Тема
«Качество потребительских товаров и услуг – проблема XXI века»
Дата проведения
15-16 ноября 2007
Место проведения
Москва
Организаторы
Межрегиональное объединение публичных центров правовой информации
Российская государственная библиотека
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Тип
Семинар
Докладчики (показать/скрыть)
Березина Н.Е. «Об опыте РГБ по выработке критериев оценки качества информационно-библиотечных услуг»
Бойкова О.Ф. «Правовое обеспечение менеджмента качества библиотечно-информационной деятельности»
Дуброва Н.А. «О проблемах менеджмента по качеству»
Кисловская Г.А. «Об оценке качества библиотечных услуг как важнейшей проблеме современности»
Мартынюк С.В. «Управление качеством предоставления библиотечно-информационных услуг. Опыт отдела официальных и нормативных изданий»
Найдина Е.Л. «Виртуальная справочная служба Российской государственной библиотеки: первые итоги и проблемы»
Тикунова И.П. «Измерение качества библиотечных услуг - актуальная проблема современности»
Ян Цюн «Об основных направлениях деятельности по повышению качества библиотек, обслуживания»
О мероприятии
2007 год был отмечен двумя крупными датами истории защиты прав потребителей.
Во-первых, 45 лет назад впервые сформировалось потребительское движение, 15 марта 1962 года Президент США Джон Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:
С этого времени ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Позднее, 9 апреля 1985 года была принята резолюция Генеральной Ассамбее ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», которая закрепила ряд основополагающих прав потребителей. К вышеперечисленным было добавлено право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на безопасность.
Практически все эти права нашли отражение в российском законодательстве защите прав потребителей.
Основы создания в России национальной системы защиты прав потребителей заложил Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 г., 15-летие которого отмечалось в 2007 году.
Именно с этого времени в России стало развиваться потребительское движение.
Каждый год потребительское движение проходит под особым девизом. 2007 год - год 15-летия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» прошёл под девизом «Права потребителей - ваши права».
Эта актуальная тематика получила своё развитие в материалах 3-го Всероссийского научно-практического семинара «Библиотеки и просвещение в области прав потребителей», проведённого на базе РГБ 15-16 ноября 2007 года.
Семинар был организован Федеральным агентством по культуре кинематографии, Российской государственной библиотекой и Межрегиональным объединением публичных центров правовой информации.
Практика последних лет показала, что одним из важнейших направлений развития законодательства о защите прав потребителей является конкретизация их прав и механизмов защиты этих прав в определённых отраслях услуг.
Соответственно, еще более повышается актуальность информационно- просветительской работы, способствующей самостоятельной защите потребителями своих прав и более рациональному их поведению на рынке услуг.
Переход к рыночной экономике способствовал тому, что библиотеки, выполняя наряду с основными видами бесплатных запросов дополнительные услуги на платной основе, также стали выступать как представители товаров и услуг. Потому вопрос защиты прав потребителей в определённых отраслях услуг стал непосредственно касаться и библиотек.
Основная тема семинара 2007 года - «Качество потребительских товаров и услуг - проблема XXI века».
Главной задачей семинара стало обобщение опыта библиотек по информационному обеспечению нормативно-правовой системы защиты прав потребителей и выработка общих критериев оценки качества информационных услуг в библиотеках национального и регионального уровней.
На семинар были приглашены специалисты библиотечной сферы, представители общественных организаций и фирм - производителей справочно-поисковых систем «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс».
В работе семинара принимали участие региональные библиотеки, региональные общества по защите прав потребителей, московские библиотеки, зарубежные специалисты.
Материалы 3-го Всероссийского научно-практического семинара были обобщены в представляемом Вам сборнике «Библиотеки и просвещение в области прав потребителей. Сборник состоит из двух частей. В часть первую вошли доклады и выступления на тему «Практика информационного обеспечения законодательства о защите прав потребителей в библиотеках РФ». Часть вторая включает доклады и выступления, посвящённые следующей теме: Информационно-библиотечные услуги и оценка их качества. Эта тема в рамках семинаров «Библиотеки и просвещение в области прав потребителей» обсуждалась впервые.
В сборник включены установочные доклады Кисловской Г.А. (директор по международной деятельности) по оценке качества библиотечных услуг как важнейшей проблеме современности и Березиной Н.Е. (зам.директора РГБ по библиотечно-информационному обслуживанию), обобщающей опыт РГБ по выработке критериев оценки качества информационно-библиотечных услуг.
На страницах сборника проблемы менеджмента по качеству раскрыла консультант Библиотечно-благотворительного фонда, менеджер по качеству Дуброва Л.А., основные направления деятельности по повышению качества библиотек, обслуживания определила Ян Цюн, магистр по управлению библиотечным де, Уханьского политехнического университета (КНР).
Большая часть докладов и выступлений сборника представлена региональными библиотеками Смоленска, Кемерова, Костромы, Чувашии и московскими библиотеками, которые поделились своим опытом, наработками в области информационно-библиотечного обеспечения законодательства о защите прав потребителе повышения качества информационно-библиотечных услуг.
Вряд ли можно найти в российском законодательстве другой акт, который был бы столь востребован и дал так много для развития правового сознания граждан, как Закон «О защите прав потребителей». На его основании разрешаются миллионы споров о нарушении прав потребителей, из них сотни тысяч - судами.
К 15-летию Закона «О защите прав потребителей» в сборник включен документ юриста Межрегионального объединения публичных центров правовой информации Н.М.Пусевича, содержащий подробный комментарий к новой редакции этого Закона.
В заключение хочется отметить, что предлагаемое издание является третьим выпуском после сборников под тем же названием 2004 г. и 2006 г., включающих материалы первого (2003 г.) и второго (2005 г.) Всероссийских на, практических семинаров «Библиотеки и просвещения в области прав потребителей"*.
Учитывая это, данный сборник можно отнести к продолжающемуся изданию, вещающему различные проблемы информационной деятельности библиотек по защите прав потребителей в новых социально-экономических условиях, в которых библиотека становится представителем товаров и услуг.
Составители сборника выражают искреннюю благодарность тем, кто принял участие в создании этого сборника. Надеемся, что наше издание будет интересно и полезно тем, кто изучает опыт потребительского движения, занимается практической деятельностью по защите прав потребителей.
Свои отзывы и предложения по дальнейшему совершенствованию просвещения в области прав потребителей направляйте по адресу: 119019, г. Москва, Воздвиженка 3/5, Российская государственная библиотека, Отдел ОФН.
e-mail: mopcpi@rsl.ru
* Библиотеки и просвещение в области прав потребителей: Материалы Всерос.научно- практ.семинара (Москва, 9-10 декабря 2003 r.)/МK РФ, МАП РФ, Всероссийская лига защитников потребителей, РГБ, МОПЦПИ; Сост. Тихомирова И.В., Ярцанкина Т.П. - М: РГБ, 004. - 55 с.
* Библиотеки и просвещение в области прав потребителей: Материалы 2-го Всерос.научно-практ.семинара (Москва, 22 ноября 2005 г.)/Федер.агентствопо культуре и кинематографии, РГБ, МОПЦПИ; Сост. Тихомирова И.В., Верхоланцева Т.Ж.; ред. Восканян Э.А.; Отв. за вып. Березина Н.Е. - Москва: РГБ, 2006 . - 129 с.
Источник сведений
Сборник «Библиотеки и просвещение в области прав потребителей. Материалы 3-го Всероссийского научно-практического семинара, Москва, 15-16 ноября 2007 г.» 2008 г., с.4-7