VI Форум публичных библиотек России «Библиокараван – 2007»

Дата проведения
10-14 сентября 2007

Место проведения
Верхняя Пышма
Екатеринбург
Красноуфимск
Первоуральск

Организаторы
Министерство культуры Свердловской области
Российская библиотечная ассоциация
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г.Белинского

Тип
Форум

Докладчики (показать/скрыть)

Бартова С.Ф. – вступительное слово
Волженина С.Ю., Симаков С.П. «Уральская историко-краеведческая электронная библиотека как составляющая Президентской библиотеки: опыт издательства «Баско»
Галеева Т.А. «Библиотека, книга, чтение в культурном контексте мегаполиса»
Дашкевич А.С. «Издательство – библиотека – читатель: новые стратегии взаимодействия»
Каспари Хохманн Л. «Американские школы и библиотеки будущего»
Моисеева С.В. «Популяризация качественных книг как способ расширения читательской аудитории»
Пиманова Т.М. «Не останавливайся на прочитанном!»: новые технологии продвижения книги в книжной торговле»
Пластинин В.В. – вступительное слово
Русаков А.Г. – вступительное слово
Сагакьян С.В., Тафф М. «Привлечение к чтению по-американски: американские центры и уголки в России»
Сорокина М.Ю. «Региональная библиотека как лидер в деятельности по продвижению чтения»

О мероприятии

10 — 15 сентября 2007 года по Среднему Уралу «прошел» «БИБЛИОКАРАВАН-2007».
Так называется форум публичных библиотек России, который проводится в разных городах страны шестой год подряд. По легенде, идея провести мероприятие, которое не было бы похоже на традиционные конференции библиотекарей, принадлежит председателю секции публичных библиотек РБА Светлане Федоровне Бартовой.
Сам придумал — сам сделай! Первый КАРАВАН состоялся в 2002 году у нас в Свердловской области, хозяевами стали библиотеки Новоуральска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Следующие КАРАВАНЫ «прошли» через Омск, Кузбасс, Югру, Карелию. И вот снова Средний Урал: Екатеринбург — Верхняя Пышма — Первоуральск — Красноуфимск.

6-й КАРАВАН собрал более 120 человек, 70 из них представляли регионы России: Мирный (Архангельская область), Барнаул, Строитель (Белгородская область), Владивосток, Владимир, Горноалтайск, Заречный (Пензенская область), Зеленогорск (Красноярский край), Иркутск, Новокузнецк, Прокопьевск (Кемеровская область), Кировочепецк, Курган и города Курганской области, Москва, Искитим, Соликамск, Суксун (Пермский край), Ростов-на-Дону, Саратов, Саяногорск, Шушенское, Томск, Ханты-Мансийск, Белый Яр, Лянтор, Нижневартовск (Югра), Челябинск и города Челябинской области.
Участие в форуме давало нашим гостям уникальную возможность увидеть своими глазами 20 отличных библиотек четырех городов Свердловской области всего за 4 рабочих дня. И всласть наговориться о работе — 24 часа в сутки, на заседаниях и в кулуарах, в гостинице и автобусе. Мы, хозяева, смогли показать коллегам наш город, нашу область, наши библиотеки. Библиотеки Свердловской области, как и везде в России, очень разные — и по уровню оснащения, и по возможностям, которые они предоставляют своим читателям. Выравнивание таких возможностей — главный приоритет областной библиотечной политики. Наши библиотеки уже достаточно давно находятся в центре внимания профессионального сообщества, в 2006 году Екатеринбург был признан библиотечной столицей России и принимал XI ежегодную конференцию РБА.

Показать еще...

Что отличает «БИБЛИОКАРАВАН» от других профессиональных библиотечных мероприятий? В первую очередь, особый темпо-ритм: два десятка библиотек, четыре города, полтысячи километров за 100 часов «пути». Атмосфера ДОРОГИ. «Перемещение в пространстве и во времени не только обеспечивает количественное увеличение информации, но и создает особый контекст для профессиональных коммуникаций», — считает С. Г. Матлина. А психологи напоминают еще и про хронотоп «вагонного попутчика»: собеседники максимально открыты и никуда не спешат.

Главной стала тема поддержки чтения, книги, библиотеки, что закономерно: чтение в современной России находится в состоянии «свободного падения», по причине, в том числе, «минимизации роли профессиональных групп, транслирующих литературную культуру» (В. Д. Стельмах). В современном менеджменте принято — вместо сакраментальных русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?» — спрашивать «что виновато?» и «кому делать?». Виновато — многое, делать — нам.
Как создаются читающие нации? Вслед за составителями одноименного сборника, задавались таким вопросом и участники КАРАВАНА. Известны рецепты радикальные, но устаревшие, один из них — руководство чтением в его «советском» понимании. Известны рецепты современные — «щадящие», когда книга, чтение «вписываются» в повседневную жизнь человека и «места»: «Мадрид сегодня станет на один день книжной столицей Европы. Библиотеки, книжные магазины, музеи и кафетерии города превратятся в центры притяжения всей читающей публики… во всех книжных магазинах Мадрида покупателей ждут скидки… в качестве „культурного десерта“ публику ждут концерты под открытым небом…».

Возможно ли подобное в суровых уральских городах? Коллеги из Муниципального объединения библиотек Екатеринбурга подготовили насыщенную профессиональную программу, доказывая, что возможно все. Караванщикам «на выбор» были предложены темы-маршруты. Маршрут первый: «Инновационные технологии и механизмы продвижения чтения в мегаполисе». Это была, в частности, презентация проекта «Читай, Екатеринбург!», реализация которого позволила говорить о том, что городской мультиартовый праздник — эффективное средство поддержки книги и чтения. Это был рассказ о фестивале «По ту сторону книги», привлекшем в библиотеку новых читателей. Маршрут второй: «Детская библиотека — благоприятная среда читательского роста и развития». В Детской электронной библиотеке обсуждались проблемы взаимосвязи книжной и электронной культуры, компьютера и книги.

Свердловская областная библиотека для детей и юношества в качестве главной выбрала тему «Библиотека — игровое и образовательное пространство для детей и юношества». Состоялись «Мастерская чтения: Идеи. Технологии. Проекты», интеллектуальный ринг «Десять лучших идей для Всероссийского Открытого урока чтения».

Библиотека Главы Екатеринбурга презентовала свои проекты, наиболее интересным из которых является проект городского конкурса «Книга года».

Библиотека им. В. Г. Белинского организовала концерт победителей областного фестиваля библиотечных театров книги. Весной 2007 года в муниципальных библиотеках Свердловской области прошел первый фестиваль библиотечных театров книги. Что такое театр книги? В качестве рабочего мы использовали определение из Интернета: «Театр книги — это творческое прочтение произведения, прожитого через актёрское мастерство читателя…Перевод литературного текста на особый сценический язык делается для того, чтобы из зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к полке, взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение музыку. Обычно театрализация книги не является полным повторением оригинала. Обязательно остаётся какая-то недосказанность. Она и подталкивает зрителей к прочтению книги» (http://readover.freenet.uz/theatre.html).

Театр книги — и средство самовыражения читателей, и один из способов их самоидентификации и саморазвития. Читатель-актер, проигрывая на библиотечной сцене сюжеты из различных книг, примеряя «маски» (или характеры), приобретает опыт поведения в различных ситуациях, имеет возможность взглянуть на мир с точки зрения другого человека. Важно научиться ставить себя на место другого и видеть мир его глазами! Театр «открывает» сенсорные каналы. Известно, что за счет вербальных средств (слова) воспринимается 7 % передаваемой информации, за счет звуковых средств (тон голоса, интонация) — 38 %, за счет невербальных средств — 55 %. Следовательно, и в библиотечной коммуникации важно усиливать роль невербальных средств — кинесики (жесты, мимика, пантомимика), просодики (интонация голоса, его темп, ритм), проксемики (пространственно-временная организация общения), визуального общение (контакт глазами), такесики (прикосновения), паралингвистики (качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистики (включение в речь пауз, смеха, покашливаний) т. е., играть в театр.
К. Леви-Строс говорил о культуре «горячей» и культуре «холодной» (когда все остается неизменным); о том, что культура превращается в «горячую» через стилизацию, переложение, вариации. В соревновании библиотечных театров книги победили коллективы, сделавшие ставку на качественный текст и сумевшие его «разогреть». Очень свежо и современно прозвучала «Снегурочка» А. Н. Островского. Были «Игра» Д. Хармса и «Пуськи Бятые» Л. Петрушевской, «Дети синего фламинго» В. П. Крапивина и «Ракушка» М. Москвиной. Победили коллективы, сумевшие объединить подвижничество и эрудицию библиотекарей и специальные знания и навыки театральных режиссеров, сценографов, художников: Клуб любителей театра и книги «Жемчужина» при детской библиотеке, руководители А. Г. Буньков и Н. Г. Ончурова (Ирбит), Центральная городская библиотека им. П. П. Бажова, Театр-студия «Арлекин» и режиссер И. А. Власова (Лесной), Центральная городская библиотека для детей и юношества и режиссер Р. Б. Рогожин (Новоуральск), «Наш маленький большой театр» из Асбеста и Центральная библиотека города Березовский. Эти коллективы приняли участие в концерте, открывавшем профессиональную программу КАРАВАНА. Нам хотелось, чтобы наши гости сразу получили информацию «для размышлений».

Демонстрацию опыта и возможностей екатеринбургских библиотек достойно продолжили наши коллеги из Верхней Пышмы, Первоуральска и Красноуфимска.

Итоговая дискуссия «Библиотека — продолжение урока или театр книги?» стала нашим общим вкладом в формирующуюся систему коллективной экспертной оценки тех процессов, которые происходят в библиотеках.
«Да, библиотека — естественное приложение к школе: таковы ожидания общества; в библиотеках собран мощный информационный ресурс; школа легко передает часть своих обязанностей библиотекам; значительная часть библиотекарей — бывшие учителя, они и в библиотеке работают как просветители», — утверждала одна часть аудитории.
«Нет, у библиотеки свой путь! Чтение в библиотеке — радостное! Читатель в библиотеке имеет более широкие возможности для самопознания и самореализации!», — говорили другие. Шанс сказать и быть услышанным имели все караванщиками.

Обычная слабость библиотечного профессионального коммуникативного пространства — его замкнутость «на себя». Мы постарались это пространство «разомкнуть» и пригласили «смежников» по общему делу поддержки книги, чтения, библиотеки — культурологов, писателей, издателей, представителей книжной торговли. Они говорили о месте библиотеки в культурном контексте мегаполиса, о создании цепочки «писатель — книга — издательство — книжный магазин — библиотека — читатель», об электронных книгах и современных просветителях.
В рамках форума работала выставка книг российских и зарубежных издательств, состоялась встреча с известными екатеринбургскими писателями Анной Матвеевой и Игорем Сахновским.

Не все получилось так, как задумывалось. Не все остались довольны случившимся.
Но в кулуарах обсуждались планы, связанные с КАРАВАНОМ следующего года.
А это значит, что БИБЛИОКАРАВАН идет. Идет, потому что это нужно библиотекарям.


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа мероприятия

Источник сведений

Библиокараван – 2007/ Сайт Свердловской ОУНБ. Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/bibliokaravan-2007-01-Sulimova.htm

 

Вернуться к результатам поиска