В качестве итогового документа участниками были выработаны основные рекомендации Всероссийского семинара для распространения среди публичных библиотек страны. Направление деятельности по работе с электронными ресурсами было признано стратегически важным для развития публичных библиотек России, а задача создания электронных информационных ресурсов в рамках целевой программы “Электронная Россия” - наиболее важной и своевременной государственной задачей. Была поддержана идея регулярного проведения семинара “Электронные ресурсы публичной библиотеки” в разных регионах России.
С.В. Баландюк, президент корпорации “Электронный Архив”, в своем докладе “Государственная политика развития библиотек и бизнес” рассказал о создании информационных ресурсов (ИР) регионального уровня в рамках государственной политики, о разработках и внедрении стандартов электронных ИР, обучении специалистов центральных и региональных библиотек, привлечении профессиональных подрядчиков для выполнения работ по созданию ИР.
Интерес у специалистов вызывают партнерские программы реализации государственных задач, соинвестирование в рамках государственных программ, разработки и проекты Корпорации. В частности, слушателям были представлены наиболее значимые библиотечные проекты компании, такие как: “Национальная электронная библиография” - совместный проект с Российской национальной библиотекой (РНБ), “Библиотека электронных диссертаций” - совместный проект с Российской государственной библиотекой (РГБ), “Национальная электронная библиотека” - совместный проект с РНБ и РГБ.
Далее перед аудиторией с сообщением о современных технологиях обеспечения доступа к информационным ресурсам, специализированном оборудовании и представляемых услугах выступила руководитель отдела библиотек корпорации “Электронный Архив” Н.М. Кондрашова. В продолжение темы звучали выступления заместителя руководителя отдела библиотек Корпорации С.Ф. Гилязова - о технологиях создания электронных ресурсов публичных библиотек в рамках Московской целевой программы “Электронная Москва”, и советника вице-президента по развитию технологий В.И. Тумаркина - об анализе методов создания электронных ресурсов на примере конкретных проектов.
Особое внимание участников семинара при ознакомительной экскурсии в Центре сканирования и ретроконверсии Корпорации вызвала демонстрация специализированного оборудования и технологии создания электронных ресурсов. Представители регионов увидели работу промышленных сканеров, роботизированных библиотек, смогли проследить весь процесс перевода бумажных документов в электронный вид и автоматизации хранения данных. Произвели впечатление объемы и мощность единственного в России и крупнейшего в Европе Центра ретроспективной конверсии - производственно-технологического комплекса, позволяющего обрабатывать до 2 миллионов документов в месяц, и уникальная технология ретроспективной конверсии.
В работе Полотовской И.Л. “Текущая национальная библиография как информационный ресурс” рассматривается возможность трактовать один из важнейших видов библиографии в терминах ресурсной концепции информации. По-новому формулируются основные проблемы текущей национальной библиографии в связи с развитием электронной технологии, ее подготовки и распространения. В качестве непременного условия решения этих проблем выдвигается необходимость придания этой библиографии государственного статуса. [42]
Проблемы информационного обеспечения научных исследований рассматриваются в журнале “Информационные ресурсы России”. Журнал издается с 1991 года, выходит 6 раз в год.
Объективное освещение на страницах издания проблем информационного обеспечения научных исследований, организации использования результатов научно-технической и инновационной деятельности в интересах социально-экономического развития регионов Российской Федерации является заметным вкладом коллектива редакции в организацию работы по формированию единого информационного пространства, созданию рынка информационных услуг.
Освещая теоретические, практические и правовые вопросы по освоению информационных ресурсов страны, журнал способствует восстановлению промышленного, научного потенциала страны, интеграции ее в мировое пространство.
Особое внимание авторами журнала уделяется формированию в России цивилизованного информационного пространства, вопросам конфиденциальности определенных видов информации, защиты авторских прав.
Например, положение с персональными данными в России (в том числе, с рынком персональных данных), мягко говоря, можно назвать удручающим. КРИСТАЛЬНЫЙ Б.В., ТРАВКИН Ю.В. Проблемы персональных данных и их правовой защиты. - Информационные ресурсы России. - 2003. № 2
В Российской Федерации, кроме конституционных положений, гарантирующих защиту частных интересов, в том числе персональных данных граждан, существуют только общие нормы, содержащиеся в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Фактически, это привело к положению, которое можно охарактеризовать как хаос.
В первую очередь, отсутствие норм, регламентирующих сбор, обработку и раскрытие персональных данных государственными структурами всех уровней, ведет de facto к безнаказанности лиц, делающих государственные базы персональных данных источником преступного извлечения прибыли. Ниже перечислено только ничтожно малое число подобных баз данных, открыто предлагаемых покупателям: [30]
"ЕГТС 20.0". Информация по владельцам телефонов (в т.ч. сотовых телефонов) - частным лицам с указанием ФИО и даты рождения по Московскому региону. Данные на октябрь 2002 года;
"Собственники Московских Квартир" - информация о владельцах квартир в г. Москве, с указанием паспортных данных, даты приватизации (покупки), других совладельцев и т.д.;
"Жилой Фонд Москвы". База Московского Департамента Муниципального Жилья;
"Автомобили - 2002" - информация о владельце автотранспорта и его машине (в т.ч. ФИО, телефон, адрес, паспортные данные и т.д.) по г. Москве.;
"Автомобили Московской области - 2002" - информация о владельце автотранспорта и его машине (в т.ч. ФИО, телефон, адрес, паспортные данные и т.д.) по Московской области;
"Водительские права" - База по владельцам водительских прав в Москве;
"Москва 2000". Содержит информацию о 12 000 000 жителях Москвы - ФИО, пол, прописка, дата рождения;
"Область 99" - содержит информацию о 5 086 847 жителях Московской области, включающую ФИО, пол, место жительства, дату рождения;
"Антикриминал". Содержит 12 баз: 1) Сводки ГУВД за последние 7 лет. 2) "Федеральный розыск лиц" - оперативная база данных по лицам, находящимся в федеральном розыске. Февраль 2002 года. 3) "Розыск-Судимость". 4) "Автомобили-розыск" - оперативная база данных по угнанным автомобилям, похищенным документам на автомобили (тех. паспортам, водительским удостоверениям, ТО и т.д.) Охватывает всю территорию бывшего СНГ;
"ОВИР" - база данных ОВИР;
"Бизнес-Инфо", Версия 20.0 Professional. Юридические лица и частные предприниматели г.Москвы. Реквизиты, уставные данные, учредители юридические и физические лица с паспортными данными, дочерние и вышестоящие организации, филиалы, правоприемники. Интегрированная справочная система, включающая в себя БД ГНИ (претензии и замечания), БД по установленным на фирму "флажкам";
"Должники ГНИ".
К каким последствиям может привести (и, наверняка, приводит) бесконтрольное использование этой информации, можно только догадываться.
Во-вторых, законопослушные граждане лишены возможности на законных основаниях получить от государства необходимую им персональную информацию в том объеме и в той форме, которые не нарушают законных интересов субъектов данных. Граждане лишены также возможности влиять на точность и достоверность персональной информации, находящейся у государства, что явным и существенным образом влияет на защиту их прав.
Наконец, отсутствие норм, регулирующих оборот персональных данных на рынке, приводит не только к ущемлению прав граждан, чьи персональные данные стали объектом купли/продажи, но и тормозит создание цивилизованной системы услуг по предоставлению персональной информации.
Все эти проблемы должны быть решены в специальном законе о персональных данных. Актуальность этого закона подчеркивается также подписанием Россией в 2001 году европейской "Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", в которой сказано о необходимости каждой подписавшей стороне принять необходимые меры по реализации принципов защиты персональных данных в своем национальном праве.
Комитетом Государственной Думы по информационной политике подготавливается к 1-му чтению проект федерального закона "Об информации персонального характера", который в принципе одобрен европейскими экспертами. Поскольку более чем в 20 странах мира существуют подобные законы, вопросы взаимодействия стран в области работы с персональными данными требуют унифицированного решения.