Летние новинки. Юмористические журналы.

Электронная библиотека РНБ пополнилась красочными юмористическими журналами, охватывающими период с 1913 по 1920-е годы.

Дореволюционные юмористические журналы представлены еженедельным сатирическим журналом «Новый сатирикон» (1913–1918). Редакция находилась в доме на Невском проспекте, 88. Этот дом славился тем, что под его крышей размещалось множество литературно-издательских организаций: издательство «Благо», редакция основанного З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским журнала «Новый путь», другие редакции и типографии. В доме также проходили заседания Русского литературного общества. Редактором «Нового сатирикона» стал писатель А. Т. Аверченко, ранее редактировавший журнал «Сатирикон», иллюстративной частью журнала занялись, будучи также ранее в редсоставе «Сатирикона», живописцы, мастера карикатуры и плаката А. А. Радаков, (после революции работал в журнале «Крокодил», стал одним из основателей «Окон ТАСС», ему принадлежит знаменитый плакат 1920 г. «Неграмотный — тот же слепой»), Н. В. Ремизов (псевдоним Ре-Ми), авангардист С. Ю. Судейкин, художник и архитектор, автор ряда промышленных и научно-исследовательских учреждений Ленинграда и области А. А. Юнгер и другие мастера, объединившиеся в Товарищество «Новый сатирикон». Среди авторов журнала — В. В. Маяковский, публиковавший на страницах издания свои стихи начиная с 1915 года, А. Грин, Л. Н. Андреев и другие. 1917 год стал для журнала годом перемен: от воодушевления событиями Февраля он перешел к едкой антибольшевистской сатире, которой были пропитаны номера, выходившие после Октября 1917 года. Коллектив журнала раскололся, часть сотрудников покинули Товарищество, некоторые вскоре эмигрировали. Летом 1918 года журнал был закрыт, последний номер датируется августом 1918 года. В советских источниках, в которых упоминался «Новый сатирикон», имя редактора Аркадия Аверченко было заменено (вероятно, намеренно) на имя А. В. Амфитеатрова1.

Похожая судьба постигла и сатирический журнал «Барабан» (1917–1918), издававшийся также Товариществом «Новый сатирикон» и поддерживающий ту же политическую и антибольшевистскую риторику. Редактором журнала был художник-график, литератор, журналист М. С. Линский, который взял на себя роль не только издателя, но и журналиста, и иллюстратора. В 1918 году, после закрытия журнала, переехал в Киев, затем в Одессу, далее эмигрировал.

Театрально-литературный сатирический журнал «Бинокль» издавался в Петрограде. Издание пережило всего два номера, однако может быть интересно театралам и музыковедам: в опубликованных материалах можно ознакомиться с хроникой культурной и театральной жизни Санкт-Петербурга и Москвы, с рецензиями на театральные постановки и другими материалами. Проникновенные рассуждения о положении театрального искусства смогут прочесть на страницах № 1 почитатели творческого таланта Фёдора Шаляпина в его статье «Искания в искусстве». Иллюстрировали журнал известный карикатурист Б.  И. Антоновский, художник, график, в будущем известный театральный художник М. П. Бобышев (Бобышов), представительница русского авангарда К. Л. Богуславская-Пуни, жена известного французского художника-авангардиста Жана Пуни и другие.

Среди юмористических журналов, выпускаемых в провинции — журнал «Курортная игла» (1914), издаваемой в Пятигорске — городе, известном своей ставшей роковой дуэлью для поэта М. Ю. Лермонтова. В журнале в юмористической манере публиковались материалы общественной, политической жизни России и Пятигорска, а также специфический юмор, пропитанный местным колоритом. В № 4 журнала приводится юмористическая версия происхождения понятия «газетная утка» как заведомо ложной сенсации2: «Что такое газетная “утка”? Откуда взялось такое название? Вот превосходная в юмористическом смысле история “газетной утки”: Издававшаяся в 1776 г. в Париже “Земледельческая газета” предложила следующий своеобразный способ ловли диких уток. Варят крупный желудь в отваре александрийского листа и травы ялапы (ночная красавица). Приготовленный таким образом желудь привязывают к тонкому, но крепкому шнурку и бросают в воду. Другой конец шнурка берут в руку и прячутся за кусты. Утка…, плавая и находя этот желудь, проглатывает его. Благодаря своему приготовлению желудь производит над уткой сильное слабительное действие, вследствие чего желудь снова появляется на поверхности воды, и снова служит приманкою для другой утки, которая тоже проглатывает его… Таким образом на одном шнурке нанизываются все утки… Рассказывают, что один судебный пристав однажды поймал таким способом 20 уток. Он уже собирался притянуть их к берегу, как утки полетели и приподняли с земли охотника. К несчастью, шнурок порвался, и судебный пристав упал на землю, переломав себе ребра. Эта чудовищная нелепость, выданная, однако ж, за факт специальным журналом, не могла не обратить на себя внимания публики в конце 18 века, и с тех пор выражение “утка” стало применяться ко всем вымышленным известиям». Сюжет данной зарисовки может быть легко проиллюстрирован случаем на охоте знаменитого барона Мюнхгаузена, когда тот подобным образом поймал несколько уток на кусок сала.

После Октября 1917 года тематика сатирических журналов претерпела значительные изменения. Страна стала первым официально-атеистическим государством, и получивший массовое распространение воинствующий атеизм нашел свое отражение во всех сферах жизни советского общества. И одним из инструментов антирелигиозной пропаганды стали сатирические журналы, наиболее известными из которых были журналы «Атеист» и «Безбожник».

Среди журналов, представленных в подборке, — издававшийся в Киеве журнал «Тиски», сатирическая направленность которого выражена в манифесте, опубликованном в передовице № 1 («Тезисы о пуске “Тисков”»): «...Управляемые мозолистой рукой, наши “Тиски” будут страшны всем изобретенным нашим врагам сложным и хитроумным машинам, за которыми стоят жирные пальцы в бриллиантовых кольцах или изящные перчатки нэпманш. Беспощадно сжимая и дробя все враждебное рабочему классу, наши “Тиски” превратят в пыль все преграды на его пути...» Редакторами №№ 1 и 2 журнала стали прозаик и журналист М. П. Любченко (публиковался под псевдонимом Кость Котко) и поэт, переводчик и футурист Б. К. Лившиц, последующие номера подписаны Редакционной коллегией. Карикатуры и рисунки исполнены художниками Н. Тележинским, Г. Розе и др.

Сатирическое приложение к «Известиям Татарского ЦИК’а» — журнал с говорящим, колючим названием «Ёрш», издававшийся в 1922–1923 гг., был тематически схож с со своим московским «братом» — журналом «Крокодил», первый номер которого увидел свет в том же году. Авторами заметок «Ерша» были скрывающиеся за псевдонимами Н. Л., ФРЭНЧ, Семен Оков, Еф. К., Шило, Безработный Гвоздь и другие, художником А. Финк. 

Светлана Трусова