11.10.201311 октября - Новинки пролетарской литературы - выставка в Отделе эстамповВ преддверии празднования 200–летия со дня открытия Российской национальной библиотеки Отдел эстампов начинает серию выставок.Первая выставка “Новинки пролетарской литературы" посвящена истории отечественного книжного дизайна и представляет более 500 экспонатов. Экспозиция основана на коллекции Эриха Голлербаха, состоящей из книжных обложек 1920–х гг. Выставка дополнена плакатами тех лет, которые пропагандировали важность книги и чтения в жизни нового общества, рекламировали разнообразную книгоиздательскую продукцию. Эрих Федорович Голлербах (1895-1942) – искусствовед, литературный и художественный критик, библиограф. В 1920 -1930-е гг. он активно публикует книги и статьи, посвященные событиям литературной и художественной жизни. Тематика работ Голлербаха широка и разнообразна: философские, литературоведческие труды, стихотворения, лирические эссе, исследования, посвященные истории гравюры и литографии в России. Всего же за 25 лет он написал более 50 книг и около 600 статей, вел большую лекционную работу, выступал с докладами в творческих и научных организациях. Страстный коллекционер, Голлербах собирал рисунки, гравюры, экслибрисы; но его главным увлечением на протяжении всей жизни была книга. Он стал одним из создателей Ленинградского общества библиофилов (ЛОБ) и был его председателем (1924–1926). Несколько лет активно сотрудничал с Научно–исследовательским институтом книговедения (1917–1933), который в 1926–1929 гг. был присоединен к Публичной библиотеке. В русле исследований института в 1928 г. состоялась выставка «Книжная обложка Ленинграда в 1927 г.», по материалам которой вышел сборник «Обложка ленинградских художников» (Л.,1928). На обсуждении этой показательной для своего времени экспозиции Голлербах сделал доклад, в котором указал главную задачу обложки – «одновременно украшать книгу и повествовать о ее содержании в той или иной синтетической форме». Голлербах уделил также внимание «систематике и морфологии» обложки, типизации ее разнообразного стилистического оформления. Выводы Голлербаха, несомненно, базировались на прекрасном знании материала, о чем свидетельствует его личная коллекция книжных обложек, переданная затем в Государственную Публичную библиотеку. Сегодня материалы, собранные Голлербахом, экспонируется на выставке Отдела эстампов, ярко и наглядно демонстрируя, прежде всего, особенности книжного репертуара 1920–х гг. с характерным для этого времени призывом «Книгу–в массы!». Огромное внимание, уделяемое государством ликвидации неграмотности, образованию и просвещению населения находит отражение в выпуске букварей и хрестоматий, в издании научно–популярных серий для взрослых и иллюстрированных книг для детей и юношества. Широко издается в это время и пропагандистская литература, посвященная значению октябрьской революции 1917 г.; выходят в свет специальные книги и брошюры, адресованные рабочему, крестьянину, комсомольцу, пионеру, красному бойцу. Организация изб–читален на селе, открытие профсоюзных, фабричных и школьных библиотек сопровождалось активным изданием русской классики, а также переводной литературы, главным образом раскрывающей темы классовой борьбы. Для сложной, переломной эпохи 1920–х гг. была характерна смена не только социальных устоев в жизни общества, но и художественно–эстетических норм в искусстве. Это можно отчетливо увидеть в особенностях книжного оформления, в работе разных по стилистической направленности мастеров–иллюстраторов. Среди них были представители старшего поколения, тяготеющие к традициям мирискусснической культуры, молодые графики, работавшие в духе конструктивизма, а также мастера, ориентирующиеся на образцы современной им европейской графики. Голлербаха связывали тесные отношения со многими, прежде всего ленинградскими, художниками книги – Б. М. Кустодиевым, В. М. Конашевичем, Л. С. Хижинским, Д. И. Митрохиным, Е. Д. Белухой и др., которым он посвятил немало книг и статей, помогал в устройстве выставок, издании каталогов. Работа в издательстве, несомненно, помогла и формированию коллекции Голлербаха, в которой представлены разнообразные по характеру обложки, при чем многие – в пробных типографских оттисках. Каждая из них интересна как генеральная, часто единственная картинка книги, как место презентации выбранного мастером художественного языка, как оригинальная комбинация шрифта и изображения. Наборная, клишированная, иллюстративная, черно–белая или многокрасочная – любая из обложек, как считал Голлербах, призвана, прежде всего, «воздействовать на читателя, привлечь потребителя книжной продукции, дать ему представление о ней». И в справедливости выводов Голлербаха, коллекционера и теоретика, часть архива которого хранится в Отделе рукописей РНБ, несомненно, убеждают экспонаты настоящей выставки, которая знакомит посетителей с редкими образцами книжного оформления. (По материалам Отдела эстампов РНБ) Пресс-служба |