Дата проведения
26-27 ноября 2015
Место проведения
Москва
Организаторы
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Российская библиотечная ассоциация
Российский книжный союз
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Тип
Конференция
Докладчики (показать/скрыть)
Антипова А.М. «Педагог XXI столетия: стратегии развития читательской компетентности в процессе профессиональной подготовки»
Барейчева Р.М. «Год литературы в Татарстане: объединение усилий в продвижении чтения»
Белоколенко М.В. «Приоритеты деятельности публичных библиотек в свете концепции «Образование на протяжении всей жизни»
Галактионова Т.Г. «Приоритетные направления развития культуры чтения в современной образовательной практике в России и за рубежом»
Григорьев В.В. «Вступительное слово»
Жилавская И.В. «Чтение как медиаобразовательная технология в условиях цифровизации медиасреды»
Кириллов В.В. «Вступительное слово»
Кузьмин Е.И. «Продвижение чтения в России: цели, задачи, методология, оценка социальной эффективности»
Новиков О.Е. «Издательская и книготорговая инфраструктура через призму задач продвижения чтения»
Романичева Е.С. «Чтение и изучение литературы в современной школе:
«вызовы» и «развилки»»
Сеславинский М.В. «Вступительное слово»
Степашин С.В. «Вступительное слово»
Толстой В.И. «Вступительное слово»
Ялышева В.В. «Литературные герои в нашей жизни. Читаем. Помним. Напоминаем»
О мероприятии
6-27 ноября 2015 года в Президент-Отеле в Москве с большим успехом прошла IX ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы».
В нынешнем году её организаторами выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российская библиотечная ассоциация, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
В конференции принимало участие около 250 человек из 59-ти субъектов Российской Федерации — ученые в области философии, социологии, психологии, филологии, социальной и культурной антропологии, журналистики, медиаобразования, библиотековедения, педагогики, математики и информатики; преподаватели литературы и русского языка из школ, колледжей и вузов; методологи образования, писатели, журналисты, представители общественных организаций, руководители федеральных и региональных органов власти, ведущих вузов, библиотек, издательств, книготорговых организаций, подписных агентств.
Особенностью конференции стал существенно более высокий интерес к проблемам продвижения чтения со стороны научно-образовательного сообщества.
Профессиональный состав участников конференции представлен в следующей таблице:
Тип организации | Количество участников | Доля в общем составе участников (%) |
Библиотеки публичные | 80 | 32 |
Образование и наука | 63 | 25 |
Издательства | 33 | 13 |
Органы власти | 28 | 11,5 |
Неправительственные организации | 15 | 5,8 |
СМИ | 14 | 5,5 |
Среди 44-х участников конференции, включенных в профессиональную программу для выступления с докладом или участия в одной из тематических дискуссий, академик Российской академии наук, 14 профессоров, докторов наук, 21 кандидат наук, которые представляли сферу образования и науки (22 человека), библиотеки (8), органы власти (6), издательства (5), книжную торговлю (2), другие организации (2).
Конференцию открыл заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев, который отметил, что конференция служит важным индикатором того, что было сделано за прошедший год для преодоления кризиса чтения в нашей стране.
Президент Российского книжного союза С. В. Степашин в своей речи подчеркнул, что, несмотря на то, что Год литературы в России подходит к завершению, нельзя ослаблять поддержку развития культуры чтения ни на федеральном, ни на региональном уровне. Основной причиной невысоких показателей в сфере чтения, по его мнению, является недоработанная система образования.
Первый заместитель министерства образования и науки Российской Федерации Н. В. Третьяк анонсировала разработку новой концепции преподавания русского языка и литературы, повышение статуса школьного библиотекаря.
С развернутым приветственным словом выступил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский.
Конференцию приветствовал также вице-губернатор Санкт-Петербурга В. В. Кириллов.
С базовыми докладами на первом пленарном заседании выступили президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин («Продвижение чтения в России: цели, задачи, методология, оценка социальной эффективности») и вице-президент Российского книжного союза, генеральный директор издательства «ЭКСМО» О. Е. Новиков («Издательская и книготорговая инфраструктура через призму задач продвижения чтения»).
В первый день конференции состоялись три тематических дискуссии:
В первой тематической дискуссии — «Русский язык, литература и чтение в системе образования и в семье» - выступили профессор Российского государственного гуманитарного университета, директор Государственного литературного музея (Москва) Д. П. Бак; профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX века Уральского федерального университета Л. П. Быков (Екатеринбург); заведующая кафедрой общего и прикладного языкознания, заместитель директора Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета, член правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы О. Е. Дроздова; ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина М. Н. Русецкая; профессор, президент Русской ассоциации чтения Н. Н. Сметанникова, профессор, заведующая кафедрой русской литературы, проректор Московского педагогического государственного университета Л. А. Трубина. Вел дискуссию проректор по науке Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина М. А. Осадчий.
В тематической дискуссии «Чтение и медийно-информационная грамотность в системе образования», которую вел заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев, приняли участие проректор Северо-Восточного федерального университета Н. М. Зайкова (Якутск), ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т. А. Мурована, директор Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры Э. А. Орлова, профессор Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики А. В. Шариков.
Модератором тематической дискуссии «Роль издателей и книгораспространителей в продвижении чтения» выступил вице-президент Российского книжного союза, генеральный директор издательства «ЭКСМО» О. Е. Новиков. Участниками дискуссии стали генеральный директор издательства «Clever» А. В. Альперович (Москва), президент Торгового дома «Библио-Глобус» Б. С. Есенькин (Москва), главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» И. Д. Прохорова (Москва), генеральный директор издательства «Манн, Иванов, Фербер» А. В. Степанов (Москва), генеральный директор компании ЛитРес С. Анурьев, проректор Челябинской государственной академии культуры и искусств А. В. Штолер (Челябинск).
27 ноября, во второй день конференции, также состоялись три тематических дискуссии:
В дискуссии «Продвижение литературы и чтения через библиотеки», модератором которой выступил президент РБА, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки В. Р. Фирсов, приняли участие вице-президент РБА, директор Российской государственной библиотеки для молодежи И. Б. Михнова; директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Н. П. Рожкова; заведующая кафедрой информационно-библиотечных ресурсов, директор Фундаментальной библиотеки Тамбовского государственного университета Н. А. Стефановская; главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки В. П. Чудинова; заведующая кафедрой инновационных библиотечных технологий и электронных библиотек Академии переподготовки работников искусств, культуры и туризма, член правления РБА Т. Я. Кузнецова.
Тематическую дискуссию «Чтение в системе образования и библиотеках: объединение усилий» вела заведующая отделом периодических изданий Российской государственной библиотеки, главный редактор журнала «Обсерватория культуры» Е. В. Никонорова. С докладами выступили профессор Московского педагогического государственного университета А. М. Антипова; профессор Московского городского педагогического университета Е. С. Романичева; профессор Санкт-Петербургского государственного университета Т. Г. Галактионова; декан информационно-библиотечного факультета Института дополнительного профессионального образования специалистов социокультурной сферы и искусства Р. М. Барейчева (Казань); заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель секции по чтению Российской библиотечной ассоциации В. В. Ялышева (Санкт-Петербург); заместитель генерального директора Централизованной библиотечной системы Юго-Западного административного округа города Москвы, вице-президент Русской ассоциации чтения М. В. Белоколенко; заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского педагогического государственного университета И. В. Жилавская.
В тематической дискуссии «Медиаканалы продвижения чтения» (модератор — профессор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики А. Н. Архангельский) выступили главный редактор газеты «Комсомольская правда» В. Н. Сунгоркин и профессор Московского государственного университета В. П. Коломиец.
Проанализировав текущее состояние дел в сфере чтения в России в контексте стоящих перед страной задач, участники конференции пришли к выводу о том, что меры, предпринимаемые в стране после принятия в 2006 году Национальной программы поддержки и развития чтения, начали приносить свои плоды:
В целом к настоящему времени разработана научно-методологическая база для реализации Национальной программы, в частности методические рекомендации для работников органов управления; руководителей библиотек; работников детских библиотек и родителей; работников учреждений образования; работников СМИ и других инициаторов проектов в сфере чтения. Выпущены сборники аналитических материалов, раскрывающих исторические и социокультурные причины, обусловившие сегодняшний системный кризис в области чтения и письменной культуры в России и за рубежом, его основные характеристики и механизмы воспроизведения; описывающих отечественный и зарубежный опыт преодоления этого кризиса. Проводятся специализированные курсы повышения квалификации специалистов в области поддержки чтения на базе впервые разработанных обучающих программ. Организуются общероссийские конкурсы лучших идей и проектов в области поддержки и развития чтения. В десятках крупных федеральных и региональных библиотек, в некоторых вузах появились специальные структурные подразделения — центры книги и чтения, осуществляющие мониторинг и планирующие деятельность в сфере чтения. На веб-сайтах библиотек и образовательных учреждений появились разделы, посвященные чтению. Множество других инноваций дополнили традиционные формы пропаганды книги и чтения.
С 2007 г. в Москве проходят ежегодные итоговые всероссийские научно-практические конференции под общим названием «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». Проблемы чтения и проблемы его продвижения начинают восприниматься более профессионально, прежде всего — в библиотечной среде, которая демонстрирует наивысшую (по сравнению с другими институтами) активность, готовность продолжать и совершенствовать эту деятельность.
Большой вклад в оживление деятельности, направленной на поддержку книжной культуры, популяризацию классической и современной литературы, продвижение чтения и сохранение русского языка внесло проведение в России Года литературы. Накопленный за этот год яркий позитивный опыт необходимо сохранять и развивать, а Оргкомитет Года литературы необходимо трансформировать в постоянно действующую при Правительстве России координирующую структуру в поддержку книжной культуры и чтения.
Несмотря на все эти немалые усилия в последние годы, кризис чтения в России далеко не преодолен. Количество активно читающей публики у нас по-прежнему уменьшается, а качество чтения снижается, о чём свидетельствуют и данные социологических исследований, и статистика книгоиздания, книжной торговли, данные о посещаемости библиотек, пополнении и обновлении их фондов. Это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, поскольку чтение незаменимо для:
Именно поэтому в фокусе конференции был анализ проблем, которые приводят к снижению уровня и качества чтения, а также вопросы необходимости максимально широкого вовлечения в деятельность по продвижению чтения всех образовательных учреждений, библиотек, СМИ, издательств, книготорговых организаций, органов власти всех уровней.
Участники конференции говорили о том, что весь советский, российский и международный опыт, в том числе опыт реализации Национальной программы поддержки чтения, убедительно демонстрирует, что усилия по поддержке и развитию чтения нельзя ослаблять. Напротив, их необходимо наращивать, причём на всех уровнях, силами всех институтов поддержки и развития книжной культуры. Деятельности по продвижению чтения, литературы, сохранению русского языка необходимо придать системный характер, нормативно закрепить продвижение чтения в качестве важного, если не первостепенного элемента гуманитарной политики России, реализовывать которую должны все соответствующие ведомства и организации образования, культуры, науки и социальной сферы. Всю эту работу следует осуществлять в русле Национальной программы поддержки и развития чтения, последовательно реализуя ее основные концептуальные идеи и положения, поскольку она является единственной в стране разработкой, предлагающей систематическое решение проблемы.
Весь мировой, советский и сегодняшний российский опыт показывает также, что для дальнейшего успешного продвижения чтения необходимо:
В ходе конференции представителямикнижной, библиотечной, образовательной, научной и медийно-информационной сфер было достигнуто более глубокое понимание сегодняшних реалий, проблем, барьеров и возможностей каждого института продвижения чтения; необходимости и путей консолидация их усилий всех институтов на основе общего (единого) понимания состояния дел, видения проблем, целей и путей их решения.
Участники конференции решили создать рабочую структуру, своего рода «координационный комитет», который по окончании конференции разработает (уточнит) конкретные и реалистичные меры по активизации деятельности и по повышению эффективности деятельности в поддержку чтения в сфере чтения.
Участники конференции обратились с просьбой к Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям о поддержке деятельности такой структуры, в том числе в вопросах её местонахождения, статуса, полномочий и ответственности.
Участники конференции были единодушны в том, что для сохранения территориальной целостности страны и укрепления её суверенитета, для повышения человеческого капитала, необходимы системные целенаправленные интеллектуальные и организационные усилия, направленные на формирование в России читающей нации, готовой во всеоружии ответить на самые серьёзные вызовы современности и способной к саморазвитию в условиях усиления мировой конкуренции в экономике, политике, науке, культуре, образовании.
Участники конференции призывают Правительство РФ разработать Стратегию поддержки и развития чтения, а также принять специальный документ, регламентирующий деятельность всех органов исполнительной власти в сфере поддержки чтения, предусмрев в нем на первом этапе включение проектов по продвижению чтения в существующие федеральных целевые и государственные программы развития образования, культуры, поддержки русского языка. Поддержка и развитие чтения должны стать неотъемлемым элементом государственной политики в гуманитарной сфере.
Участники конференции считают необходимым включить в повестку дня заседания Государственного совета РФ по вопросам развития общего образования, проведение которого намечено в декабре 2015 г., вопрос о необходимости продвижения чтения в системе общего образования, а также связанные с ним вопросы поддержки русского языка и необходимости формирования медийно-информационной грамотности.
На заключительном пленарном заседании, которое вели Е. И. Кузьмин и О. Е. Новиков и участники конференции обсудили проект Итогового документа и в целом его поддержали. В ближайшее время после доработки этот документ будет обнародован.
Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др.
материалы)
Источник сведений
Итоги IX Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы». [ Электронный ресурс]/ Сайт Российской библиотечной ассоциации// режим доступа:http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=5016