VIII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: воспитание гражданина и читателя»

Дата проведения
4-5 апреля 2024

Место проведения
Москва

Организаторы
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино
Русская ассоциация чтения

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Аболенцева Н.О. «Интегрирование стратегий смыслового чтения в технологию модульного обучения на уроках истории»
Аношина А.В. «Формирование патриотического сознания у населения и сохранение исторической памяти (на примере работы Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской)»
Аскарова В.Я. «Чтение как инструмент воспитания и самовоспитания: от назидания – к «празднику непослушания»
Бабич И.Н. «Творческий проект «Литературная гостиная» как эффективный метод формирования личности подростка в системе гражданско-патриотического воспитания»
Баранова Н.В. «Манкуртом можешь ты не стать, или Школьная библиотека за сохранение исторической памяти»
Белоколенко М.В. «Реализация целей гражданского воспитания в библиотечных проектах»
Белякова Д.А. «Разделите с миром любовь к родному краю!». О международном творческом конкурсе «Нити культуры» и Всемирном фестивале молодёжи»
Бердникова О.А. «Использование цифровых инструментов в аспекте развития читательской грамотности»
Быкова О.В. «Организация работы классного руководителя по продвижению чтения разножанровых книг для развития кругозора и творческого мышления обучающихся средней школы»
Воропаев А.Н. «Литература и книгоиздание как инструменты сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей»
Глазков М.Н. «Библиотечное чтение в 1G30-е годы: воспитание советского человека»
Гончарова Н.В. «Профессионально-ориентированное чтение на уроках английского языка в CУНЦ МГУ»
Груздева И.В. «В контексте времени»: продвижение чтения в процессе изучения истории и культуры края»
Карпова Н.Л. «Становление грамотного читателя в системе семейной групповой логопсихотерапии»
Кулибина Н.В. «Как, читая Пушкина, воспитать в себе человека? К юбилею великого поэта»
Лукьянович Е.А. «Формирование менталитетных процессов и структур у школьников посредством литературно-творческого конкурса»
Мазаева И.А. «Компетенции медиаграмотности»
Мелентьева Ю.П. «Социальная сила чтения. Русское чтение как часть национальной культуры: к постановке проблемы»
Меркулова А.В. «Интегрирование тем занятий «Разговоры о важном» в уроки литературного чтения (из опыта работы в начальных классах)»
Мирошник А.Н. «Формирование исторической памяти на уроках истории (на примере событий Великой Отечественной войны)»
Нестратова М.А. «Проект «отличная библиотека» в аспекте воспитания осознанного вдумчивого читателя»
Овчинникова В.В. «Каким образом литература участвует в формировании патриотизма у обучающихся?»
Померанцева А.В. «Развитие смыслового чтения в аспекте Персонализированного подхода на уроках математики»
Романичева Е.С. «Российская методическая традиция XX века «Воспитание через чтение»: осмысление итогов»
Ротанова О.Н. «Обучение чтению как способ воспитания гражданина в образовательном процессе»
Рыжова О.В. «К Году семьи в России. Презентация выставки «Сакральное и бытовое: образ матери и дитя в литературе и культуре»
Рындина Н.С. «Формирование навыков чтения на уроках английского языка»
Ряполова С.А. «Интегрирование стратегий смыслового чтения в технологию модульного обучения на уроках биологии как продуктивный способ организации работы со слабочитающими детьми»
Сметанникова Н.Н. «Воспитание гражданина и читателя: к постановке проблемы»
Сурдуковская С.В. «Педагогическое сопровождение становления субъектной жизненной позиции и самореализации подростка»
Титова М.И. «История библиотечно-информационной науки в лицах»
Ухтамова Шахло «Читатель и чтение как объекты рефлексии в деятельности библиотек»

О мероприятии

4–5 апреля 2024 года прошла в гибридном формате  VIII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: воспитание гражданина и читателя», проводимая Межрегиональной общественной организацией «Русская ассоциация чтения» совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино.

Число участников: 110.

В очном формате в конференции  приняли участие 59 человек из 11 городов РФ: Москва, Донецк, Калуга, Краснодар, Луганск, Медынь, Новороссийск, Пермь, Псков, Серов, Челябинск.

Международный характер конференции подтвержден участием докладчиков из Узбекистана (Ташкент), слушателей из Белоруссии и Казахстана. В онлайн формате зафиксировано 51 подключение.

Трансляция 4 апреля — 1,1 тыс. просмотра, 5 апреля — 953 просмотра.

В ней приняли участие специалисты из разных областей науки: педагогики, психологии, филологии, представлявших высшие и средние специальные учебные заведения, министерства и научные институты, школы и колледжи, федеральные, национальные, муниципальные и школьные библиотеки.

Показать еще...

Среди участников также были 6 докторов и 9 кандидатов наук, что обеспечивало высокий научный уровень конференции.

 

Конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» на протяжении 27 лет являются площадкой для обсуждения актуальных проблем чтения и грамотности, презентации научных исследований в этой области и распространения новых читательских практик.

Актуальность темы конференции этого года определяется актуальным социально-политическим контекстом.

На открытии конференции с приветствиями и напутственными словами к участникам обратились генеральный директор Библиотеки иностранной литературы П. Л. Кузьмин, президент Русской ассоциации чтения Н. Н. Сметанникова и министр образования и науки Донецкой Народной Республики О. П. Колударова.

С докладами и сообщениями выступили 28 человек, из них 8 докладов были представлены на пленарном заседании. 

На конференции обсуждался широкий спектр актуальных вопросов:

• Воспитание гражданственности средствами чтения: полидисциплинарные исследования и практики образования, воспитания, культуры чтения, издательского дела. Социально-патриотическая сила чтения.

• Воспитание читателя: историко-культурный и историко-педагогический анализ. Читатель и чтение как объекты рефлексии в учебных предметах и дисциплинах. Современные формы и методы воспитания (наставничество, волонтёрство, др.).

• Эксплицитные и имплицитные методы и формы ведения воспитательной работы, пропаганда и продвижение разных видов чтения и многожанровых книг, менталитетное прочтение текста в учебном процессе и вне его.

 

Помимо традиционных форм работы (пленарное и секционные заседания, выставка детской и юношеской литературы (ДЮК), методических рекомендаций проекта «Умное чтение», а также изданий РАЧ), на данной конференции были апробированы три новые формы.

Началом конференции послужил видеоклип, созданный фондом «Гуманитарный мир» в защиту монумента «Алёша» в г. Пловдиве, Болгария. Все участники стоя отдали дань памяти солдатам, погибшим в ходе Великой Отечественной войны и в ходе специальной военной операции на территории Украины, а также жертвам террористического акта в «Крокус Сити холле».

В ходе конференции состоялась творческая встреча с участниками Всемирного фестиваля молодёжи — руководитель Центра библиотековедения и профессионального взаимодействия ВГБИЛ Д. А. Белякова рассказала о работе молодых людей в творческом проекте «Нити культуры» и пригласила делегатов конференции к участию в одноимённом конкурсе эссе о малой родине. Актуальная тема — Год семьи в Российской Федерации — получила освещение в презентации цифровой выставки «Сакральное и бытовое: образ матери и дитя в литературе и культуре» её автором — главным библиотекарем Центра обслуживания читателей ВГБИЛ О. В. Рыжовой.

Вторым организационным открытием конференции была новая модель представления докладов одной школы («Личность», г. Новороссийск, лидер проекта «Школа, где процветает грамотность») в смешанном формате: сообщения докладчиков велись в формате онлайн из г. Новороссийска, а координатор проекта заместитель директора школа по научно-методической работе Е. Л. Рудик комментировала их выступления, давая пояснения и освещая возникающие вопросы. Отметим, что все участники секции успели ознакомиться с материалом основного доклада первого дня конференции и выступали в его логике. Данная модель была высоко оценена участниками конференции и может быть рекомендована другим школам как продуктивная.
«Вишенкой на торте» была выставка книг, сопровождавшая конференцию. На ней экспонировались книги авторов, которые цитировались в ходе докладов.

Участники конференции имели возможность полистать упоминаемые книги, познакомиться с другими книгами авторов, оценить широту и глубину представляемых докладов.

Участники конференции подтвердили актуальность и значимость содержания докладов на проведенной конференции, а также оценили эмоциональную составляющую реального общения. Они отмечали энтузиазм и подъём, с которым возвращаются на рабочие места.

В оргкомитет конференции поступило предложение пригласить на ежегодную Академию читательского мастерства (октябрь 2024 года) учителя математики школы «Личность» (г. Новороссийск) А. В. Померанцеву и координатора проекта «Школа, где процветает грамотность» Е. Л. Рудик и высказали просьбу показать мастер-класс работы с математическим текстом.

В  ходе конференции были обсуждены актуальные вопросы воспитания гражданина и читателя с позиций разных наук, подтвердив тот факт, что Русская ассоциация чтения является и развивается как полидисциплинарная организация.

 

В обсуждении участвовали докладчики из 2 стран и 11 городов РФ, что подтверждает статус международной конференции.

Обсуждались вопросы теории и практики воспитания гражданина и читателя, были сделаны теоретические и практические выводы, поставлены конкретные задачи и намечены пути их решения, что подтверждает научно-практический характер проведённой конференции

Использовались традиционные и новые формы взаимодействия участников и сопровождения докладов и сообщений, что свидетельствует о инновационном характере форума.


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Фотографии

Источник сведений

4–5 апреля 2024 года прошла в гибридном формате  VIII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: воспитание гражданина и читателя», проводимая Межрегиональной общественной организацией «Русская ассоциация чтения» совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М.И. Рудомино.URL: https://libfl.ru/ru/news/v-inostranke-obsudili-rol-chteniya-v-vospitanii-grazhdanina-i-chitatelya?ysclid=m794235tx9306610333

 

Вернуться к результатам поиска