05.06.2009КонкурсЦентр чтения РНБ совместно с Секцией по чтению РБА в содружестве с партнерскими организациями объявляют о проведении Всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры».Секция по чтению Российской библиотечной ассоциации совместно с Центром чтения Российской национальной библиотеки в содружестве с партнерскими организациями объявляет о проведении Всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры». Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику работы российских библиотек. За последние годы возникли проекты, направленные на создание собственной видеопродукции. Так, в 2006 г. МЦБС имени М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга создала фильм-репортаж «Время читать! Или следствие ведут библиотекари». Этот фильм получил широкое распространение в профессиональной среде, демонстрировался на многих крупных совещаниях и конференциях, используется как учебное и информационное пособие, и вызвал волну подобных проектов. Так, созданы фильмы в рамках проекта «Год библиотек» в Курской области, по итогам Года чтения в Челябинской области – «Челябинск читающий», по итогам акции «Большое чтение» в Саратовской области. Ведется работа над видеофильмом «Читающая Орловщина». Ряд фильмов, посвященных продвижению чтения, создан библиотеками Москвы. Появились видеоролики, посвященные библиотекам, например, мультимедийный видеоролик «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», созданный в 2007 г., подчеркивает масштабность проекта и позволяет говорить о «Библиотеке Президента» как о национальном информационном портале. В последние годы библиотеки все чаще не только заказывают, но и создают видеоролики самостоятельно. Роликов, посвященных разным аспектам библиотечной деятельности, создано уже довольно много. Их количество позволяет классифицировать продукты по тематике, целевому назначению. Весомый блок составляют и видеоролики, посвященные продвижению книги и чтения. Созданная библиотеками продукция охватывает как комплексные проекты и акции, так и отдельные мероприятия, в т.ч. растет количество рекламных видеороликов. Например, еще в 2006 г. Кемеровская ОНБ создала видеоролик, посвящённый кузбасской акции «Подари книгу сельской библиотеке». Видеоролики выставлены в библиотечных блогах, например, в блоге «Библиотекари Беларуси» есть раздел «Видеоролики о любви к библиотеке». Появились статьи и материалы, в которых даются методические и практические рекомендации по их созданию. Демонстрация фильмов и роликов входит в практику проведения профессиональных библиотечных мероприятий различного уровня. Мультимедийные презентации (созданные с использованием технологии Flash или при помощи Microsoft Power Point) – один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов представления информации. Это продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты. Это соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения. Таких продуктов в библиотечной практике разработано много. Среди наиболее ярких примеров – презентация, созданная Мурманским региональным центром чтения «Открытая книга» совместно с мурманской рэп-группой «Dam-k-rad». По итогам фестиваля «Арсеньев читает «Дерсу Узала», прошедшего в 2008 г. в г. Арсеньеве Приморского края, создана одноименная слайд-презентация. Тема использования мультимедийных презентаций в мероприятиях библиотек получает все большее осмысление библиотечными специалистами. В ЦБС Сормовского района г. Нижнего Новгорода проведен хит-парад мультимедийных презентаций «Модные книги читаемых авторов». Активно используют мультимедийные презентации литературного характера в своей работе педагоги, прежде всего, учителя-словесники. Воспользоваться этими разработками библиотекари могут, например, обратившись к Интернет-порталу «Открытый класс» (Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/24480). Более того, педагоги сами стремятся к контактам с библиотеками, предлагая свои услуги и разработки. Симптоматично, что на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА-2009 в Вологде на секции школьных библиотек был прочитан доклад доцента Вологодского института развития образования О.А. Маркевич «Мультимедийная презентация как способ продвижения чтения». Познакомиться с ним можно на странице секции по чтению на сайте РБА. Важным направлением деятельности библиотек является проведение конкурсов творческих работ среди населения, направленных на создание видеопродукции в поддержку чтения. Так, в 2006 г. Новосибирская ОЮБ провела областной конкурс социальной рекламы чтения «Читать престижно!», направленного на привлечение молодых людей к продвижению чтения в молодежной среде. Участникам конкурса в возрасте от 14 до 30 лет было предложено создать видеоролик, сценарий аудиоролика, макет баннера, электронную видеопрезентацию обращенные к молодежной аудитории и создающие привлекательный имидж чтения и «человека читающего». В 2007 г. в Чувашской Республике (Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека) был проведен Республиканский конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Любимые книги моей семьи». В результате были определены лучший видеоролик, рекламный плакат, а также читающая семья. В 2009 г. Самарская областная универсальная научная библиотека проводит конкурсе социальной рекламы «Время читать», среди номинаций которого – сценарии видеороликов. Массив накопленного опыта и актуальность работы позволяют поставить вопрос о необходимости осмысления достигнутого, выборе ориентиров и определении тенденций дальнейшего развития. Организаторы конкурса приглашают библиотеки всех типов и видов, библиотечные общества и ассоциации принять в нем участие, представив как уже созданные продукты, так и создав новые. Организаторы приглашают к сотрудничеству в качестве партнеров конкурса центральные библиотеки субъектов РФ, региональные библиотечные общества и ассоциации. Мы хотели бы с помощью партнеров активизировать библиотечное сообщество в деле создания и представления визуальной продукции на конкурс; региональные партнеры могут проводить собственные локальные конкурсы по выявлению лучших работ и направлять их на всероссийский конкурс. Организаторы будут рады, если к проекту присоединятся любые организации, желающие стать спонсорами конкурса. Это позволит достойно наградить его победителей и лауреатов. Информационную поддержку конкурсу оказывает журнал «Библиотечное дело». Лучшие конкурсные работы будут представлены участникам библиотечного конгресса - XV ежегодной конференции РБА в Томске. В сентябре 2010 года фестиваль библиотечных проектов «Осень в Михайловском» будет посвящен теме «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения», куда приглашаются участники и победители конкурса. Положение О Всероссийском конкурсе «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» Общие положения Конкурс проводится Российской библиотечной ассоциацией (секция по чтению РБА) совместно с Российской национальной библиотекой (Центр чтения РНБ). Партнерами конкурса выступают: Некоммерческий Фонд «Пушкинская библиотека», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Издательская группа «ГРАНД-ФАИР», Псковская областная универсальная научная библиотека, Библиотечная ассоциация республики Карелия, «Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино», ЦГПБ им. В.В. Маяковского г.Санкт-Петербурга, журнал «Библиотечное дело». Секция по чтению РБА совместно с Центром чтения РНБ при участии партнеров создают Оргкомитет (май 2009 г.), который осуществляет комплекс работ по проведению Конкурса. Оргкомитет Конкурса действует на базе Центра чтения РНБ. Для оценки представленных работ и подведения итогов Конкурса Оргкомитет формирует Жюри, в которое включаются специалисты библиотечного дела и представители партнерских организаций. Цель Конкурса Популяризация книги и чтения с помощью средств визуальной культуры. Задачи Конкурса - активизация деятельности библиотек в сфере визуальной культуры; - раскрытие творческого потенциала библиотечных специалистов; - обмен опытом работы; - развитие социального партнерства библиотек в продвижении книги и чтения. Условия Конкурса К участию в Конкурсе допускаются работы, созданные библиотеками всех типов и видов, библиотечными обществами и ассоциациями, в том числе в партнерстве с другими учреждениями и организациями, а также работы, созданные сторонними организациями при участии библиотек или библиотечных специалистов. Работы на Конкурс представляются от имени библиотек, библиотечных обществ или ассоциаций. Номинации Конкурса 1. Видеофильмы. 2. Видеореклама (рекламные ролики и видеопрезентации). 3. Телевизионные передачи (отдельные передачи или циклы, подготовленные при участии библиотек). 4. Слайд-фильмы Критерии оценки работ: - ориентация на продвижение книги и чтения (к Конкурсу допускаются работы, посвященные деятельности библиотеки по продвижению книги и чтения, а также отражающие значимость чтения для личности и общества); - позитивный опыт использования популяризации чтения на местном и региональном уровнях в практической работе библиотек; - оригинальность художественного решения; - партнерство с местными учреждениями культуры и образования, общественными организациями, СМИ, деловыми кругами и органами власти. Требования к работам, представляемым на Конкурс: - краткое описание продукции, в котором должны быть обозначены цель и задачи ее создания, целевые группы, партнерские организации, сроки создания, направления использования; - сведения о руководителе, авторе или авторском коллективе (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, должность, место работы, контактная информация: номер телефона, факса, адрес электронной почты); - сведения об организации-заявителе (название, юридический адрес, фамилия, имя отчество руководителя, контактная информация: номера телефона, факса, адрес электронной почты); - информация о практическом использовании работы, присланной на конкурс; - конкурсная работа представляется на CD-ROM, DVD-ROM в 2 экземплярах. Сроки проведения Конкурса Конкурс проводится с июня 2009 года по май 2010 года в четыре этапа: 1 этап — представление материалов на конкурс (с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2009 г.) 2 этап — подведение итогов (январь — март 2010 г.) 3 этап — специальная церемония награждения победителей конкурса (май 2010 г., Всероссийский библиотечный конгресс РБА). 4 этап – участие победителей в фестивале «Осень в Михайловском» на тему «Медиапродукция библиотек по продвижению чтения» (сентябрь 2010 г., п. Пушкинские Горы Псковской обл.). Подведение итогов Конкурса. Награды победителям - итоги Конкурса объявляются на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА – 2010; - три лучшие работы в каждой номинации награждаются ценными призами; - авторы лучших работ примут участие в Фестивале «Осень в Михайловском» (сентябрь 2010 г., п. Пушкинские Горы Псковской обл.) за счет организаторов и партнеров Конкурса; - партнеры Конкурса вправе присуждать специальные призы работам, представленным на Конкурс. Методическое обеспечение Конкурса Организационно-методическая поддержка Конкурса на всех этапах его проведения обеспечивается Центром чтения РНБ. Работы принимаются по адресу: 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18, Центр чтения РНБ с пометкой «На конкурс «Визуальная культура». Работы не возвращаются и не рецензируются. Оргкомитет размещает информацию о ходе проведения Конкурса на web-страницах секции по чтению РБА www.rba.ru/or/comitet/30/index.html, Центра чтения РНБ www.nlr.ru/prof/reader и партнеров Конкурса. Контактный телефон: (812) 710-57-85, факс (812) 310-80-39, e-mail: consult@nlr.ru Центр чтения |