ЦАЙ ЮАНЬПЭЙ (1868-1940)
— китайский политический деятель, учёный и педагог. В 1912-13 министр просвещения Китайской Республики. Сыграл решающую роль в проведении реформы образования в 1912, способствовал развитию в Китае женского образования. С 1928 президент АН Китая. В трактате "Тезисы об основном курсе в области образования" (1912) изложил положения теории художественного воспитания, развитые им в последующих работах. Пропагандировал идеи свободного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч33(5Кит)

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
см. Александровский лицей

ЦВЕТКОВ Леонид Александрович (1909-1993)
— педагог, химик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968). С 1931 вёл научно-педагогическую работу (с 1946 в НИИ СИМО АПН РСФСР). Гл. редактор журнала "Химия в школе" (1950-55). Автор стабильного учебника "Органическая химия" для средней школы (1952; выдержал 25 изд.; Гос. премия СССР, 1974). Организатор Международного редакционного совета по методике химии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч426.57г(2)

ЦЕЙДЛЕР Пётр Михайлович (1821-1873)
— педагог. Надзиратель и преподаватель (с 1849) Гатчинского сиротского института, где проводил значительную воспитательную работу; выхлопотал воспитанникам право поступления в университет и медицинскую академию и др. С 1860 член общего присутствия духовно-учебного управления при Святейшем Синоде и начальник Синодального архива. В 1863 принимал участие в разработке проекта "Дома воспитания бедных детей". С 1864 директор "Дома воспитания", который под его руководством превратился в образцовую 7-классную гимназию (впоследствии гимназия Имп. человеколюбивого общества).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч33(2)47

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60-70-е гг. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодёжи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Осн. цель Ц.в. - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодёжи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, осн. на гуманистических идеалах. В качестве методологии Ц.в. рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А.Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория Ц.в. объединила ряд самостоятельных концепций: "ценностное внушение", "разъяснение ценностей", "ценностный анализ", "ценностная рефлексия", "ценностное действие" и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: "Помочь людям жить в соответствии с ценностями" (Кл. Бек).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 315)
Ч313

"Центр гуманитарного образования издательств"
— издательство, АОЗТ, Москва. Учебно-методическая литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

"Центр детской книги"
— Москва. Детская литература для младшего возраста.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

"Центр детско-юношеского туризма"
— государственное предприятие, Москва. Методическая и справочная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ)
— научно-исследовательское учреждение по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочих. Осн. в 1920 (организатор и директор ЦИТа А.К. Гастев), с 1931 в ведении ВСНХ СССР. В институте сотрудничали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и "трудовая клиника" ЦИТа, опытные станции ("оргастанции"), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО (трест) "Установка", имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. ЦИТ разработал на основе доктрины "трудовых установок" Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - "систему (метод) ЦИТа", ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. В 1923-32 ЦИТом создано 1700 учебных пунктов (баз, цехов), обучено св. 20 тыс. инструкторов, организаторов производства, св. 500 тыс. рабочих по 200 специальностям. ЦИТ вёл практическую работу на 400 предприятиях и стройках, проводил "трудовые чемпионаты" - прообраз профессиональных конкурсов. Однако концепция ЦИТа не вписывалась в официальную педагогическую систему 20-х гг. и подвергалась критике (С.Е. Гайсинович, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Н. Шульгин и др.). К недостаткам технологии профессионального обучения ЦИТа можно отнести технократические идеи "машинизации воспитания", недооценку школьных форм обучения. Система ЦИТа признана за рубежом. С 1931 на ЦИТ была возложена задача проектирования рабочего состава и организации труда на вновь построенных и реконструируемых предприятиях. Была разработана технология "фабрикации" рабочих типов в соответствии с их "профилями" (квалификационными характеристиками), а также методика производственного инструктажа рабочих непосредственно на рабочем месте. Впервые методология подготовки квалифицированных рабочих основывалась на единстве инженерного и психолого-педагогического подходов. В то же время система ЦИТа была продуктом технократической культурологии начала 20-х гг. ЦИТ издавал труды, методические материалы, журналы "Установка рабочей силы (методом ЦИТ)" (1926-31) и "Организация труда" (1921-33). В конце 1940 ЦИТ передан авиационной промышленности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 315-316)

ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (ЦВИН)
— в Рос. Федерации организации, находящиеся в ведении органов внутренних дел и предназначенные для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, а также для предупреждения повторных правонарушений. В ЦВИН помещаются несовершеннолетние, направляемые по приговору суда и постановлению судьи в специальные учебно-воспи- тательные учреждения закрытого типа и самовольно ушедшие из этих учреждений; временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в эти учреждения; совершившие социально опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, и в случаях, если личность несовершеннолетнего не установлена, или они не имеют места жительства и места пребывания. В ЦВИН помещаются несовершеннолетние на основании приговора суда или постановления судьи, в исключительных случаях - постановления начальника органа внутренних дел с последующим уведомлением прокурора. Сотрудники ЦВИНа обеспечивают круглосуточный приём и временное содержание несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и устанавливают причины и условия, способствующие совершению общественно опасных деяний.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316)

ЦЕРЕТЕЛИ Акакий Ростомович (1860-1915)
— грузинский писатель, общественный деятель. Вместе с И. Чавчавадзе возглавлял грузинское демократическое общественное движение "шестидесятников". Произведения Ц. имели большое просветительское значение. В автобиографической повести "Пережитое" (1894-99) Ц. дал сатирическое изображение рутинной системы обучения в Кутаисской гимназии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч426.21г(2)

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
— в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным. Созданные по Уставу 1804 приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчинённых МНП, однако преподавали в них гл.о. священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 по распоряжению имп. Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 было св. 4,7 тыс. таких школ). К 1861 духовенством было основано св. 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название "церковно-приходских школ" (употреблялись также названия: "священнические школы", "церковные школы", "школы для поселянских детей"). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 60-70-х гг. 19 в. сыграл С.А. Рачинский. Распространение Ц.-п.ш. вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн. земств (см.Земства и просвещение). МНП в 70-е гг. фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Мн. церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 70-80-х гг. 19 в. в период общественных потрясений. В 1884 утверждены Правила о Ц.-п.ш., выводившие их из подчинения МНП. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты", а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале 20 в. курс был увеличен до 3 и 6 лет). В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно- славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн. недостатки: учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятие сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счёт общественных средств, в то время как казённых ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских. В связи с началом русско-японской войны 1904-05 государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 церковная школа была ликвидирована Постановлением СНК от 24 декабря 1917 "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению". С конца 80-х гг. началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994) предписал "расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316)

См. также Начальное образование, Земства и просвещение, Приходские школы

Ч424(28)713

ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
— в России со 2-й половины 19 в. 3-годичные педагогические учебные заведения (мужские и женские). Готовили учителей для церковно-приходских школ. Находились в ведении Синода. Упразднены после 1917.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316)
Ч489.513(2)7

ЦЕХОВЫЕ ШКОЛЫ (от нем. Zeche - цех)
— начальные училища в городах Западной Европы в 13-14 вв., открывались и содержались ремесленными цехами. Обучали чтению, письму, счёту, началам геометрии и естествознания. Преподавание велось на родном языке. В 15-16 вв. сливались с гильдейскими школами в городские школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316-317)
Ч33(4)

ЦИГНЕУС
см. Сигнеус

ЦИЛЛЕР (Ziller) ТУИСКОН (1817-1882)
- немецкий педагог, продолжатель идей И.Ф. Гербарта. Преподавал в Лейпцигском университете. Методически обработал идеи Гербарта и способствовал их внедрению в практику германских народных школ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч33(4Ф)

ЦИМЗЕ (Cimze) ЯНИС (1814-1881)
— латышский педагог. Изучал опыт народных школ за границей. С 1839 св. 40 лет руководил Видземской учительской семинарией - первым в Латвии учебным заведением для учителей приходских школ. Ц. - основоположник национальной хоровой культуры. Его опыт положил начало распространению детских и народных хоров, традиции хоровых праздников (первый - в 1873). Издал несколько сборников народных песен.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420)
Ч33(4Лат)

ЦИНГЕР Александр Васильевич (1870-1934)
— русский педагог, физик-методист, профессор (1918). Ученик Н.А. Умова. С 1894 преподавал на медицинском факультете Московского университета; читал лекции по физике на курсах Московского общества воспитательниц и учительниц, Высших женских курсах в Москве, а также курс термодинамики в Институте путей сообщения. В начале 20 в. возглавлял кафедру физики в Коммерческом институте. Организовал и редактировал первый русский методический журнал "Физика" (1912-16). Создал Центральный физико-педагогический институт в Москве (1919) - первый в России научно-методический центр по преподаванию физики в школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 420-421)
Ч33(2)52

ЦИНИЗМ
— негативное моральное качество, выражающееся в презрительном отношении к культурным и нравственным ценностям общества; форма морального зла. Циник, как правило, демонстрирует собственную аморальность. Понятие "Ц." образовано от названия древнегреческой философской школы киников (циников), представители которой (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) проповедовали пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, не имевшие, по их мнению, целесообразности. Впоследствии Ц. стала называться личностная позиция, отрицающая значимость общественного мнения и стыда. В этом аспекте Ц. близок к нигилизму. Ц. характерен для людей, добивающихся своих целей любым, даже безнравственным способом. Ц. проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять). Ц. тесно связан с грубостью, хамством, бестактностью и пр. Вместе с тем Ц. может скрывать повышенную чувствительность, уязвимость, может также выражаться в форме иронии и сарказма. Ц. чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте. Применение взрослыми некорректных приёмов воспитания (демагогия, оскорбление, унижение, морализаторство и т.п.) может вызвать ответную реакцию, выражаемую в Ц. Чувство собственного превосходства у подростков, поддерживаемое взрослыми, может также перейти в Ц. Крайняя форма Ц. - жестокость.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 317)
Ю

ЦИРУЛЬ, Цирулис, Карл Юрьевич (1857-1924)
— педагог, деятель в области трудового обучения, один из основателей русского мануализма. В 1884-1912 преподавал ручной труд в С.-Петербургском учительском институте. В 1884 был командирован в Швецию для изучения шведской системы ручного труда (слойда), предложенной О. Саломоном. Ознакомился также с системой Д.К. Советкина. Организовал ок. 40 курсов для учителей в разных городах России по изучению системы преподавания ручного труда. Руководил секциями ручного труда на 1-3-м съездах по техническому и профессиональному образованию. Один из инициаторов создания Рос. общества педагогического ручного труда и его председатель (1909). Осн. журнал "Трудовое воспитание" (1914). В 1915 возглавил подкомиссию по ручному труду в связи с намечавшейся реформой средней школы по проекту П.Н. Игнатьева. После революции преподавал в Петроградском педагогическом институте (ныне РПГУ им. А.И. Герцена), в средней школе.

Деятельность Ц. и его сподвижников способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введён в учебные заведения России. Ц. теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразовательного предмета русской народной школы, разработал его дидактические, общепедагогические и методические основы. Вслед за Советкиным он ввёл операционную, а затем операционно-предметную систему обучения ручному труду. Ц. разработано 4 курса ручного труда (для младшего и среднего возраста, для старших учащихся, для сельских школ). Деятельность Ц. способствовала становлению рос. трудовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)
Ч33(2)52

ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
— начальные учебные заведения в России 1-й половины 18 в. Появление первых Ц.ш. связано с формированием в эпоху петровских преобразований нового порядка прохождения дворянской службы, при котором требование грамотности приобретало обязательный характер. Указы 1714-15 предписывали иметь в каждой губернии Ц.ш. с записью в них дворянских недорослей и детей приказных в возрасте 10-15 лет; им запрещалось вступать в брак без "свидетельствования" о прохождении обучения. В 1715 с появлением дворянских учебных заведений Ц.ш. преобразовались во всесословные (за исключением крестьян). Круг учебных дисциплин определялся потребностью в специалистах с техническим образованием: помимо чтения и письма преподавались арифметика ("цифирная мудрость" - отсюда название) и геометрия. Выпускники определялись на военную и гражданскую службу или продолжали образование в профессиональных учебных заведениях (артиллерийские школы и др.). Ц.ш. предписывалось открывать при монастырях и архиерейских домах и финансировать из губернских доходов. К 1724 в России действовало 25 Ц.ш. В 1744 слиты с гарнизонными школами.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 317)

См. также Начальное образование

Ч424(28)723

ЦЫБИКОВ Гонбочжаб Цэбекович (1873-1930)
— бурятский педагог-просветитель, тибетолог и монголовед, первый профессор из бурят (1914). Вёл преподавательскую деятельность в Восточном институте во Владивостоке (с 1902); разработал методику изучения монгольского письменного языка, составил учебные пособия, а также пособия по изучению этого языка бурятами. В 1926-27 впервые разработал методику преподавания бурятского языка как родного. Автор бурятского букваря для детей, самоучителя бурятского языка для взрослых, "Грамматики бурятско-монгольского письменного языка для школ" (1924-26). Участвовал в создании латинского алфавита для бурятского языка (1930).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 421)
Ч33(2Р-6Бур)

© Российская национальная библиотека, 2006