ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905-1981)
— психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943-60 в МГУ; в 1944-60 зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 директор НИИ ДВ. В 1965-67 академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-81 член президиума АПН. Разрабатывал проблемы общей и детской психологии; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие "амплификации" (обогащения) - развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч413(2)

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребёнок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями. Различают понятия З.п. и трудновоспитуемости. З.п. развивается постепенно, проходя определённые стадии. Первая стадия (преимущественно в дошкольном возрасте) возникает в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация), а также ошибки воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Вторая стадия (начальные классы) - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребёнка, испытывающего трудности в учёбе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни (см.Негативизм детский). 3-я и 4-я стадии наиболее проявляются в подростковом возрасте. На 3-й стадии уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, а на 4-й - закрепляются антиобщественные формы поведения, которые могут перейти в правонарушения и преступления (см. Преступность несовершеннолетних). Предупредить З.п. помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе и индивидуальном подходе к ребёнку, взаимодействие семьи и школы, создание условий, способствующих раскрытию способностей личности и признанию её в коллективе и т.п. Для предупреждения З.п. необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учётом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 94-95)

— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

См. также Трудные дети

Ч421.334

ЗАРДАБИ (псевдоним; настоящая фамилия и имя Меликов Гасанбек Салимбек оглы) (1842-1907)
— азербайджанский просветитель, публицист, педагог. Организовал первое в Закавказье благотворительное общество для неимущих мусульман (1872-76) и открыл для них пансион в своём доме. Создал и редактировал газету на родном языке "Пахарь" (1875-77), в которой пропагандировал идеи распространения в народе культуры и просвещения. Осн. просветительское общество "Спасение" и общество по распространению грамотности. Автор учебника по естествознанию (издан в 1912) для азербайджанской школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2А)

ЗАХАРЕНКО Александр Антонович (р. 1937)
— украинский педагог, народный учитель СССР (1983), член-корреспондент АПН СССР (1989). С 1966 директор Сахновской средней школы (Корсунь-Шевченковский район Черкасской области). Организатор авторской школы. Уникальный школьный комплекс (учебные корпуса, производственные мастерские, школьный музей, планетарий и обсерватория, плавательный бассейн и стадион) построен по индивидуальным проектам студентов-архитекторов методом народной стройки силами учащихся, педагогов и родителей при помощи колхоза "Маяк". З. - один из пионеров педагогики сотрудничества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч33(2Ук)

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (1918-2001)
— поэт. Стихи, сказки, пьесы для детей. Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы ("Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла, "Винни-Пух..." Алана Милна).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч426.21,6(2)317.8-Заходер

ЗАЧЁТ
— форма проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчётов и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)
Ч481.28

ЗАЩИТА ДЕТСТВА
— система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания. Особенно в З.д. нуждаются дети-инвалиды и дети-сироты, лишённые родительского попечения (см.Сиротство).

Законодательное оформление вопросов З.д. началось в 20 в., особенно в годы 1-й мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во 2-й половине 20 в. начала формироваться международная система З.д.: в 1946 осн. Детский фонд Организации Объединённых Наций (ООН) - ЮНИСЕФ; в 1989 - Комитет ООН по правам ребёнка. Приняты осн. документы, защищающие права детей: Декларация прав ребёнка (1959), Пекинские правила (1985), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В России З.д. с конца 19 в. занимались преимущественно земские организации. В 1914 состоялся съезд по общественному призрению, Союзом земств и городов разработан проект закона о З.д. (не был принят). После февраля 1917 вопросы защиты и охраны детей находились в ведении специального управления Министерства социальной помощи, с ноября того же года - Наркомата государственного призрения, с апреля 1918 - Наркомата социального обеспечения, а с 1920 - Наркомпроса.

В 1919 осн. Совет защиты детей. С 1918 действовала также общественная Лига спасения детей, но в 1921 вместо этих организаций была осн. Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В том же году издан декрет об организации детской социальной инспекции, в задачи которой входили борьба с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних и защита от эксплуатации и плохого обращения с детьми. В 20-е гг. для устройства беспризорных детей были созданы детские приёмники-распределители, детские дома, трудовые колонии, коммуны и др. Состоялись 3 съезда по охране детства (1918, 1924, 1930). В 30-е гг. в организации З.д. произошли значительные изменения. В 1935 Постановлением СНК РСФСР "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" вводилась уголовная ответственность несовершеннолетних с 12 лет, ликвидировались комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для несовершеннолетних передавались в НКВД.

В годы Великой Отечественной войны получили распространение формы воспитания осиротевших детей в виде усыновления, опеки и патроната. В конце 50-х - начале 60-х гг. стали создаваться школы-интернаты. В 1987 создан Советский детский фонд (с 1991 Российский детский фонд). Появились семейные детские дома, отечественные проекты детских деревень, возродились попечительские советы и пр. Однако с начала 90-х гг. падение уровня жизни мн. семей в условиях социальных потрясений привело к ухудшению жизни детей (особенно из малообеспеченных семей, из семей безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, а также алкоголиков, наркоманов и пр.). Новая волна социального сиротства привела к появлению детской беспризорности, бездомности и т.п.

С конца 90-х гг. в Рос. Федерации разрабатывается социальная политика, направленная на улучшение положения детей. Кроме мер общего воспитательного характера в сфере З.д. осн. внимание уделяется устройству беспризорных детей, предупреждению преступности несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания (воспитательных колониях и пр.) и др. Разраба- тываются Федеральные целевые программы по улучшению жизни детей ("Дети России", "Дети Чернобыля"), региональные программы и др. В 1995 принят Семейный кодекс. Вопросы З.д. находятся в компетенции министерств: образования, здравоохранения, по труду и социальному обеспечению, внутренних дел и пр. Значительную роль в З.д. играют религиозные организации. Большое значение имеет деятельность учреждений дополнительного образования детей, детских организаций, самодеятельных объединений детей и молодёжи, объединений учащихся, воспитательная работа по месту жительства и др. Теоретические вопросы разрабатывает Научно-исследовательский институт детства Рос. детского фонда (регулярно готовит государственные доклады "Положение детей в России"), а также научно-исследовательские организации РАО.

К воспитательным учреждениям системы З.д. относятся: дома ребёнка, детские дома, семейные детские дома, детские приюты, школы-интернаты, Центры временной изоляции несовершеннолетних. Практическая работа по З.д. включает в себя социально-экономические, правовые и культурные мероприятия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)
34(2)46

ЗАЯИЦКИЙ Сергей Сергеевич (1893-1930)
— писатель. Для детей З. сочинил увлекательные пьесы: "Робин Гуд" (1925) и "Стрелок Телль" (1925), которые с успехом шли и идут на сценах детских театров. Среди произведений для детей также повести "Морской волчонок" (1926), "Африканский гость" (1927) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358)
Ч426.21,6(2)315.8-Заяицкий

ЗВЕРЕВ Иван Дмитриевич (1918-2001)
— педагог, действительный член РАО (1992; действительный член АПН СССР с 1971), д-р педагогических наук (1965), профессор (1967). С 1937 работал учителем средней школы, с 1954 в НИИ педагогики АПН РСФСР (Ленинград), с 1960 в ЛГПИ им. А.И. Герцена (с 1966 проректор). В 1968-81 академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик, в 1981-89 вице-президент АПН СССР. С 1972 руководил лабораторией экологического образования НИИ СИМО АПН. Разрабатывал дидактические проблемы содержания, методов и средств обучения, методику преподавания биологии в школе. В кн. "Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены в средней школе" (1971) выявил типы и динамику связей отдельных элементов системы обучения в целостной структуре учебного предмета. З. - инициатор и организатор первой исследовательской лаборатории при АПН по педагогическим проблемам экологического образования. Его труды "Экология в школьном обучении. Новый аспект образования" (1980), "Экологическое образование школьников" (1983; в соавторстве) и другие определили новый взгляд на экологическое образование, обосновали необходимость его междисциплинарной основы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 358-359)
Ч33(2)7-8

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ обучения грамоте
— разработан в Западной Европе Ф. Дистервегом, К. Фогелем и др., в России - К.Д. Ушинским. В его основе различение гласных и согласных в словах и их обозначение буквами. К чтению переходили на основе звукового анализа слов и их записи: письмо-анализ предпосылалось чтению-синтезу. Современный аналитико-синтетический способ обучения грамоте, усовершенствованный В.И. Водовозовым, Н.Ф. Бунаковым, Д.И. Тихомировым, С.П. Редозубовым, А.И. Воскресенской и другими, отличается тщательно разработанными приёмами звукового анализа и синтеза.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)
Ч426.131(2)02-255.1

ЗВУКОВОЙ СПОСОБ обучения грамоте
— основан на изучении звуков речи и их письменных обозначений - букв. Разработан немецким педагогом Г. Стефани (начало 19 в.), определившим понятия "звук", "буква", "название буквы". Он использовал приём "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространён Н.А. Корфом; он ввёл также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе. З.с. способствовал сокращению срока обучения грамоте до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес.

Переходным к З.с. считается способ Л.Н. Толстого, отрицавшего искусственное произношение отдельных звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги. Одновременное обучение чтению и письму сближает этот способ обучения грамоте со звуковым аналитико-синтетическим способом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)

См. также История образования в России

Ч426.131(2)02-255.1

ЗВЯГИНЦЕВ Евгений Алексеевич (1869-1945)
— краевед-методист, деятель народного образования России. Редактор отдела учебников в издательстве И.Д. Сытина (с 1909). Автор работ по вопросам педагогики, истории и статистики народного образования; школоведения, внешкольного образования, истории Москвы; составитель учебников, учебных и методических пособий для начальной школы по арифметике, чтению, истории. В методических работах по краеведению обосновал метод "локализации", т.е. широкое использование местного материала на всех этапах обучения и воспитания; лишь в старших классах предлагал изучение особого предмета - краеведения (родиноведения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч426.32г(2)

ЗДОРОВЬЕ детей
— состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения определяет З. как состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Различают З. индивидуальное и З. населения как статистическое понятие, которое применительно к детям и подросткам определяется по следующим показателям: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс З., процент часто и длительно болеющих детей, распространённость и структура заболеваемости, процент детей с нормальным физическим развитием, распределение по группам З.

Данные, отражающие общую заболеваемость (распространённость всех заболеваний - острых и хронических), получают на основе анализа обращаемости за медицинской помощью (записи в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров в образовательных учреждениях. Показатель общей заболеваемости изменяется в зависимости от возраста детей и условий воспитания. Он наиболее высок среди детей 2-3 лет, затем постепенно снижается и снова возрастает с поступлением ребёнка в школу и в период полового созревания. Первые два "пика" общей заболеваемости объясняются снижением общей и иммунной реактивности детского организма, связанным с моментами адаптации при поступлении в дошкольные учреждения и школу. Рост заболеваемости в подростковом возрасте связан с бурной нейроэндокринной перестройкой организма или, по мнению некоторых специалистов, с неравномерным созреванием морфофизиологических структур организма в результате акселерации.

Индекс З. - количество детей, ни разу не обращавшихся к врачу в течение года. Он возрастает в 2 раза от 1-го (примерно 12%) к 8-му (25%) классу; за это же время более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих.

Анализ общей заболеваемости включает установление её структуры - выявление места, которое занимает та и или иная группа заболеваний в различные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы, в период от 1 года до 17 лет - болезни органов дыхания. Второе место от 1 года до 10 лет занимают детские инфекции, от 11 до 17 лет - травмы и отравления. Болезни органов пищеварения в 7-10 лет перемещаются с третьего места на пятое к 11-14 годам. К концу учебного года увеличивается распространение близорукости, нарушений осанки, заболеваний уха, горла и носа.

Выделяют 5 т.н. групп З.: 1-я - здоровые дети, 2-я - практически здоровые, 3-я и 4-я - больные в разной степени проявления и компенсации болезни, 5-я - дети с тяжёлыми хроническими заболеваниями. К концу школьного обучения возрастает количество детей 3-й и 4-й групп за счёт сокращения 1-й и 2-й групп. Дети 1-4-й групп обучаются в массовых образовательных учреждениях, дети из 5-й группы - в учреждениях санаторного типа.

Состояние З. и его динамика в течение учебного года и ряда лет - надёжный критерий, оценивающий соответствие величины учебной нагрузки, режима образовательного учреждения, режима дня, условий семейного воспитания и экологических и социальных факторов морфофункциональным возможностям учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95-96)

ЗЕЕР Эвальд Фридрихович (р. 1938)
— д-р психологических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (2001; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой психологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗЕЙДЕЛЬ (Seidel) РОБЕРТ (1850-1933)
— швейцарский педагог, литератор, общественный деятель. Один из теоретиков трудовой школы. Задачу трудовой школы видел прежде всего в воспитании у детей навыков ремесленного и сельскохозяйственного труда. Пытался разработать систему пролетарской педагогики, однако практически лишь провозгласил превращение школ в "трудовые объединения". Один из инициаторов разработки социальной педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(4Ш)

ЗЕЛЕНКО Александр Устинович (1871-1953)
— педагог, архитектор, деятель внешкольного образования. В 1905 вместе с С.Т. Шацким и Л.К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлкове (Московская область); затем первый в России клуб для детей. З. создал проект и руководил строительством здания для клуба (позже Дом пионеров и школьников, в Вадковском переулке в Москве). В 1906 вместе с Шацким создал общество "Сетлемент". По проектам З. построено много школ в Саратовской губернии.

После 1917 вёл научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и АПН. Одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2)7-8

ЗЕМЛЕР (Semler) КРИСТОФ (1669-1740)
— немецкий педагог, один из теоретиков реального образования. Открыл в Германии несколько школ, сочетавших общеобразовательную подготовку с обучением различным ремёслам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(4Ф)

ЗЕМСТВА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
— Земства - органы местного самоуправления в России; созданы в 1864. Губернские и уездные управы действовали в 34, а к 1914 в 43 (из 60) губерниях. В сфере образования осн. направлением деятельности земств была подготовка учителей для начальных школ (организация учительских семинарий, летних курсов, учительских съездов и др.). В 1869-73 на средства земств осн. 12 учительских семинарий. С 1875 строго регламентировалась организация летних учительских курсов, а с 1885 запрещались учительские съезды. Курсы и съезды возобновились только в конце 90-х гг. (в 1897-1902 создано 60 курсов). Их организаторами были Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.П. Острогорский, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, И.Н. Ульянов и др. К началу 20 в. жалованье учителям начальных школ почти полностью выплачивалось земствами. Земские школы фактически руководились губернскими и уездными управами, по положению о народных училищах 1874 в училищный совет входили 2 представителя от земств. Земские школы отличались высоким уровнем преподавания.

Создавались также профессиональные начальные учебные заведения - ремесленно-промышленные и учебно-показательные мастерские и сельскохозяйственные земские школы. В 1884- 1903 открыто 49 сельскохозяйственных школ с 3-годичным сроком обучения. К 1916 в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и 24 показательных завода (отрасли кустарной промышленности и местные промыслы). Открывались также средние специальные учебные заведения (сельскохозяйственное, медицинское, ветеринарное, педагогическое). 26 губернских и 123 уездных земства ассигновывали средства на профессиональное образование (в 1910 - 3,1 млн. руб., или 13% всех отчислений). Наилучших результатов достигли Вятское, Полтавское, Московское, Пермское (в 1911 содержало 10 низших ремесленных школ, 11 учебных мастерских, 9 ремесленных отделений при начальных школах) земства. Известным было Владимирское земское ремесленное училище с 5-летним сроком обучения, возглавлявшееся Д.К. Советкиным. Земства осуществляли активную просветительскую деятельность: открывали воскресные школы, повторительные классы для взрослых, библиотеки-читальни, музеи кустарных промыслов и др. Опыт земских школ был использован в проекте организации всеобщего обучения (1908). В 1918 земские профессиональные учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса, частично ликвидированы за их "ремесленную направленность" или преобразованы в различные типы единой трудовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 96)

См. также История образования в России, Начальное образование, Съезды педагогические, Церковно-приходские школы

Ч424(28)712

ЗЕМЦОВА Мария Ивановна (1903-1994)
— тифлопедагог, д-р педагогических наук (1958). С 1952 в НИИ дефектологии АПН СССР. Под руководством и при участии З. разработаны научные основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Труды по психолого-педагогическому изучению слепых и слабовидящих детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч433.3

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962)
— философ и богослов, теоретик и историк педагогики, один из крупнейших деятелей русской эмиграции. С 1915 профессор Киевского университета; директор Киевского Фребелевского института дошкольного воспитания; председатель Киевского религиозно-философского и Фребелевского обществ. В 1919 министр культуры и вероисповеданий в правительстве П.П. Скоропадского. Эмигрировал в Югославию; в 1920-22 профессор Белградского университета. С 1922 в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей (1923-27), организатор педагогических съездов и совещаний; один из основателей Русского педагогического института им. Я.А. Коменского. Возглавлял (1923-60) Русское студенческое христианское движение. С 1927 профессор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже (руководил Религиозно-педагогическим кабинетом). В 1942 принял сан священника.

В юности увлекался идеями Вл. Соловьёва и Л. Лопатина, затем пришёл к христианской антропологии и философии. В русле традиций русской религиозной философии обосновывал православную педагогику "духовного устроения". Создал направление русской православной педагогики за рубежом. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Автор "Истории русской педагогики в XX в." (1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2)7-8

ЗИЗАНИЙ (Зизаний Тустановский) Лаврентий Иванович (? - ок. 1634)
— украинский и белорусский просветитель, переводчик, учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. С 1619 редактор и переводчик Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы. Автор печатной азбуки (Вильно, 1596) с рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. Скорины), "Грамматики словенской" (1596), "Катехизиса" (1627).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2Ук)
Ч33(2Б)

ЗИККИНГЕР (Sickinger) ЙОЗЕФ АНТОН (1858-1930)
— немецкий педагог. В 1895-1923 школьный советник в Мангейме, где осуществил реформу городских школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия учебной нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)

См. также Мангеймская школьная система

Ч33(4Ф)

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна (р. 1931)
— д-р психологических наук (1974), профессор (1976), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович (р. 1931)
— д-р психологических наук (1967), профессор (1969), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗИНЧЕНКО Пётр Иванович (1903-1969)
— психолог, д-р педагогических наук (1959), профессор (1960). Один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. З. развил применительно к памяти принцип единства сознания и деятельности, указав на возможность управления её развитием в процессе обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)
Ч33(2)7-8

ЗЛО
— основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения, деятельность людей и т.п.). Понятие морального З. определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Оно относится ко всему, что возникает в результате сознательных усилий субъекта и его произвольного выбора. Субъективная характеристика морального З. - вменяемость как способность контролировать свои действия, отвечать за них. С формальной стороны как З. квалифицируется деятельность, противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счёте - идеалу); с содержательной - та, которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего субъекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания, ведёт к деградации. Как противоположность добру моральное З. подрывает основы творческого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей. Через понятие морального З. культура (а) указывает человеку на опасность его собственной активности, полагая источник разрушения не во внешней действительности, а в самом субъекте, т.е. научает критически относиться к себе, (б) предостерегает от обособления и дисгармонии отдельных способностей личности, ориентирует на собранность и сосредоточение.

Понятие морального З. выделяется постепенно из комплекса негативных оценок, в котором оно сплавлено со З. физическим и социальным. Исходной формой негативной оценки выступают переживания боли, страдания и производные от них эмоции страха, гнева и т.п., в которых человеку представлены деструктивные аспекты реальности. Воображение придаёт этим переживаниям предметную форму, связывая их с образами огня и грязи или персонифицируя в чудовищных демонических существах. З. осмысляется синтетически - через тотальные образы, вбирающие в себя все виды разрушения и вреда (например, сатана в христианстве), и аналитически - через разложение целостной индивидуальности на отдельные качества - пороки. Язык фиксировал результаты осмысления в инвективной (бранной) лексике, искусство - в художественных образах. В ходе культурного развития выяснялись причины возникновения деструктивных явлений, степень их опасности, способы нейтрализации.

Выделяют различные планы в общем понятии З.: космический (вселенское З., понимаемое как безличный хаос, угрожающий мировому порядку, враждебная человеку духовная сущность, вызывающая природные катаклизмы), социальный (облик общественной силы - слоя, группы, личности, противопоставляющей себя целому и разлагающей его), человеческий (как дисгармония телесных, душевных или духовных качеств). В религии и философской этике данные планы совмещены.

В понятии морального З. акцентируется деструктивная активность субъекта по отношению к иерархическому нравственному порядку взаимоотношений людей, который складывается в любом обществе, наделяя каждого человека определённым уровнем ценности, достоинства. Одной из самых очевидных форм морального З. выступает сознательное унижение человека. В соответствии с этим осн. поведенческими проявлениями морального З. считаются насилие и обман, к которым сводится нравственное содержание большинства религиозных заповедей. В Декалоге запрещаются убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, зависть; в Новом Завете - все формы насилия, к тому же акцент переносится с негативных деяний на враждебные помыслы в отношении человека. Буддизм безоговорочно отвергает ложь и осуждает насилие не только над человеком, но и над живым существом вообще. Светские системы морали оценивают как З. эгоистическое самоутверждение и конформизм, цинизм и лицемерие, человеконенавистничество и пр.

Этика рекомендует спектр различных способов практического отношения к З. - от пассивного неприятия до активной борьбы. Особую проблему составляет возможность временного сотрудничества со З. Абсолютизация предметных результатов по принципу "цель оправдывает средства" граничит с прямой апологией морального З. Умеренный этический пробабилизм (способ суждения, обосновывающий моральную беспринципность) исповедует принцип "меньшего З.", оправдывает неблаговидные поступки.

Своеобразным итогом исторического развития этики является убеждение, что гл. средство борьбы со З. - нравственное совершенствование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 96-97)

ЗНАМЕНСКАЯ (Слотвинская) Анна Андреевна (1902-1967?)
— известный сургутский учитель русского языка и литературы, преподавала также химию и математику, вела драматический кружок.
(Модернизация системы образования в парадигме личностно-ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2003. С. 4-9, 10-16)
Ч33(2Р)7-8Знаменская

ЗНАМЕНСКИЙ Аркадий Степанович (1898-1982)
— известный сургутский педагог и просветитель, учитель математики, физики. Вместе с Знаменской А.А. воплощал идею о личностно ориентированном педагогическом процессе
(Модернизация системы образования в парадигме личностно-ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2003. С. 4-9)
(Мониторинг как условия реализации личностно ориентированного педагогического процесса. - Сургут, 2004.)
Ч33(2Р)7-8Знаменский А.С.
Ч421.2

ЗНАМЕНСКИЙ Пётр Алексеевич (1878-1968)
— педагог, физик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), д-р педагогических наук (1938). Труды по методике преподавания физики в средней школе и её истории, по вопросам оборудования физического кабинета, постановки практических занятий, связи физики с математикой и химией, взаимосвязи общего образования с политехническим и профессиональным обучением. Автор учебников и учебных пособий для средней школы и педагогических вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2)7-8

"Знание", издательство
— государственное издательство, Москва. Детская, образовательная, учебная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

"ЗНАНИЕ", общество
— общество "Знание России", общественная научно-просветительная организация. Ведёт историю от осн. в 1947 Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний; с 1956 общество "Знание РСФСР"; с 1992 современное название. Объединяет организации соответствующего профиля во всех субъектах Рос. Федерации. Имеет издательство "Знание", лектории, дома научно-технического творчества (в Москве, С.-Петербурге и других городах) и др. Местопребывание правления - Москва.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 97)
Ч714(2)73л51

ЗОЛОТОВ Василий Андреевич (1804-1882)
— педагог, деятель народного образования. В 1832-49 содержал в Одессе частный пансион, в котором обучал с помощью новых методов по учебникам и руководствам, написанным им самим. В том числе применил звуковой способ обучения грамоте ("Русская азбука по методе Жакото", 1833), ввёл устный счёт ("Руководство к изустному исчислению"). С 1856 в С.-Петербурге. Организовал обучение по звуковому методу в начальных школах и издал свои пособия ("Русская азбука с наставлением, как должно учить", 1856; 26 изд., 1880, и др.). Значительную роль в перестройке преподавания в начальной школе сыграли его "Русская стихотворная хрестоматия" (ч. 1-2, 1829), книги для народного чтения и учебник арифметики и др. З. положил начало подготовке сельских учителей из крестьян, воспитанников удельного земледельческого училища (1857), участвовал в создании учительской семинарии при Воспитательном доме (1864-70). Проводил первые в России народные чтения (по астрономии в С.-Петербурге, 1859-60; по русской истории в Одессе, 1871-72). С 1861 член Петербургского комитета грамотности (золотая медаль комитета, 1874).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2)47

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
— одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, осн. принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин "З.п." закрепился с конца 1 в.

Первые упоминания о З.п. содержатся в "Махабхарате", в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера и Геродота. В Библии З.п. упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. Евангельская формулировка З.п. считается наиболее полной и адекватной. В Коране З.п. не зафиксировано, но оно встречается в "Сунне" как одно из изречений Мухаммеда.

З.п. и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона. З.п. -это формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки ("поступайте и вы", "того и сам не делай"), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий ("как вы хотите", "чего в другом не любишь"). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). З.п. предлагает способ, с помощью которого он это может установить. Норма может считаться всеобщей, если субъект действия готов признать её и в том случае, если другие будут применять её по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого (других) поставить на своё собственное место. З.п. можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами в их взаимоприемлемости для обеих сторон. Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 97)
Ч313.52

"Золотой петушок"
— негосударственная образовательная организация, Москва. Детская, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
— расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским. З.б.р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на З.б.р., что характеризует высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения (см.Доступность обучения).

З.б.р. даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также одновременно с этим З.б.р. составляет то, что Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте З.б.р. может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. З.б.р. может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 97)

ЗПР
см. Задержка психического развития

ЗРЕНИЕ
— процесс восприятия внешнего мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Орган З. - глаз. Глаз человека наделён способностью воспринимать световые волны в диапазоне от 360 до 760 нм (ультрафиолетовые и инфракрасные лучи зрительных ощущений не вызывают). Лучи света от рассматриваемых предметов, попадая в глаз, преломляются в его прозрачных средах, действуют на сетчатку. В результате сложного фотохимического процесса в сетчатке возникает нервное возбуждение, которое в виде нервных импульсов передаётся по зрительному нерву в корковый центр З., расположенный в затылочных долях мозга. В зрительном центре световые раздражения, идущие от предметов внешнего мира, воспринимаются как определённые образы. Т.о., зрительный акт осуществляется деятельностью всего зрительного анализатора, включающего глаз, зрительный нерв и зрительный центр. Оптические свойства глаза в значительной степени зависят от кривизны хрусталика. Способность хрусталика изменять свою форму называется аккомодацией. Преломляющая способность глаза при покое аккомодации (при максимально уплощённом хрусталике) называется рефракцией. Различают рефракцию соразмерную (параллельные лучи, идущие от предметов, пересекаются на сетчатке), близорукую (лучи пересекаются впереди сетчатки) и дальнозоркую (лучи пересекаются позади сетчатки). Соответственно, близорукий глаз видит ближние предметы отчётливее дальних, а дальнозоркий наоборот. Глаз человека обладает огромным диапазоном восприятия - от способности видеть едва заметные раздражители до весьма мощных. Чем слабее свет, воспринимаемый глазом, тем выше его световая чувствительность. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной интенсивности называется сенсорной адаптацией. Нормальное совместное З. обоими глазами обеспечивает чёткое объёмное восприятие рассматриваемого предмета и правильное отделение его местоположения в пространстве. Часть пространства, видимая неподвижным взглядом (всей сетчаткой), называется полем З. Всё пространство, которое может быть воспринято глазом при его движениях (при неподвижной голове), называется полем взора. Естественно, что поле взора больше, чем поле З.

Кроме способности светоощущения глаз наделён способностью ощущать цвет (т.н. цветовое З.). Предполагают, что в глазу имеется 3 цветовоспринимающих элемента, из которых одни способны воспринимать красный цвет, другие - зелёный и третьи - фиолетовый. Различное сочетание этих трёх цветов в зависимости от степени возбуждения цветовоспринимающих элементов составляет многообразную гамму цветовых восприятий человека. Одновременное раздражение всех трёх элементов в определённой степени и даёт ощущение белого цвета (т.н. трёхкомпонентная теория цветового З.).

Нарушения зрения: слепота, остаточное зрение, слабовидение, косоглазие. Преобладающей причиной нарушений З. является врождённая патология глаз, которая возникает вследствие различных заболеваний матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, хронические болезни, а также алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Большое значение имеет наследственность, обусловливающая появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Одной из распространённых причин снижения З. являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Обучение детей с нарушениями З. ведётся на основе развития компенсаторных процессов и коррекции отклонений в развитии, непосредственного ознакомления с предметами и процессами окружающей жизни. Для детей с тяжёлыми нарушениями З. учебники массовой школы издаются рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля. Большая роль отводится специальным наглядным средствам, рельефным дидактическим пособиям, тифлотехническим (см.Тифлотехника), аудиовизуальным средствам обучения. Разработана система коррекционных медико-психолого-педагогических мероприятий для развития, активизации и учреждения зрительных функций и зрительного восприятия детей.

Занятия ведутся по развитию З., лечебной физкультуре, социальной адаптации, ритмике, логопедии, расширен круг факультативных занятий.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения. Входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ; лечение и оказание общей медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения. Комплектование всех типов учреждений проводится на основе заключения медико-педагогической комиссии.

Дошкольные учреждения для слепых детей (ДУСД): детские дома для слепых детей от 3 до 7 лет, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей одиноких матерей и другие; группы для слепых детей при детских садах для детей, страдающих различными нарушениями З. с остротой З. на лучше видящем глазу с коррекцией не выше 0,04.

Дошкольные группы при школах для слепых детей 6- 7 лет (с остротой З. не выше 0,04).

Детские сады для слабовидящих детей (ДССД) дошкольного возраста (от 2 до 7 лет), страдающих различными нарушениями З. с остротой центрального З. на лучше видящем глазу с коррекцией в пределах от 0,05 до 0,4 в зависимости от состояния других зрительных функций, формы, течения патологического процесса со слабовидящими дошкольниками.

Детские сады для детей с косоглазием и амблиопией (ДСДКА). Работают по программам воспитания в детских садах с учётом специфического развития детей с нарушением З.

Коррекционные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей (ШС) с 6 до 18 лет, имеющих тотальную слепоту или остаточное З. (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией. При наличии дополнительных зрительных нарушений - сужение поля З. до 10 градусов, незавершённых патологических процессов, ведущих к слепоте, в ШС принимаются дети с остротой З. до 0,08. Функционируют два типа ШС: 10-летняя общеобразовательная школа и средняя 12-летняя. Имеется подготовительный класс, а также дошкольные отделения и одногодичные группы при школах слепых, обеспечивающие подготовку слепых детей к школьному обучению, а также создаются вспомогательные классы для слепых умственно отсталых детей. Наполняемость классов - 12 человек, во вспомогательных группах 5-7 человек.

В ШС учащиеся получают общее среднее образование в объёме массовой школы, приобретают трудовую подготовку и опыт социального общения для интеграции в общество. Сроки обучения удлиняются на 2 года. Специальные программы разработаны для начальных классов и по ряду дисциплин (физкультура, пение и музыка, тифлографика, черчение). Проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции недостатков развития, по лечебной физкультуре, ритмике, логопедии, развитию остаточного З., ориентированию в пространстве, социальной адаптации и др.

Коррекционные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей (ШСВ) с 6 до 18 лет, имеющих З. от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией. Функционируют два типа ШСВ: 10-летняя общеобразовательная школа и средняя 12-летняя; имеется подготовительный класс, а также дошкольные отделения и одногодичные группы при школах слабовидящих, подготавливающие детей к школе, разрешается создавать вспомогательные классы для умственно отсталых детей, обучение которых ведётся по специальным учебным планам и программам. Наполняемость классов и воспитательных групп - 12 человек. Учащиеся получают общее среднее образование в объёме массовой школы, за исключением изобразительного искусства, трудового обучения, физического воспитания, коррекционных занятий. Сроки обучения удлиняются на 2 года.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 97-98)

См. также Косоглазие, Слабовидение, Слепота, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, Тифлотехника

Ч433

ЗУБОВ Виктор Геннадиевич (1914-1982)
— педагог, физик, действительный член АПН СССР (1965), д-р физико-математических наук (1963). С 1947 на научно-педагогической работе в МГУ. С 1965 в системе АПН; вице-президент (1967-76), директор НИИ ТОП (1975-77). Автор научных трудов в области физики твёрдого тела. В 1948 создал лекторий и разработал цикл лекций для поступающих в МГУ. Один из организаторов и участник телевизионных лекций для школьников. Руководил исследованиями по проблемам политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. Разработал концепцию реализации принципа политехнизма в осн. учебных предметах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359)
Ч33(2)7-8

ЗУЕВ Василий Фёдорович (1754-1794)
— естествоиспытатель и путешественник. Автор первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории." (ч. 1-2, 1786).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 359-360)
Ч426.23г(2)

ЗУЕВ Дмитрий Дмитриевич (р. 1926)
— кандидат педагогических наук (1980), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник МГПУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ЗЫКОВ Сергей Александрович (1907-1974)
— сурдопедагог, д-р педагогических наук (1961). Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч432.3

ЗЮФЕРН (Suvern) ИОГАНН ВИЛЬГЕЛЬМ (1775-1829)
— немецкий педагог, представитель неогуманизма. В 1804 опубликовал проект реформы начальных и неполных средних учебных заведений, обобщив в нём идеи филантропистов, И.Г. Фихте и И.Г. Песталоцци. В 1809 подготовил проект реформы просвещения, в основу которого положил идеи единой школы и национального воспитания. Выступал за децентрализацию руководства школьным делом. В реформе школы видел путь обновления всей культурной жизни страны. Проект был поддержан В. Гумбольдтом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 360)
Ч34(4Ф)

© Российская национальная библиотека, 2006