РНБ Российская национальная библиотека
11.10.2013

11 октября - Новинки пролетарской литературы - выставка в Отделе эстампов

В преддверии празднования 200–летия со дня открытия Российской национальной библиотеки Отдел эстампов  начинает серию выставок.

Первая выставка “Новинки пролетарской литературы" посвящена истории отечественного книжного дизайна и представляет более 500 экспонатов. Экспозиция основана  на  коллекции  Эриха Голлербаха, состоящей  из  книжных обложек  1920–х гг.

Выставка дополнена плакатами тех лет,  которые  пропагандировали  важность книги и чтения в жизни нового общества, рекламировали  разнообразную   книгоиздательскую продукцию.

Эрих Федорович Голлербах (1895-1942) – искусствовед, литературный и художественный  критик, библиограф.  В 1920 -1930-е гг. он  активно публикует  книги и статьи, посвященные событиям литературной и художественной  жизни.  Тематика  работ  Голлербаха  широка и  разнообразна: философские, литературоведческие труды, стихотворения, лирические  эссе, исследования, посвященные истории гравюры и литографии в России. Всего же за 25 лет он  написал более 50 книг и около 600 статей, вел большую лекционную работу, выступал с докладами в творческих и научных организациях.

Страстный коллекционер, Голлербах  собирал рисунки, гравюры, экслибрисы; но его главным  увлечением на  протяжении  всей  жизни  была  книга. Он  стал одним из  создателей  Ленинградского общества  библиофилов (ЛОБ) и был его  председателем (1924–1926). Несколько лет  активно сотрудничал  с  Научно–исследовательским   институтом  книговедения (1917–1933),  который  в 1926–1929 гг.  был  присоединен  к  Публичной  библиотеке. В русле  исследований  института  в  1928 г.  состоялась   выставка «Книжная  обложка  Ленинграда  в  1927 г.», по  материалам  которой  вышел  сборник «Обложка  ленинградских  художников» (Л.,1928). На обсуждении  этой  показательной для  своего времени   экспозиции   Голлербах  сделал  доклад, в  котором  указал  главную  задачу обложки – «одновременно  украшать книгу  и  повествовать о ее содержании  в той  или  иной синтетической  форме». Голлербах   уделил  также  внимание  «систематике и морфологии» обложки,  типизации  ее разнообразного  стилистического  оформления.  Выводы  Голлербаха, несомненно,   базировались  на  прекрасном  знании  материала, о чем  свидетельствует  его личная  коллекция  книжных обложек, переданная  затем  в  Государственную Публичную библиотеку.

Сегодня  материалы, собранные  Голлербахом,  экспонируется   на   выставке  Отдела эстампов,  ярко  и  наглядно  демонстрируя,  прежде  всего, особенности  книжного  репертуара  1920–х гг. с характерным  для  этого  времени  призывом  «Книгу–в массы!». Огромное  внимание, уделяемое  государством  ликвидации  неграмотности, образованию и  просвещению населения  находит  отражение  в  выпуске  букварей  и  хрестоматий, в издании  научно–популярных  серий  для  взрослых  и  иллюстрированных  книг для детей и юношества. Широко издается  в  это  время  и  пропагандистская  литература, посвященная  значению октябрьской  революции  1917 г.;  выходят в свет  специальные  книги  и брошюры,  адресованные  рабочему, крестьянину, комсомольцу, пионеру,  красному  бойцу. Организация  изб–читален  на селе, открытие  профсоюзных, фабричных и  школьных библиотек сопровождалось  активным  изданием  русской  классики, а также  переводной  литературы, главным  образом  раскрывающей   темы  классовой борьбы. 

Для сложной,  переломной эпохи 1920–х гг. была  характерна  смена  не  только социальных  устоев  в  жизни  общества, но  и  художественно–эстетических  норм  в  искусстве. Это  можно  отчетливо  увидеть   в  особенностях  книжного оформления,  в  работе  разных  по  стилистической  направленности  мастеров–иллюстраторов. Среди них  были   представители  старшего поколения, тяготеющие  к традициям  мирискусснической  культуры,  молодые  графики,  работавшие  в  духе  конструктивизма, а также  мастера, ориентирующиеся  на   образцы  современной  им  европейской   графики.

Голлербаха  связывали тесные отношения со многими, прежде всего ленинградскими,  художниками  книги – Б. М. Кустодиевым, В. М. Конашевичем, Л. С. Хижинским, Д. И. Митрохиным, Е. Д. Белухой  и др., которым он  посвятил  немало книг и статей, помогал  в устройстве выставок, издании каталогов.

Работа  в  издательстве, несомненно, помогла  и  формированию  коллекции Голлербаха, в которой   представлены  разнообразные по характеру обложки, при чем  многие – в  пробных типографских оттисках. Каждая  из  них  интересна как генеральная, часто единственная  картинка  книги, как  место презентации выбранного мастером  художественного  языка, как  оригинальная  комбинация  шрифта  и  изображения. Наборная, клишированная, иллюстративная, черно–белая  или многокрасочная – любая  из обложек, как  считал  Голлербах, призвана,  прежде всего,  «воздействовать  на  читателя,  привлечь  потребителя  книжной  продукции, дать ему представление о  ней». И  в справедливости  выводов  Голлербаха, коллекционера и теоретика, часть архива которого хранится  в Отделе  рукописей  РНБ, несомненно,  убеждают  экспонаты  настоящей выставки, которая знакомит  посетителей с  редкими  образцами   книжного оформления.

(По материалам Отдела эстампов РНБ)


Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ Новости РНБ


Пресс-служба

 

 

Архив новостей:

2017 год
2016 год

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант