Дата проведения
14-17 марта 1995
Место проведения
Москва
Организаторы
Российская государственная детская библиотека
Тип
Совещание
Докладчики (показать/скрыть)
Алексеев Г.Н. «О вопросах сохранения и развития культуры, в частности, детских библиотек в Мурманской области»
Бубекина Н.В. «О задачах местного исполнительного и законодательного органах власти»
Елкина М.В. «О работе Мурманской областной детской библиотеки»
Жаркова Л.М. – вступительное слово
Колтунова Л.Н. «О новых формах взаимоотношений между методистами библиотек-методических центров и их пользователями»
Махаева В.П. «О работе Мурманской областной детской библиотеки»
О мероприятии
В Российской государственной детской библиотеке состоялось всероссийское совещание заведующих методическими отделами детских библиотек (14 — 17 марта 1995 г.). Представители республиканских, краевых, областных библиотек и ЦБС практически из всех регионов России обсуждали проблемы создания правового поля детской библиотеки и интенсификации методической деятельности в условиях жесткого бюджетного финансирования и сложных взаимоотношений с родственными учреждениями.
Совещание открыла директор РГДБ Л.М.Жаркова. В докладе Н.В.Бубекиной (зав. научно-методическим отделом РГДБ) в качестве главной задачи названы разработка и утверждение местными исполнительными и законодательными органами власти документов, развивающих статьи Федерального Закона «О библиотечном деле», создание механизма его реализации. Нуждаются в пересмотре и разработке многие документы, способствующие сохранению и развитию библиотек, обслуживающих детей.
Собравшиеся обменялись мнениями по поводу двух проектов — «Положения о республиканской, краевой, областной детской библиотеке как центральной библиотеке региона по работе с детьми» и «Положения о методическом совете детских библиотек России». Первое развивает пп. 3 и 4 ст. 20 «Центральные библиотеки» Закона о библиотечном деле, логически продолжая ст. 8 «Права особых групп пользователей» и ст. 14 «Государственная политика в области библиотечного дела». С небольшими изменениями этот документ был принят, и участники совещания в резолюции обратились к Управлению по делам Министерства культуры РФ с просьбой утвердить его на федеральном уровне. Затрагивались также вопросы разработки устава и правил пользования библиотеками.
Л.Н.Колтунова (гл. библиотекарь РГДБ), опираясь на результаты исследования, проведенного в 1993 — 1994 гг., рассказала о новых формах взаимоотношений между методистами библиотек-методических центров и их непосредственными пользователями — библиотеками, обслуживающими детей, учителями и родителями.
Установление партнерских контактов, оформление социального заказа на издательскую продукцию, организация повышения квалификации, изучение психологии чтения ребенка, разработка программ деятельности — пот неполный перечень сфер деятельности современного методиста детской библиотеки. Вес это требует высокого профессионализма и умения быть педагогом, психологом, менеджером, консультантом, информатором. К такому выводу пришли участники «круглого стола» на тему «Методист: кто он?». Обсуждалось также, какие документы целесообразно принимать на федеральном уровне, какие — на региональном. Выяснилось, что большинство библиотечных работников не устраивают действующие квалификационные требования к должностям; отсутствие «вилки» в оплате труда зав. отделами, зав. секторами; вносились и предложения по пересмотру показателей оплаты труда библиотечных работников. Методисты считают, что при определении категорийности методических центров необходимо учитывать объем методической деятельности и количество библиотек-пользователей.
Касаясь различий областной и городской библиотеки, выступавшие подчеркивали, что для первой характерны значительно больший объем методической и научной работы, полнота комплектования, высокий уровень обслуживания и внедрение прогрессивных форм деятельности.
Программа совещания включала встречи методистов России с начальником отдела Управления по делам библиотек Минкультуры РФ Н.В.Шаховой, директором Научно-исследовательского института детства Е. М. Рыбинским, вице-президентом Фонда детской культуры Т.Г.Шахновской и др. Собравшиеся получили подробную информацию о деятельности журналов, издательств, других библиотек (РГБ, РГБС), фирм по производству оргтехники. Все эти мероприятия показали, что в сотрудничестве с детскими библиотеками заинтересованы как государственные, так и коммерческие организации.
Один день работы совещания был отведен презентации Мурманской областной детской библиотеки. РГДБ с 1994 г. начала серию презентаций провинциальных детских библиотек в Москве и намерена продолжить ее в дальнейшем. Их задача — ознакомить с лучшим, что накоплено каждой крупной библиотекой региона, обменяться опытом по организации и содержанию работы.
Открыл презентацию Мурманской ОДБ Г.Н.Алексеев (зам. председателя Комитета по культуре и искусству Мурманской области). Он рассказал о том, как в области решаются вопросы сохранения и развития культуры, в частности, детских библиотек. Затем директор библиотеки В.П.Махаева, зам. директора М.В.Елкина, заведующие отделами старшего и младшего школьного возраста на большом иллюстративном материале (видеофильмы, наглядные пособия, плакаты, рекомендательная библиография и т.д.) раскрыли многоцветье работы современной детской библиотеки, для которой основное — забота о читателе. Большой интерес вызвали сообщения о поисках партнеров и друзей, помогающих с достоинством нести имя областной детской библиотеки.
На пресс-конференции после презентации методисты России беседовали с директорами РГДБ, Московской, Мурманской, Тверской областных, Ставропольской краевой, Хакасской республиканской детских библиотек, ЦГДБ им. Гайдара (г.Москва) и Самарской ЦДБС. Речь шла прежде всего о том, что делают директора для социальной защиты своих работников, для поднятия и укрепления престижа библиотеки, внедрения новых компьютерных технологий.
Завершилось совещание обменом опыта работы по поддержанию и развитию сети детских библиотек, подведением итогов и принятием резолюции. Все участники встречи отмечали новизну и значимость полученной информации, необходимость улучшения деятельности библиотек-методических центров.
Источник сведений
Библиотековедение.- № 2.- 1995.- С.118-120