Дата проведения
20-21 ноября 2008
Место проведения
Москва
Организаторы
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Министерство культуры Российской Федерации
Российский Комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Аскарова В.Я. «О возросшем желании людей читать, а также конкретные примеры творческих поисков библиотекарей в регионах, которые дают неплохие результаты»
Волков С.В. «О действенных формах контактов библиотечного сообщества и учительства, о необходимости проводить научные исследования, учиться ярко и увлекательно раскрывать содержание книги»
Кузьмин Е.И. «О некоторых изменениях, произошедших с чтением в последние два года, а также об изданиях методического характера, осуществленных Межрегиональным центром и адресованных тем, кто занят реализацией Национальной программы чтения»
Орлова Э.А. «О культурной компетенции и авторитете, о популяризаторах чтения и конкретной книги, о социальной мобилизации, необходимой для укоренения чтения, для перехода от развлекательного чтения к потреблению научных текстов»
О мероприятии
Вторая Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» состоялась 20–21 ноября в московском Президент-Отеле. Ее устроителями выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство культуры Российской Федерации, Российский книжный союз, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
В первый день работа строилась по секциям: «Библиотеки и образование», «Книгоиздание и книжная торговля», «СМИ и пропаганда чтения». Итоги были доложены руководителями секций на пленарном заседании 21 ноября. Во второй день после вступительных слов М.В. Сеславинского (руководитель ФАП) и Д.Р. Поллыевой (помощник Президента Российской Федерации) были заслушаны доклады и сообщения, сопровождавшиеся горячим обсуждением. Так, много вопросов и уточнений вызвала презентация Н.А. Зоркой (Левада-центр) материалов комплексного социологического исследования 2008 г., посвященного читательским предпочтениям граждан России. Е.И. Кузьмин (Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества) охарактеризовал некоторые изменения, произошедшие с чтением в последние два года, и рассказал об изданиях методического характера, осуществленных Межрегиональным центром и адресованных тем, кто занят реализацией Национальной программы чтения. Большой интерес вызвал доклад Э.А. Орловой (Институт культурной антропологии Государственной академии славянской культуры), привлекший внимание собравшихся к содержанию информации, культурной компетенции и авторитету популяризаторов чтения и конкретной книги, к социальной мобилизации, необходимой для укоренения чтения, для перехода от развлекательного чтения к потреблению научных текстов. В.Я. Аскарова (Челябинская государственная академия культуры и искусств) привела впечатляющие факты, свидетельствующие о возросшем желании людей читать, конкретные примеры творческих поисков библиотекарей в регионах, которые дают неплохие результаты. Вместе с тем она отметила, что важно задействовать социальные механизмы, чтоб вовлечь массы в чтение и в конечном итоге выйти на оптимальную модель чтения. С.В. Волков (газета «Литература») эмоционально и убедительно говорил о действенных формах контактов библиотечного сообщества и учительства, о необходимости проводить научные исследования, учиться ярко и увлекательно раскрывать содержание книги. По мнению Е.В. Куликовой (РГДБ), в дальнейшем просветительская функция библиотек будет усиливаться, поскольку предстоит серьезно готовить квалифицированные кадры для продвижения Национальной программы чтения, для выращивания лидеров чтения; между тем государство пока не дает сигналов, что нуждается в грамотном населении.
На пленарном заседании выступили также избранный президент ИФЛА, директор библиотек университета г. Дурбана Эллен Тисе и писатель, исследователь проблем чтения Том Палмер (Великобритания), поделившиеся своим опытом продвижения чтения в различных слоях общества.
В заключение был принят Итоговый документ, нацеливающий на активизацию работы по преодолению системного кризиса, сложившегося в сфере чтения. В качестве эффективных мер названы: проведение более детальных социологических исследований, укрепление сотрудничества библиотек со СМИ, системой образования, издательствами, книжной торговлей, подготовка компетентных кадров пропагандистов книги. Подчеркнута важность более широкой политической, общественной и информационной поддержки деятельности по продвижению чтения, ее методологического и научно-методического сопровождения.
Вторая Всероссийская конференция, собравшая представителей федеральных министерств и ведомств, учреждений культуры, науки, образования, издательств, организаций книжной торговли, несомненно, сыграет роль в дальнейшей реализации Национальной программы продвижения и развития чтения в стране, в консолидации усилий всех заинтересованных участников с целью, чтобы эта программа реально способствовала освоению знаний, поддержанию и развитию родного языка, воспитанию образованной, читающей нации.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Материалы сборника, посвященного мероприятию
Источник сведений
«Вторая Всероссийская конференция "Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы"»/ Сайт Виртуального методического объединения библиотек и организаций, работающих с молодежью// Режим доступа: http://www.vmo.rgub.ru/news/thenew.php?new_id=174