Дом Плеханова Российской национальной библиотеки (Петербург) совместно с Институтом постколониальных и межкультурных исследований Бременского университета и Российским филиалом Фонда Розы Люксембург (Берлин) провел 28-29 мая 2021 г. международную конференцию под названием "Антиимпериалистическая Роза: Теория империализма Розы Люксембург и современность". На конференции рассматривались вопросы, связанные с генезисом идей Розы Люксембург, ее соратников и последователей, касающихся проблем империализма и антиимпериализма, нашедших свое отражение в работах соответствующей направленности.
Симпозиум проходил в Доме Плеханова РНБ и очном и on line форматах.
Видеозапись первого дня работы конференции
Видеозапись второго дня работы конференции
На рубеже XX века Роза Люксембург позиционировала себя в качестве революционера и выражала протест против пересмотра принципов марксизма, получившего распространение в рядах социал-демократии, решительно выступила против сведения всех форм революционной борьбы к парламентским методам, противоборствовала тенденциям шовинизма и милитаризма внутри социал-демократического рабочего движения.
Тогда как такие ее политологические труды, как «Социальная реформа или революция?» (1899), в качестве основного марксистского принципа выделяют борьбу классов, работа «Милитаризм, война и рабочий класс» (1914) подчеркивает идею значимости пролетарского интернационализма в борьбе против империалистических войн. Дальнейшее развитие эти положения получили в книге «Кризис социал-демократии» (1916), также известной как «Брошюра Юниуса». Первая мировая война, основные военные действия которой совершались на европейских (и контролируемых европейскими участниками кампании), российских и османских территориях, не только усугубила кризис европейского рабочего марксистского движения, но и привела его в 1919 г. к расколу на два течения, социал-демократическое и коммунистическое.
С позиций интернационализма Люксембург оценивала взгляды европейских марксистов на вопросы войны и мира не только в Европе, но и их отношение к антиколониальной и антиимпериалистической борьбе, развернувшейся в Азии, Африке и обеих Америках. В 1906 г. большинство немецких социал-демократических депутатов рейхстага своими голосами поддержало дальнейшее финансовое обеспечение германского колониального правления на юге Африки, где после развязанной генералом фон Тротом политики истребления народов гереро и нама их геноцид продолжился в концлагерях, куда оставшиеся в живых были заключены. Впоследствии эта расистская политика легла в основу системы апартеида.
Роза Люксембург предостерегала от «империалистической эйфории», вновь набиравшей силу в социал-демократическом рабочем движении. Империализм и милитаризм - теоретически недостаточно разработанные или за недостаточностью времени не ставшие объектом рассмотрения в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса - явились теоретическим вызовом для марксистов начала XX века (среди которых были К. Каутский, А. Гельфанд (Парвус), К. Радек и В.И. Ленин).
Роза Люксембург уделила серьезное внимание вопросам возникновения империализма в работе «Накоплении капитала» (1913) - исследовании, которое можно рассматривать как теоретическое углубление и уточнение анализа капитализма, проделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Сформулированные Р. Люксембург выводы были доказаны в конце XX - начале XXI века не только мировой практикой эволюции капитализма, но и получили дальнейшее развитие в теориях зависимости, неравноправного обмена и мир-системного анализа, предложенных Андре Гундера Франком, Иммануилом Валлерстайном, Самиром Амином, Ю. И. Семёновым и другими исследователями. В настоящее время появляются новые идеи в исследованиях, касающихся пост- и антиколониального, анти-имперского развития.
Первые попытки разорвать бесчеловечный круг выявленных отношений были предприняты революциями, прокатившимися почти по всем континентам во время Первой мировой войны 1914-1918 года, и продолжились по окончании Второй мировой войны 1939-1945 гг. Предварительным, хотя и не конца успешным итогом осуществленных усилий, стало появление различных форм межрегиональной и международной солидарности, таких как Движение неприсоединения, «Глобальный Юг», объединивший развивающиеся страны Южного полушария, антиимпериалистические освободительные движения в Азии, Африке и Северной и Южной Америке, международных экономических и культурных объединений в формате СЭВ - Совета экономической взаимопомощи, что наглядно продемонстрировало возможность организации человеческого сообщества на сформулированных Марксом принципах добра и справедливости, то есть человечности. Они же подтвердили политико-философские выводы Р. Люксембург о том, что для изменения человека и окружающего его мира необходимы «познание, воля и действие, спаянные в одно неразрывное целое».
Исследователи приняли участие в обсуждении проблем исторического развития и вклада Розы Люксембург в теорию и практику социально-экономического преобразования мира:
Роза Люксембург об Индии, Турции (Османская империя) и Алжире
Роза Люксембург о порабощении и Хлопковом поясе
Роза Люксембург об Африке, Азии и Америке (исторический образ, источники и т.д.)
Капитализм: свободный, принудительный и порабощенный труд
Определение Р. Люксембург понятия «партия» и форм сопротивления
Империализм и милитаризм: производительные или деструктивные силы?
От флотилий и железных дорог к космосу и цифровому империализму
Империалистические войны вчера и сегодня
Империализм, «Естественная экономика», «Захват земель»
«Капитал» Маркса-Энгельса: вклад Розы Люксембург в новое понимание выдвинутых положений.
Кризис производства, воспроизводство и обращение капитала: приемлемое объяснение империализма?
Империализм, классовое и антиимпериалистическое сопротивление
Социализм или варварство?
Хроника научных дискуссий // Коммунист Ленинграда. - 2021. - 3(141). - С. 27.