Дата проведения
19-21 декабря 1986
Место проведения
Москва
Организаторы
Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина
Министерство культуры СССР
Министерство просвещения СССР
Тип
Семинар
Докладчики (показать/скрыть)
Афанасьев М.Д. «О главных направлениях совершенствования деятельности детских библиотек, обусловленные решениями xxvii съезда КПСС и реформой общеобразовательной школы»
Доставалова Н.А. «Пример совместной деятельности пионерской, комсомольской организаций и библиотеки»
Зайчиков Т.К. «Об аспектах в формировании марксистско-ленинского мировоззрения подростков»
Назмутдинов И.К. «О недостатках в идейно-политическом, военно-патриотическом, атеистическом воспитании подростков, в профориентационной и краеведческой деятельности, в организации досуга учащихся, в формировании фондов библиотек школ, спту, детских домов: пути их устране
Полле А.В. «О причинах, тормозящих перестройку учебно-воспитательного процесса в школе»
Полозов Т.Д. «Об аспектах в формировании марксистско-ленинского мировоззрения подростков»
Тимофеева Л.Н. «Пример совместной деятельности пионерской, комсомольской организаций и библиотеки»
О мероприятии
В семинаре (19—21 дек. 1986. вднх СССР), посвященном деятельности библиотек в помощь реформе общеобразовательной н профессиональной школы, приняли участие специалисты республиканских, областных, краевых детских библиотек, представители цк ВЛКСМ. Министерства просвещении СССР. Министерства культуры СССР, научные сотрудники АПН СССР и Государственной библиотеки СССР им. в. и. Ленина, преподаватели мгик.
Отметив большую работу библиотек в этом направлении. и. К. Назмутдинов (М-во культуры СССР) остановился на недостатках в идейно-политическом, военно-патриотическом, атеистическом воспитании подростков, в профориентационной и краеведческой деятельности, в организации досуга учащихся, в формировании фондов библиотек школ, спту, детских домов, предлагая пути устранения серьезных недочетов. Он предостерег библиотеки — методические центры от формального подхода к реализации реформы школы.
а. В. Полле (М-во просвещения СССР) рассмотрел причины, тормозящие перестройку учебно-воспитательного процесса в школе: наличие устаревших программ, учебников по ряду предметов, низкая книгообеспеченность многих школьных библиотек. Он познакомил собравшихся с изменениями в учебном плане школы, связанными с введением предметов «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники» и др.
Л. н. Тимофеева (ЦС ВПО им. В. и. Ленина) и н. а. Доставалова (Красноярск крайком ВЛКСМ) привели примеры совместной деятельности пионерской, комсомольской организаций и библиотек по коммунистическому воспитанию ребят, обучению комсомольского и пионерского актива, работе С книгой в детских коллективах, наметили перспективы развития такой работы.
Главные направления совершенствования деятельности детских библиотек, обусловленные решениями xxvii съезда КПСС и рефор. мой общеобразовательной школы, осветил М. Д. Афанасьев (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина). Он подчеркнул, что без углубления социальной функции библиотек невозможна оптимизация коммунистического воспитания школьников. Детские библиотеки должны умело сочетать массовые и индивидуальные формы работы с читателями, использовать комплексный подход в их обслуживании, активнее участвовать в организации семейного чтения, на основе координации с другими учреждениями, занимающимися детской проблематикой, улучшать информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школах.
В выступлениях (Т. К. Зайчикова, НИИ ОПВ АПН СССР. Т. Д. Полозова. МГИК и др.) выделялись важнейшие аспекты в формировании марксистско-ленинского мировоззрения подростков, их нравственно-эстетического воспитания, называлась необходимая для этой работы литература.
Теоретически обосновывалось единство интеллектуального и эмоционального начал в воспитании детей средствами искусства, качественные критерии чтения ими художественной литературы.
Представители библиотек различных областей и республик поделились практическим опытом работы. Библиотекари Узбекистана рассказали о том, что в республике сформирован координационный совет по атеистическому воспитанию юных читателей, в каждой области составляются единые планы идейно-воспитательной работы с учащимися 1—8-х классов.
В Тольятти при ЦГДБ действует Центр эстетического воспитания, где совместными усилиями библиотеки и творческих союзов города открыты студии: «Дизайн». «Ювелирное мастерство», «Изобразительное искусство», «Театр детской книги». Интересно организуют досуг школьников детские библиотеки Армении, Украины, Ульяновская областная детская библиотека. К этой работе активно привлекаются родители подростков. Библиотеки Молдавии плодотворно работают в условиях культурно-спортивных комплексов.
Многие выступавшие подчеркивали, что помощь библиотек школе станет действеннее, если для учащихся 1-8-х классов будут организованы уроки библиотечно-библиографической грамотности.
На семинаре обсуждались также вопросы межведомственной централизации детских и школьных библиотек в Краснодарском крае РСФСР и Туркмении, формирования и использования в ЦБС книжных фондов дли детей и подростков, укрепления материально-технической базы детских библиотек. Было отмечено, что представители библиотек — методических центров видят свою основную задачу в регулярном повышении квалификации, педагогического мастерства библиотекарей — руководителей детским чтением, углублении координации комплектования детских и школьных библиотек, улучшении системы методического руководства библиотеками в регионах.
Присутствующие ознакомились с перспективными планами издательств «Детская литература». «Просвещение», «Малыш», посетили выставку «Эстетическое и художественное воспитание детей и юношества в библиотеках» в павильоне «Советская культура».
Сотрудники Ярославской областной детской библиотеки провели показательное мероприятие «Что могут дети в борьбе за мир».
Источник сведений
Советское библиотековедение. — 1987. — Сб. 3.- С.90-91