Гадание на курицах или петухах, на собаках, подсолнечниках, луковицах, на палочках и на лучине, гадание яйцом, башмаком, воском, оловом и свинцом, подслушивание, окличка прохожих и проезжих, гадание на кольце, хлебе и крючке, на книге, зеркалах, на кольце и на соли, гадание на картах - этот перечень взят из одной из книжек конца XIX в., рассказывающих о способах святочных гаданий. Но, конечно, в них ничего не сказано о том, как в тот период неискоренимая страсть человечества - заглянуть в будущее - использовалась при создании оригинальной упаковки продовольственных товаров. О таких остроумных решениях напоминают материалы 1880-х - 1890-х гг. - обертки карамели с соответствующими надписями, сохранившиеся в Отделе эстампов РНБ.
Карамель, по сравнению с конфетами ("конфектами" в старом написании) и шоколадом, была дешевым продуктом, и обертки для нее были весьма скромными: с незамысловатым рисунком, литографским способом отпечатанным, как правило, в один цвет. Впрочем, могли быть и исключения, как "Карточная карамель" (1886 г.) московской фабрики братьев Фофоновых, качество которой заверялось не только сообщением о том, что она удостоена почетного отзыва, но и хорошей полихромной печатью самой обертки. Свидетельством популярности оберток такого типа служит то, что "Карточную карамель" со слегка измененным рисунком, но с теми же подписями несколько лет спустя, в 1893 г., выпускало другое предприятие - фабрика Е.С.Смоленцева в Казани. Одноименную карамель производили в Москве на фабрике А.Еремеевой с сыновьями.
Сейчас невозможно установить, продавалась ли такая карамель уже набором, или, напротив, у покупателя был стимул купить еще лакомства, чтобы заполучить недостающие картинки. Как бы то ни было, собрав всю колоду, можно было погадать по правилам: "Положив короля или даму на стол, должно обкладывать картами вокруг, как принято; над головою карты обозначают прошедшее, а внизу - будущее; затем разгадывают или по значению каждой карты" (тем более удобно, что эти значения указаны тут же) "или по соединению мастей".
Любопытно, что еще одна "Карточная карамель" (фабрика П.Е.Елисеева в Москве, 1887 г.), как и "Карамель гадательная" фабрики С.Е.Клюшина в Торжке (1885 г.), обертка которой является самой ранней из представленных здесь, были попыткой реабилитировать по сути богопротивный (как любых прорицаний, ворожбы, чародейства) характер самой затеи за счет душеполезных подписей, призывавших к терпению и доброделанию, а не суливших "неожиданное состояние" или "игривое настроение".
В расчете на завораживающую магию гадания карамель, которую делали в разных городах, часто получала совершенно одинаковые названия и сходный, если не повторяющийся, рисунок: "Гадательная" (Д. П. Берштейн в Уфе, 1893 г.; В. А. Корнилов в С.-Петербурге, 1895 г.; московская фабрика, 1896 г.; И. М. Филиппов), "Гадалка" (М. Ляховский в С.-Петербурге и Ф. Густерин в Царском Селе, 1887 г.; фабрика "Кондитер" в С.-Петербурге, 1898 г.).
Диапазон предсказаний, составленных в стихах или в прозе, был широк: от веселых бессмыслиц до нравоучений. Продукция А.И.Масленикова из Ярославля была оригинальнее и по названию, и по оформлению - у карамели "Судьба" (1898 г.) на обертке снаружи находилось начало фразы, а внутри - продолжение, иногда обескураживающее ("Любит" / "сытно поесть"; "Полюбит" / "соседку"). В карамели "Гадалка" (1897 г.) астраханской фабрики Д.Я.Гана в качестве подписей были использованы цитаты из отечественной и зарубежной литературной классики (Данте, Шекспир, Пушкин). Кстати, по подобному же принципу была составлена книга, в 1907 г. выпущенная третьим (!) изданием: "Гадание конца века, перешедшее в новый век, на мыслях писателей и поэтов".
Если для таких оберток возможно большее число подписей было преимуществом, то "Планетная карамель" (1896 г.) предусматривала фиксированное число оберток - 12 ( по количесту месяцев в году и соответствующих им знакам Зодиака по старому стилю: январь - Водолей, февраль - Рыбы, март - Овен, апрель - Телец, май - Близнецы, июнь - Рак, июль - Лев, август - Дева, сентябрь - Весы, октябрь - Скорпион, ноябрь - Стрелец, декабрь - Козерог ), поскольку ее долговременные предсказания базировались на влиянии планет и звезд на характер человека и продолжительность его жизни.
XIX век любил погадать, но весьма показательно, как с сугубо прагматической целью он бестрепетно низводил могущественный языческий ритуал до простого любопытства, которое заставляло поскорее развернуть карамель. Знакомясь с уникальными экспонатами Отдела эстампов РНБ, уместно вспомнить составленные почти 100 лет назад правила:
"Гадать можно лишь раз в неделю - по понедельникам, на восходе солнца.
Приступая к гаданию сначала вымой руки, выполощи рот, вычисти зубы и башмаки, а затем сядь к окну, к нему лицом, дунь и плюнь в него, после чего снова соверши вышепоименованный туалет. И так делай трижды.
Наконец, <…> с радостным трепетом начинай гадать <…>".
(Веселая гадалка. Ростов-на-Дону, 1913).
- Карамель карточная. Братьев Фофоновых в Москве.
М.: Типо-литография В.В.Чичерина, 1886.
- Гадалка. Ф.Густерин, Царское Село.
СПб: Литография Б.Неймана, 1887.
- Гадалка. М.Ляховский в С.П.Б.
СПб.: Литография Бусселя, 1887.
- Карточная карамель. Фабрики конфект П.Е.Елисеева в Москве.
М.: Типо-литография М.А.Михельсона, 1887.
- Карамель гадательная. Д.П.Берштейна в Уфе.
Казань: Типо-литография И.Перова, 1893.
- Карточная карамель. Фабрика Е.С.Смоленцева в Казани.
Казань: Типо-литография И.Перова, 1893.
- Гадательная карамель. В.А.Корнилов под фирмою М.А.Михайлова, С.-Петербург.
СПб.: Литография А.Корпуснова, 1895.
- Карамель гадательная. Москва.
М.: Литография Общества Распространения Полезных Книг, 1896.
- Гадалка. Кондитерская фабрика Д.Я.Ган старший в Астрахани.
М.: Литография П.С.Самойлова, 1897.
- Планетная карамель. Москва.
М.: Литография Общества Распространения Полезных Книг, 1896.
- Гадалка. "Кондитер", С.Петербург.
СПб.: Хромолитография Т.Киббель, 1898.
НОВОГОДНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ СУДЬБЫ
|