Дата проведения
18-21 августа 1992
Место проведения
Ивантеевка
Организаторы
нет данных
Тип
Конгресс
Докладчики (показать/скрыть)
Бахмутская И.В., Янкова З.А. «Молодой человек и библиотека»
Белянин В.П. «О корректировке гипотезы Геннекена-Рубакина»
Беспалов В.М. «Итоги апробации блиопсихологического метода анализа личности в современных условиях»
Васильченко Л.И. «О методике изучения читательских интересов подрастающего поколения»
Зиганов М.А. «О чтении и скорочтении жителей Российской Федерации»
Куняева Н.В. «О работе библиотеки детского дома слепоглухонемых в г. Сергиев Посад»
Левидова В.А. «Искусство как человековедение и средство нравственной регуляции»
Минкина В.А. «Об итогах комплексного исследования библиотечной системы Санкт-Петербурга»
Морис С. «Об опыте по привитию любви к чтению у дошкольников»
Орлова Л.И. «О выразительном чтение как средстве активизации творческого развития младших школьников»
Равинский Д.К. «От независимого чтения к независимым библиотекам»
Соломоденко В.А., Цыганова Л.М. «Об опыте работы подросткового клуба любителей фантастики: перспективы чтения подростков»
Сорокин Ю.А. «М.М.Бахтин и Н.А.Рубакин: теоретические параллели»
Тадьяно П. «О совместной работе общества книголюбов г. Самары с юношеской библиотекой по привлечению молодежи к чтению»
О мероприятии
Важным событием в культурной и научной жизни России, стран ближнего зарубежья стал конгресс "Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее" (18-21 авг. 1992 г., г. Ивантеевка Моск. обл.). Готовить эту встречу начали в 1991 г. как общенациональный форум специалистов в области библиотековедения, книговедения, социологии и психологии чтения, а стала она фактически международной, собрав около 200 представителей России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Кыргызстана, а также США, Англии, Китая и Швеции.
Работа проходила в девяти секциях: "Чтение в библиотеках", "Социология чтения", "Психология чтения", "Диагностика чтения", "Философия чтения", "Физиология чтения", "Дефектология чтения", "Педагогика чтения", "Рубакинские чтения" (симпозиум, посвященный 130-летию со дня рождения Н.А.Рубакина). Более подробно с выступлениями можно ознакомиться в опубликованных сборниках тезисов каждой секции. С нашей точки зрения, наибольший профессиональный интерес представили материалы симпозиума "Рубакинские чтения" и секций "Социология чтения", "Чтение в библиотеках". На них и остановимся подробнее.
К юбилею Н.А.Рубакина была приурочена выставка. На ней экспонировались труды из богатейшего рукописного наследия Н.А.Рубакина, хранящегося в отделе рукописей РГБ, книги из его личной библиотеки-коллекции, в том числе с автографами деятелей отечественной и мировой науки и культуры. Часть книг для выставки взяли из бывшего спецхрана РГБ.
На симпозиуме интерес у присутствующих вызвало выступление В.П.Белянина (Центр международного образования при МГУ) "О корректировке гипотезы Геннекена-Рубакина". Согласно гипотезе Геннекена "почитатели произведения обладают душевной организацией, аналогичной организации художника" (писателя). Эту идею Рубакин воспринял, развил и подкрепил добытыми в ходе экспериментов доказательствами. В докладе прослеживалась оценка гипотезы Геннекена-Рубакина отечественными и зарубежными библиотековедами и психологами. В.П.Белянин сделал вывод, что эта гипотеза, несмотря на ее привлекательность, является лишь частным случаем в ряду закономерностей смыслового восприятия текста. Это утверждение вызвало противоречивые отклики слушателей, что свидетельствует о целесообразности дальнейшего исследования проблемы.
Ю.А.Сорокин (Ин-т языкознания РАН) в сообщении по теме "М.М.Бахтин и Н.А.Рубакин: теоретические параллели" раскрыл общность научных устремлений выдающихся деятелей отечественной культуры несмотря на различия в их подходе к предмету и методам научных изысканий, на ярко выраженные творческие индивидуальности.
В.М.Беспалов (МГИК) в докладе "Итоги апробации библиопсихологического метода анализа личности в современных условиях" осветил собственный опыт в этой области. Он подчеркнул, что ссылки на сложность и трудоемкость применения данного метода при анализе личности читателя и текста книги не могут служить оправданием его забвения в теории и на практике. Этот метод вполне дееспособен в современных условиях и нуждается лишь в обновлении тестов, в переложении на программу ЭВМ (что значительно снизит его трудоемкость) и во взаимосвязи с другими методиками.
На секции "Социология чтения" президент Ассоциации чтения М.А.Зиганов рассказал о том, что и сколько читают в Российской Федерации и хотят ли россияне научиться быстро читать. Он опирался на данные специального исследования, которым было охвачено 8 тыс. жителей Москвы и десяти районов России. Оказалось, что 56% опрошенных мало или совсем не обращаются к книге. Зарубежную классику читают 10%, отечественную - 5%, современную художественную литературу - 9% респондентов. В то же время фантастикой, детективами, приключенческой литературой увлекаются 19%. Наименее читающие группы населения - неквалифицированные рабочие и пенсионеры. Примерно 25% опрошенных хотели бы пройти курс обучения скорочтению, а среди учащихся таких желающих около 40%. Чаще других не видят необходимости в приобретении навыков быстрого чтения работники колхозов (89%) и пенсионеры (81%).
С докладом "От независимого чтения к независимым библиотекам" выступил Д.К.Равинский (РНБ). Он отметил, что феномен независимого чтения формировался в нашем обществе в течение примерно 30 лет (1956-1986 гг.). В эти годы сложилась система распространения литературы, не отвечающей официальным цензурным критериям. Наличие такой системы - неотъемлемая черта всякого общества, где существует цензура. Д.К.Равинский проанализировал общественную роль самиздата и "тамиздата", показал процесс возникновения (начиная с 1985 г.) независимых библиотек. Эти библиотеки были призваны выполнить три основные функции: символическую - продемонстрировать, что уже разрешено читать недоступную прежде литературу; организационную - объединить "по интересам" потенциально активных в гражданском отношении людей; собственно информационную. Фактическая отмена цензуры, изменение общей политической ситуации обусловливают, по мнению докладчика, утрату (или серьезное ослабление) символической и организационной функций, что приведет к закрытию независимых библиотек в их сегодняшнем виде. Скорее всего, они будут интегрированы в существующую систему библиотек.
В работе секции "Чтение в библиотеках" приняли участие 80 чел.: библиотечные работники научных, детских, юношеских, школьных и других библиотек, представители российских библиотечных методических центров, группа учителей из США, преподаватели ряда институтов культуры, МГУ, педагогических вузов, сотрудники Института книги, члены организаций книголюбов, издатели, исследователи чтения. Им предоставлялась возможность оценить различные аспекты социальной, просветительской, общекультурной роли библиотеки; ознакомиться с опытом работы с читателями разных возрастов; узнать о результатах изучения развития личности ребенка и о методике библиотечного общения. Обращалось внимание на то, как можно повысить качество подготовки библиотечных кадров, на значение отдельных учебных дисциплин.
Разнообразными были темы выступлений, широкой оказалась "география" участников дискуссии.
О работе библиотеки детского дома' слепоглухонемых в г. Сергиев Посад рассказала ее сотрудник Н.В.Куняева. В.А.Минкина (СПб. ГИК) ознакомила с итогами комплексного исследования библиотечной системы Санкт-Петербурга. Совместная работа с юношеской библиотекой по привлечению молодежи к чтению была охарактеризована П.Тадьяно (О-во книголюбов г. Самары). С.Морис (США) поделилась опытом по привитию любви к чтению у дошкольников. Л.И.Васильченко (Тартус. ун-т) раскрыла оригинальную методику изучения читательских интересов подрастающего поколения. Л.И.Орлова (ГРДБ) показала, как выразительное чтение может служить средством активизации творческого развития младших школьников. "Искусство как человековедение и средство нравственной регуляции" - тема выступления В.А.Левидова (СПб. ун-т). Коллеги из Алтайского ГИК В.А.Соломоденко и Л.М.Цыганова осветили опыт работы подросткового клуба любителей фантастики, перспективы чтения подростков. И.В.Бахмутская и З.А.Янкова (РГЮБ) свое многоаспектное сообщение посвятили проблеме "Молодой человек и библиотека".
Участники секции единодушно высказали пожелание о том, чтобы работа ее продолжалась, охватывая актуальные проблемы организации чтения, особенно детей и юношества, в библиотеке. Прозвучало предложение провести в 1992— 1993 гг. совместно с Ассоциацией чтения "круглые столы" по темам: "Чтение детей и юношества в библиотеках", "Современный библиотекарь, каков он?" (о подготовке и повышении квалификации библиотечных работников), "О кооперации и координации информационной деятельности всех типов библиотек в помощь специалистам", "Психолог в библиотеке".
Многие участники конгресса, который прошел в дружеской, теплой обстановке, выразили надежду, что в дальнейшем конгресс примет официально характер международного.
Источник сведений
Библиотековедение. — 1993. — Сб. 2. — С. 106-108.