Дата проведения
20-21 марта 2024
Место проведения
Москва
Организаторы
Министерство культуры РФ
Российская библиотечная ассоциация
Российская государственная детская библиотека
Российская национальная библиотека
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Аксенова Я.Ф. «Чтение – процесс или продукт? Как научить считывать смыслы...»
Алексеева О.С. «Первые результаты Всероссийского исследования с международным участием «Что читают и о чем хотят читать современные подростки»
Афанасьева Н.В. Исследование как способ выявления потребностей читателей и эффективности деятельности библиотек Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Бабушкина Ю.М. «Интернет как источник сведений о читающих детях»
Барсукова Я.В. «Посткроссинг как новая форма изучения чтения»
Березина А.В. «Фантастика глазами подростков: результаты всероссийского исследования»
Богомазова Е.А. «Наблюдаем, спрашиваем, тестируем? Выбор детских библиотек Челябинской области»
Волобоева Е.Н. «Социологическое исследование «Чтение в Новосибирской области (2019-2023 гг.)»
Гринько Л.Н. «Применение разноформатных практик привлечения к чтению (из опыта работы центра чтения ГБУК СахОУНБ)»
Дюбина К.И. «Изучение семейного чтения: сотрудничество библиотеки с семьёй как залог развития ребёнка в современном мире»
Колосова Е.А. «Семейное чтение детей и подростков: возможности сравнительного исследования»
Кузьмина А.А. «Созидающее чтение: диагностика чтения на родном языке»
Лебедева М.Ю. «Чтение и мышление: метакогнитивные читательские умения и методы их формирования»
Леушина А.А. «Классное внеклассное чтение»
Лукина Е.Г. «Зачем современный школьник идёт в библиотеку?»
Мазаева И.А. «Исследование самостоятельного чтения студентов»
Мазаева И.А. «Методика исследования чтения на бумажных и электронных носителях в вузе»
Маркевич О.А. «Изучение детского чтения в рамках реализации авторской программы»
Назаровская Я.Г. «Проведение исследования в логике педагогического эксперимента: из опыта работы Центра чтения Центральной детской библиотеки СПБ ГБУ «Невская ЦБС»
Ольхов П.А. «Чтение с наставником (герменевтико-диалогические аспекты)»
Ощепкова Е.С. «Влияние совместного чтения на развитие детей в лонгитюдной перспективе»
Пикулева М.В. «Проект Mediascope Kids&Teens: опыт исследования детской и подростковой аудитории»
Позина М.Б. «Готовность учиться в вузе: технология оценки понимания студентами учебных текстов»
Приступа Е.Н. «Семейное чтение. Социальные компетенции родителей»
Разгонова Л.А. «Дополнительное образовательное пространство в ДОУ – детская библиотека. Как вернуть книге популярность»
Репкина А.М. «Исследовательские проекты Литрес»
Рыбалова Е.Б. «Креативные форматы сотрудничества юных журналистов и библиотек»
Семячко А.А. «Постановка исследовательских задач в библиотечном исследовании»
Степанова А.С. «База «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» в помощь библиотечным исследователям»
Степанова А.С. «Взгляд библиотекарей на читательскую ситуацию: региональные особенности»
Степанова Е.В. «Информационные потребности современных подростков: по результатам исследования Тамбовской областной детской библиотеки»
Стрелкова Е.В. «Публикация читательского отзыва в электронной среде и некоторые вопросы права»
Тарасенко В.Н. «Возможности нейропсихологического подхода к проблемам детского чтения»
Тукмеева С.Х. «Чтение в системе ценностей современной молодежи: итоги социологических исследований Республиканской юношеской библиотеки Татарстана»
Хусаинова Э.Г. «Культура чтения посетителей муниципальных библиотек Татарстана»
Цветкова Т.В. «Как влюбить ребенка в чтение»
Черных Е.А. «Маршрутный код – Овсянка»
Черняк М.А. «ДЕТЛИТ по-взрослому»: из опыта изучения чтения студентов»
Шуминова И.О. «Кажется, кто-то был ... на букву М...»: изучение представлений студенческой молодежи о литературе советского периода»
Эделева Ф.И. «Мотивация читать - начни своё движение к мечте»
Ялышева В.В. «Методическая поддержка исследовательской деятельности библиотек в сфере чтения»
Ямщикова И.А. «Читатель как переводчик»
О мероприятии
20–21 марта на базе Российской государственной детской библиотеки состоялась в гибридном формате V Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организаторами которой выступили также Российская национальная библиотека и РБА (Секция детских библиотек, Секция по чтению) при поддержке Министерства культуры РФ. Лаборатория в этом году объединила более 1,5 тысячи специалистов из 81 субъекта РФ, включая Луганскую Народную Республику, Донецкую Народную Республику и Херсонскую область.
Ежегодно в работе Лаборатории принимают участие учёные, научные сотрудники исследовательских центров, специалисты в области изучения чтения, сотрудники библиотек, образовательных организаций и учреждений дошкольного образования.
Пленарное заседание открыла Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, которая в своем выступлении подчеркнула важность исследовательской деятельности в сфере чтения и библиотечного обслуживания. Актуальность исследовательской работы в условиях библиотеки отмечена в ныне действующем Профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Одной из трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, является «Библиотечная исследовательская работа», которая направлена на анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки, разработку программы исследования, формирование в библиотеке исследовательских групп, отвечающих за сбор обработку и анализ полученных данных относительно чтения и читателей библиотек.
Юлия Петровна Мелентьева, заведующий отделом изучения чтения Научного и издательского центра «Наука» РАН, заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования, академик РАО, в своём приветственном слове обозначила основные направления изучения чтения, которые сформировались на сегодняшний день: чтение различных читательских групп (школьники, студенты, рабочие и др.); социокультурные характеристики чтения (мотивы, интересы, уровень читательской культуры и др.). Юлия Петровна особенно подчеркнула необходимость формирования новых исследовательских задач, в связи с изменением и углублением понимания самого чтения как явления, формированием новых практик чтения, трансформацией представлений о том, что сегодня является книгой.
В первой части пленарного заседание прозвучали доклады, посвящённые теме семейного чтения, которая является приоритетной в Год семьи в РФ. Елена Николаевна Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, представила подходы, которые связаны с изучением детского и семейного чтения. В своём выступлении Елена Николаевна отметила особое значения исследований психофизиологии читательской грамотности ребенка. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности здоровья ребенка при выборе форматов и книг для чтения. Традиции семейного чтения связаны с культурой чтения родителей, от того любят ли сами родители читать, есть ли домашняя библиотека, будет зависеть интерес к чтению и у детей. Если приобщать ребенка к культуре чтения с самого раннего возраста, в дальнейшем минимизируются риски разного рода девиантного поведения. Важнейшая роль в приобщении ребенка к чтению принадлежит семье как первичному институт социализации.
В этом году заключено соглашение о сотрудничестве между Российской государственной детской библиотекой и Институтом развития, здоровья и адаптации ребенка, в рамках которого планируется совместная исследовательская деятельность и работа с родителями по популяризации чтения.
Социологи Российской государственной детской библиотеки Вера Петровна Чудинова и Елена Андреевна Колосова обозначили основные тенденции, которые фиксируются исследователями относительно современной семьи как социальной группы и практик воспитания, которые закрепились в обществе. Были показаны возможности сравнения данных исследований с точки зрения изменений в чтении детей и семей (на примере зарубежных и российских исследований). Было анонсировано новое всероссийское исследование Российской государственной детской библиотеки «Семейное чтение детей и подростков. Роль родителей».
Вера Викторовна Ялышева, заведующая центром чтения Российской национальной библиотеки, на основе материалов Всероссийского конкурса «Библиотечная аналитика», который уже 10 лет проводится ежегодно в рамках Всероссийского корпоративного проекта Российской национальной библиотеки «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации», показала значимость и содержание методической поддержки исследовательской деятельности по изучению чтения с позиций региональных и муниципальных методических центров российских библиотек. По данным аналитических отчетов основные проблемы организации методической деятельности, в том числе и в данном направлении, связаны с кадровым дефицитом и преобладанием выполнения статистических функций.
Ряд пленарных докладов был посвящен изучению чтения студентов.
Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, обратилась к научно-творческому проекту студентов «Лаборатория ДЕТЛИТ», целью которого является навигация в мире современной детской и подростковой литературы и популяризация научных знаний в области исследований детской литературы. По результатам этой работы опубликована монография «ДЕТЛИТ по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе», которая вышла в 2022 году. В ходе доклада был проанализирован опыт обращения толстых литературно-художественных журналов к проблематике детского чтения, казалось бы не характерный для этого вида изданий, но ставший актуальным в последние годы.
Алина Михайловна Репкина, директор направления корпоративных продаж компании «ЛитРес», руководитель книжного рекомендательного сервиса LiveLib, представила целый ряд исследовательских направлений изучения пользовательской аудитории «ЛитРес».
Метакогнитивным читательским умениям и методам их формирования, связи чтения и мышления был посвящен доклад Марины Юрьевны Лебедевой, заведующей проектной научно-исследовательской лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидата филологических наук, доцента. Были представлены тенденции, характерные для чтения с цифровых и бумажных носителей.
Исследованию самостоятельного чтения студентов и методике изучения чтения на бумажных и электронных носителях в вузе свои выступления посвятили Ирина Александровна Мазаева, научный руководитель магистерской программы «Подготовка переводчиков для международных организаций» Московского государственного института международных отношений МИД России, доцент, кандидат педагогических наук, и Светлана Кимовна Павликова, доцент кафедры английского языка Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат филологических наук.
Об особенностях влияния совместного чтения на развитие детей в лонгитюдной перспективе рассказала Екатерина Сергеевна Ощепкова, научный сотрудник кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук. Екатерина Сергеевна представила всероссийский лонгитюдный проект «Растём вместе», в рамках которого проводится индивидуальная диагностика, позволяющая определить уровень когнитивного, эмоционального, регуляторного, речевого развития ребенка относительно других детей того же возраста и пола в регионах страны. На основе результатов диагностики психологи составляют индивидуальные рекомендации по развитию ребёнка.
Ольга Сергеевна Алексеева, руководитель электронного журнала «Чтение детям», представила опыт проведения всероссийского исследования с участием более 16 тысяч респондентов подросткового возраста.
Отдельное мероприятие лаборатории было посвящено презентации проекта «Kids & Teens», реализованного компанией «Mediascope» в 2023 году. Марина Вячеславовна Пикулева, директор по специальным исследованиям «Mediascope», кандидат социологических наук, рассказала о проекте, направленном на изучение жизненных ценностей и медиапотребления детей и подростков от 4 до 17 лет. В ходе презентации Марина Вячеславовна подробно остановилась на том, какие методы использовались для получения данных (глубинные и формализованные онлайн интервью) и как формировалась выборка исследования (создавалась исследовательская панель). Представленные результаты показали портрет того поколения россиян, которое только начинает своей жизненный путь, но уже сформировало свои привычки, предпочтения и формы поведения.
Первый день лаборатории завершил проблемный семинар «Актуальные вопросы методической поддержки исследовательской деятельности библиотек», в рамках которого эксперты поделились опытом проведения исследовательской деятельности в библиотеках городского, муниципального и федерального уровня. Участники семинара обсудили важные вопросы, касающиеся планирования, реализации и обработки данных проведенных исследований.
Ведущие напомнили участникам лаборатории об электронной базе данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» — проекте Российской государственной детской библиотеки и Российской национальной библиотеки, который ведётся с 2014 года. В рамках которого идет постоянный сбор информации об исследованиях, проведённых библиотеками страны, в полнотекстовом формате представлены методические пособия, видеолекции и другие материалы в поддержку исследовательской деятельности библиотек и пригласили как пополнять, так и активнее использовать данный корпоративный ресурс.
Второй день лаборатории открыл Круглый стол «Изучение семейного чтения: проблемы методики и методологии», на котором состоялся обмен опытом изучения семейного чтения библиотекарями, психологами, педагогами как на уровне региона, так и конкретных школ и библиотек. Были представлены результаты новых исследований чтения в семье от экспертов из Москвы, Московской области, Тулы, Саратова, Иркутска. Участники обсудили практики семейного чтения и роль межведомственного сотрудничества в целях изучения проблем семейного чтения.
Завершила работу Лаборатории секция «Изучение книги, чтения и библиотек: региональный опыт», в рамках которой исследователи из центральных региональных научных и детских, муниципальных библиотек и образовательных учреждений представили свои научные разработки и результаты исследований, посвященных потребностям современных читателей. Среди участников Лаборатории были специалисты из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова, Череповца, Челябинска, Московской области, Вологды, Астрахани, Краснодара, Южно-Сахалинска, Иркутска, Самары, Омска, Белгорода, Казани, Орла. Целый ряд участников представили свои доклады в стендовом виде, которые доступны на странице Лаборатории.
Уже традиционно в рамках Лаборатории были представлены новые издания Российской национальной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки по данной проблематике.
Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» — успешная межпрофессиональная и межотраслевая площадка для обмена опытом специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории. Материалы лаборатории востребованы среди студентов, учёных и практиков.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
20–21 марта на базе Российской государственной детской библиотеки состоялась в гибридном формате V Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики».URL: https://www.rba.ru/news/news_6735.html