Дата проведения
1-3 апреля 1999
Место проведения
Санкт-Петербург
Организаторы
Российская национальная библиотека
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Артамонова Ю.В. «О создании в Московской Академии музыки им. Гнесиных сервера по древнерусской музыкальной культуре»
Артамонова Ю.В. «Знаменная нотация древнейшего периода, зафиксированная в одной из рукописей XII в.»
Борисовец Е.А. «Наблюдения над строчными партитурами песнопений Благовещению»
Гноевая Т.В. «Особенности фиксации текста и нотации в Певческой рукописи из собрания М.П.Погодина № 424»
Гусейнова З.М. «Азбука певческая XVII в.»
Елисеева Е.Ю. «Ранний список службы Варлааму и Иоасафу»
Захарьина Н.Б. «Репертуар греческого роспева в нотолинейных рукописях XVIII в.»
Конотоп А.В. «Вопросы интерпретации расшифровки и исполнения музыкального материала, зафиксированного в самой ранней нотолинейной рукописи — Супрасльском Ирмологионе»
Кручинина А.Н. «Попевка “Кулизма”: многообразие значений ее имени и функций»
Наумова Е.Б. «О песнопениях трем отрокам из певческой книги Ирмологий»
Новиков А.В. «Анализ палеографических особенностей Стихирарей, в которых музыкальный материал зафиксирован посредством путной нотации»
Панченко Ф.В. «Старообрядческие рукописные источники»
Плетнева Е.В. «Необычная нотация из рукописи известного московского книжника Елисея Вологжанина»
Рамазанова Н.В. «Повесть об убиении Батыя»
Ревунова А.Г. «Древнерусская теория музыки: вопросы, связанные с системой осмогласия в Фитнике из рукописи инока Христофора»
Смирнова Е.А. «Библиография и рукописные источники, содержащие в себе музыкальный материал пения с “верхом”»
Сушкевич Н.В. «Новый метод дешифровки Стихов покаянных из той же рукописи»
Фирсов В.Р. – вступительное слово на заседании
Хаустова И.А. «Функционирование строк из теоретического руководства (Фитника рукописи собрания М.П.Погодина № 407) в различных списках (XVI—XVII вв.) певческой книги Октоих»
Хощенко М.В. «Певческая книга Стихирарь “Дьячье Око”: этапы ее формирования и развития»
О мероприятии
1-3 апреля в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной консерватории и Государственной Академической Капелле С.-Петербурга проходили научные заседания и концерты, посвященные 25-летию Бражниковских чтений.
25 лет назад 1 апреля 1974 г., спустя несколько месяцев после смерти учителя — музыковеда-палеографа, исследователя и основателя современной научной школы исследования древнерусского певческого искусства, профессора Максима Викторовича Бражникова (1902—1973), в день его рождения, небольшая группа учеников организовала первые Бражниковские чтения. С этого времени чтения стали проводиться систематически. Последние три года научные заседания проходят не только в С.-Петербургской консерватории, но и в стенах Российской национальной библиотеки.
Это закономерно не только потому, что именно здесь прошли несколько лет трудовой жизни М.В.Бражникова (он работал в ГПБ с 1945 по 1948 гг.). С Публичной библиотекой была связана вся его научная деятельность. Здесь он описывал певческие рукописи и вводил их в научный оборот, проводил изыскания в области древнерусской музыкальной палеографии, теории и истории русской церковной музыки XII—XVII вв. И хотя в своих научных работах М.В.Бражников привлекал также рукописные источники из других хранилищ Ленинграда и Москвы, рукописи Публичной библиотеки стали основным материалом его исследований. А такие памятники древнерусского певческого и книжного искусства как Благовещенский кондакарь (XII—XIII вв.) и “Ключ знаменный” инока Христофора (1604 г.), хранящиеся в РНБ, он подготовил к публикации.
В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранится архив М.В.Бражникова, который был передан сюда по его желанию. В этом архиве находится его интереснейшая переписка с русскими и зарубежными музыкальными деятелями (Г.В.Свиридовым, А.В.Оссовским, М.Велимировичем, А.Сваном и др.), автографы и правленные его рукой машинописные экземпляры практически всех основных трудов — опубликованных и неопубликованных.
М.В.Бражников, долгое время не имел возможности передать свои знания и опыт молодым исследователям, но всегда мечтал о том, чтобы, как он писал сам, — “поспеть научить хоть кого-нибудь тому, что я знаю сам”. Эта мечта сбылась, он создал научную школу исследователей древнерусского певческого искусства, и теперь круг музыкантов, занимающихся историей, теорией церковно-певческого искусства и исполняющих произведения древнерусских роспевщиков в храмах и на концертных сценах постоянно расширяется. На это направлена деятельность кафедры музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства С.-Петербургской консерватории. География исследования музыки Древней Руси не ограничивается С.-Петербургом. Ученики и последователи М.В.Бражникова работают в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и других городах России. Некоторые из них присутствовали на конференции.
Деятельность М.В.Бражникова, его “бескорыстное, и, подчас, героическое служение науке”, как писал о нем Альфред Сван, связало две эпохи. И освоение национального богатства, которому посвятили себя ученые XIX века — Д.В.Разумовский, С.В.Смоленский, А.В.Преображенский, продолжается ныне. Это показали доклады участников конференции.
Программа чтений была составлена в соответствии с научными интересами М.В.Бражникова. Его работа “Многоголосие знаменных партитур” стала стимулом для дальнейшей разработки этой темы разными исследователями. В докладах конференции рассматривались вопросы интерпретации расшифровки и исполнения музыкального материала, зафиксированного в самой ранней нотолинейной рукописи — Супрасльском Ирмологионе (А.В.Конотоп), представлены наблюдения над строчными партитурами песнопений Благовещению (Е.А.Борисовец), библиография и рукописные источники, содержащие в себе музыкальный материал пения с “верхом” (Е.А.Смирнова).
Другая сфера интересов М.В.Бражникова, связанная с древнерусскими певческими нотациями, отразилась в докладах, познакомивших слушателей со знаменной нотацией древнейшего периода, зафиксированной в одной из рукописей XII в. (Ю.В.Артамонова), а также с необычной нотацией из рукописи известного московского книжника Елисея Вологжанина (Е.В.Плетнева). Был предложен метод дешифровки Стихов покаянных из той же рукописи (Н.В.Сушкевич) и анализ палеографических особенностей Стихирарей, в которых музыкальный материал зафиксирован посредством путной нотации (А.В.Новиков).
М.В.Бражников, просматривая и описывая древнерусские рукописи постоянно стремился ввести в научный оборот новые, не известные ранее памятники певческого искусства, а также поделиться своими находками и открытиями с коллегами и учениками. В связи с этим тема одного из заседаний конференции, проходившего в конференц-зале РНБ, получила название “Новые памятники, новые открытия”.
Открыл это заседание зам. директора по научной работе В.Р.Фирсов, который подчеркнул, что судьбу М.В.Бражникова, несмотря на все преодолеваемые им трудности, можно назвать счастливой, т. к. его мечта о подготовке нового поколения исследователей и музыкантов-практиков, осуществилась.
В одном из докладов этого заседания, посвященном певческой книге Стихирарь, имеющей самоназвание “Дьячье Око”, были представлены новые, неизвестные ранее списки книги, а также показаны этапы ее формирования и развития (М.В.Хощенко). Особенности фиксации текста и нотации в Певческой рукописи из собрания М.П.Погодина № 424 были интерпретированы как отражение принципов вариантности материала (Т.В.Гноевая). Участники конференции познакомились также с репертуаром греческого роспева в нотолинейных рукописях XVIII в. (Н.Б.Захарьина). Автор доклада о песнопениях трем отрокам из певческой книги Ирмологий (Е.Б.Наумова) отметила текстовые и мелодико-графические связи, присутствующие в них, что позволило ей рассматривать эти песнопения как музыкально-поэтический цикл. Вниманию слушателей был представлен ранний список службы Варлааму и Иоасафу, создателем которой, предположительно, был древнерусский роспевщик Маркелл Безбородый (Е.Ю.Елисеева). Автор доклада, посвященного старообрядческим рукописным источникам (Ф.В.Панченко) попыталась ответить на вопрос: творчество каких древнерусских роспевщиков было признано авторитетным у старообрядческих книжников, какие авторские песнопения они включали в свои рукописи? Вниманию участников конференции был представлен книжный источник одной из стихир службы Меркурию Смоленскому — “Повесть об убиении Батыя”, а также показано стремление роспевщика XVII в. подчеркнуть ключевые моменты внутреннего содержания и формы литературного текста посредством мелодико-графического материала (Н.В.Рамазанова).
“Древнерусская теория музыки” — название одного из фундаментальных трудов М.В.Бражникова — стало темой третьего заседания конференции. Здесь были рассмотрены вопросы, связанные с системой осмогласия в Фитнике из рукописи инока Христофора (А.Г.Ревунова), а также функционирование строк из теоретического руководства (Фитника рукописи собрания М.П.Погодина № 407) в различных списках (XVI—XVII вв.) певческой книги Октоих (И.А.Хаустова). Вниманию участников конференции была представлена Азбука певческая XVII в., содержащая особые, не встречающиеся в других музыкально-теоретических руководствах формулировки толкования роспева знамен (З.М.Гусейнова). Завершил этот раздел Бражниковских чтений доклад, посвященный одному из мелодико-графических оборотов древнерусского певческого искусства — попевке “кулизма”, многообразию значений ее имени (“кулизма”), а также многообразию функций самой попевки, проявляющихся в зависимости от контекста, жанра песнопения и, соответственно, певческой книги, в которые она включена (А.Н.Кручинина).
В заключении конференции ее участники были проинформированы о создании в Московской Академии музыки им. Гнесиных сервера по древнерусской музыкальной культуре (Ю.В.Артамонова).
По окончании Бражниковских чтений в часовне Консерватории была совершена Панихида по всем “трудникам на ниве церковного пения просиявшим”.
По традиции, в Отделе рукописей РНБ к Бражниковским чтениям была подготовлена выставка. Здесь были представлены научные работы М.В.Бражникова, а также материал его исследований — певческие рукописи XII—XVIII вв. В экспозицию вошли и рецензии на труды М.В.Бражникова, написанные известными учеными — историками и музыковедами (М.Н.Тихомировым, Н.Д.Успенским и др.), и письма друзей и коллег исследователя (А.Свана, И.Ф.Бэлзы). Во время открытия выставки студенты С.-Петербургской консерватории исполнили несколько песнопений по рукописям XVI—XVII вв., хранящимся здесь же.
Заседания конференции, также традиционно, сопровождались концертами, проходившими в зале Государственной Академической Капеллы С.-Петербурга. В концертах прозвучало “Всенощное бдение” С.В.Рахманинова в исполнении хора Капеллы (художественный руководитель и главный дирижер В.А.Чернушенко), и “Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Антифоны Великой пятницы”, реконструированные по рукописи Супрасльской лавры 1598 г. А.В.Конотопом и исполненные мужским праздничным хором “Пересвет” Московского Свято-Данилова монастыря (художественный руководитель — Д.Юденков, регент — Г.Сафонов). Последний концерт проходил в С.-Петербургской консерватории и стал “Музыкальным приношением М.В.Бражникову” (таким был общий заголовок концертов) студентов кафедры Музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства. Они исполнили монодийные (одноголосные) и многоголосные строчные и партесные песнопения (дирижеры А.Вовк и Т.Швец), а также песни разных областей русского Севера (художественный руководитель А.Мехнецов).
Источник сведений
“Не дать оборваться традиции...” Бражниковские чтения — 99/ Сайт РНБ. Электронный ресурс//режим доступа: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/1999/4-2.htm#1