основные цели, задачи и формы осуществления инклюзивной
деятельности специальных библиотек»
Болдышева А.А. «Улучшение доступности среды специальных
библиотек»
Борщевский И.С. «Доступность платформ с использованием
искусственного интеллекта для конференц-связи в условиях
дистанционного образования» – ОНЛАЙН КОНТУР.ТОЛК
Демьянчук Р.В. «Интеграция культуры и образования в развитии
инклюзивного общества»
Думенко И.С. «Цифровая доступность сайта музея для незрячих
и слабовидящих посетителей» – ОНЛАЙН КОНТУР.ТОЛК
Заиченко Н.И. «Особенности инклюзивной деятельности образовательных
учреждений и учреждений культуры»
Изотова М.Х. «Инклюзия в сфере социокультурной реабилитации»
Квочкина О.И. «Опыт инклюзивной работы в Санкт-Петербургской
государственной специальной центральной библиотеке для слепых
и слабовидящих»
Киреева Л.Н. «Методика организации инклюзивной выставки»
Клыженко А.В. «Адаптированные выставки для слепых и слабовидящих: проблемы
организации и проведения»
Колесов И.В. «Обзор технических средств и программных продуктов
для альтернативной и дополнительной коммуникации для людей
с ОВЗ»
Коновалова М.П. «Роль общества в адаптации ребенка с ОВЗ
в условиях инклюзии»
Круглякова Т.Р. «Ассистивные и альтернативные средства
коммуникации лиц с нарушением слуха»
Крысин И.А. «Виртуальная экскурсия по специальной библиотеке
для слепых»
Кучербаева И.Н. «Инклюзия как принцип организации воспитания
в Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых
имени М.Х. Тухватшина»
Кычкина Г.М. «Инклюзия в библиотеке для слепых Якутии»
Лахтачёва О.С. «Библиотека безграничных возможностей: опыт,
продиктованный практикой»
Лиханос Е.В. «Библиотека Маяковского – региональный центр
развития инклюзивной культуры»
Любимов А.А. «Доступность книг и журналов в электронно-цифровой
форме для слепых читателей»
Никифоров А.В. «ЭБС «Лань»: сервис невизуального чтения»
Новикова О.И. «Областная специальная библиотека: адаптация – доступность –
инклюзия»
Петрова Е.А. «Инклюзия в образовании и культуре: пути
взаимодействия»
Пименова К.В. «Открытый мир удивительных возможностей:
инклюзия в Челябинской областной специальной библиотеке для слепых»
Пожидаев М.С. «Информационное обеспечение инклюзивного
образования с использованием технологий искусственного
интеллекта» – ОНЛАЙН КОНТУР.ТОЛК
Полетаева Н.В. «ИТЛ на базе Национальной библиотеки – первые
успехи и проблемы» – ОНЛАЙН КОНТУР.ТОЛК
Полторанина В.В. «Инклюзивные проекты Краснодарской краевой
специальной библиотеки для слепых имени А.П. Чехова в контексте
решения двуединой задачи: социокультурной реабилитации
и реализации коммуникационной стратегии»
Потапова Е.А. «Говорящие» книги в кармане: о мобильном
приложении «Аудиокниги РБС»
Толубаева Е.М. «Использование книг в специальных форматах
для детей с ОВЗ»
Устинова О.Ю. «Инклюзивная творческая лаборатория на базе СПб
ГБУК ГСЦБС: основные направления деятельности»
Хорошавина Е.В. «Инклюзивное социокультурное пространство
библиотек как ресурс развития детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Шаренда А.П. «Архитектура в формате тифло: инклюзивная экскурсия
«От фары Витовта к замкам»
Шрайберг Я.Л. «Основные аспекты развития современных библиотек
в условиях цифровизации»
О мероприятии
На базе Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих 6–7 апреля прошла Международная научно-практическая конференция «Специальная библиотека как инклюзивный центр: проблемы и перспективы развития».
В конференции в очном формате приняли участие специалисты учреждений культуры, образования, науки из 40 регионов России. К обстоятельному разговору подключились представители Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Белоруссии.
За два дня библиотекари обсудили около десятка актуальных вопросов, связанных с инклюзивной функцией современных спецбиблиотек, доступностью цифровой среды для людей с ОВЗ, совершенствованием технических и реабилитационных средств, которыми пользуются люди с инвалидностью при посещении библиотек.
В работе конференции приняла участие директор Областной специальной библиотеке для слепых им. Н. А. Островского, член регионального общественного совета партийного проекта «Единая страна – доступная среда» Мария Коновалова. Она выступила на конференции с докладом «Роль общества в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии».
Данная тема чрезвычайно важна, сложна, актуальна и крайне слабо изучена. В докладе нашло отражение глубокое понимание обществом личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему конкретной помощи, используя современные технологии работы, опыт российского и международного сообщества в рамках развития библиотек как инклюзивных центров.
Более 30 лет коллектив специальной библиотеки целенаправленно ведет работу с детьми, имеющими проблемы со зрением, слухом, другими заболеваниями. Работа в этом направлении тонка, хрупка и чрезвычайно ответственна. В первую очередь, она ведется на базе коррекционных школ, детских садов, специализированных учреждений.
«Анализируя многолетний опыт работы с человеком-инвалидом и, в частности, с ребенком, начинаешь глубоко осознавать и понимать проблемы, которые мешают многогранно развиваться и требуют решения: умение дружить с детьми и взрослыми, повышать качество знаний учащихся, получать профессию и трудоустраиваться, умение адаптироваться в среде проживания, умение защитить и заинтересовать себя», - поделилась в своем выступлении Мария Коновалова.
Подводя итог, она отметила, что решение проблем, поднятых на конференции, требуют от библиотекаря высочайшего профессионализма, ответственности и конечно же знаний, профессиональных подходов в работе с ребенком и обществом, взаимодействуя со специалистами образования, здравоохранения, социального блока, учреждений культуры.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
6–7 апреля на базе Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих прошла в гибридном формате Международная научно-практическая конференция «Специальная библиотека как инклюзивный центр: проблемы и перспективы развития».URL: http://www.rba.ru/news/news_5845.html