Тихвинское кладбище стало складываться в первой четверти XIX века, когда на Лазаревском стало тесно и хоронить начали напротив, на месте бывшего монастырского огорода. Новое кладбище вначале называли Ново-Лазаревским, а после того как была построена церковь Тихвинской Божьей матери, и все кладбище с 1876 г. стало называть Тихвинским. Во второй половине 1930-х годов на его основе был создан Некрополь мастеров искусств.
Уже в начале ХХ столетия некрополи Александро-Невской лавры стали называть "собранием великих могил". К ним относятся могилы Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, Ф. М. Достоевского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и других выдающихся деятелей культуры. На Тихвинском кладбище похоронены и многие современники А. С. Пушкина - люди, составлявшие окружение поэта. Среди них его сестра О. С. Павлищева, тетка Н. Н. Гончаровой фрейлина Е. И. Загряжская, Н. В. Кочубей, которую считали прообразом пушкинской Татьяны, критик и литератор П. А. Плетнев. Здесь же могила выдающегося государственного деятеля, основателя Царкосельского лицея графа М. М. Сперанского и троих лицеистов: Ф. Ф. Матюшкина, К. К. Данзаса и А. А. Дельвига.
Среди замечательных деятелей культуры в Некрополе мастеров искусств похоронены пять сотрудников Библиотеки: Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, И. А. Крылов, А. Н. Оленин и В. В. Стасов.
В 1833 г. на Тихвинском кладбище состоялись похороны Николая Ивановича Гнедича (1784 - 1833), талантливого поэта и выдающегося переводчика. Особую славу ему принес великолепный перевод на русский язык гомеровской "Илиады", который современники считали равным гражданскому подвигу. Приветствуя появление перевода, Пушкин писал:
Тебя мы долго ожидали,
И светел ты сошел с таинственных вершин
И вынес нам свои скрижали.
Вскоре после похорон на могиле Гнедича был установлен памятник, сооруженный на средства "друзей и почитателей", среди которых были А. Н. Оленин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и А. С. Пушкин.
Памятник представляет собою жертвенник, на котором установлена урна. На фронтальной стороне — мраморный медальон с портретом поэта, выполненный под руководством скульптора С. И. Гальберга, а также посвящение от друзей: "Гнедичу обогатившему русскую словесность переводом Омира" и эпитафия, взятая из переведенной им Илиады:
сладчайшие меда, лилися
В 1844 г. рядом с Гнедичем был похоронен еще один сотрудник Библиотеки, замечательный баснописец Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844). Средства на памятник собирались по подписке, инициированной В. А. Жуковским и П. А. Вяземским. По их просьбе проект надгробия был сделан известным петербургским скульптором П. К. Клодтом, который является также создателем памятника Крылову в Летнем саду.
Годом раньше, в 1843 г. скончался директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин (1763 - 1843), возглавлявший ее более тридцати лет. Именно он привлек в Библиотеку Гнедича и Крылова и способствовал развитию их талантов.
Еще при жизни Оленин набросал эскиз памятника, который представляет собою традиционный для XVIII - начала XIX веков тип надгробия: высокий жертвенник, на одной из сторон которого помещен чеканный профиль Оленина. На другой стороне эпитафия, сочиненная его племянницей со стороны жены Анной Петровной Керн:
К друзьям горяч, нелицемерен.
Неумолимая его скосила смерть.
Но где водворены художества, науки,
Ее холодные там слабы руки;
Там памяти о нем она не может стерть.
Рядом с Олениным похоронена его жена Елизавета Марковна, урожденная Полторацкая, скончавшаяся на несколько лет раньше в 1838 году. На ее памятнике, который внешним обликом напоминает оленинский, мраморный портрет и эпитафия, сочиненная И. А. Крыловым:
Да успокоится она от жизни сей
В бессмертьи, там, где нет ни слез, ни воздыханья,
Оставя по себе тоску семье своей
И сладостные вспоминанья!
В некрополе мастеров искусств с 1934 г. покоится прах еще одного сотрудника Библиотеки оленинских времен, поэта и издателя барона Антона Антоновича Дельвига (1798 - 1831).
В течение всей своей жизни Дельвиг был одним из самых близких друзей А. С. Пушкина. Многое их связывало, начиная с лицейских лет. В своих стихах Пушкин неоднократно обращался к лицейскому товарищу, ему же он посвятил строки:
В веке железном, скажи, кто золотой угадал?
Кто славянин молодой, грек духом, а родом германец?
Вот загадка моя: хитрый Эдип, разреши!
В возрасте 32 лет Дельвиг скончался 14 января 1831 г. и был похоронен на Волковском православном кладбище. Его смерть поразила, Пушкина и он писал через неделю из Москвы в Петербург П. А. Плетневу: "Что скажу тебе, мой милый! Ужасное известие получил я в воскресение. «…» Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная. Карамзин под конец был мне чужд, я глубоко сожалел о нем как русский, но никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели."
Через сто лет, когда на территории Волковского кладбища стали создавать мемориальный некрополь Литераторские мостки, памятник Дельвигу был разрушен. Рабочие, которым поручили очистить территорию от бесхозных памятников, были заинтересованы в количественном результате выработки (в кубометрах), определявшим их сдельную оплату, разломали надгробие. В 1934 г., к 135-летию со дня рождения А. С. Пушкина, прах его лицейского товарища был перенесен в Некрополь мастеров искусств и захоронен против могил Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского. Памятник выполнен в стиле надгробий начала XIX столетия: колонна, пресеченная рустом, с фигурой плакальщицы наверху.
Почти в самом конце Южной дорожки высится монументальный памятник Владимиру Васильевичу Стасову (1824 - 1906), сотруднику Библиотеки, крупному музыкальному и художественному критику. 50 лет своей жизни он отдал Библиотеке, работая в ней сначала "безмездно", а затем в качестве штатного библиотекаря. Авторитет Стасова был чрезвычайно высок, и имя его связывается с подъемом русского национального искусства. Он был одним из вдохновителей создания "Могучей кучки", объединившей М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Ц. А. Кюи. (Все они похоронены вдоль северной стены Некрополя мастеров искусств). При этом Стасов оказывал покровительство молодым талантам. Одним из его друзей, точнее воспитанником, был молодой тогда скульптор И. Я. Гинцбург. В 1889 г. он подарил Стасову небольшую статуэтку, где изобразил его в русском народном костюме. Эта работа настолько понравилась Стасову, что он писал дочери: "…Если бы я был какой-то крупный исторический человек, я никогда бы не пожелал себе никакого другого монумента, кроме именно такого…". Когда после смерти Стасова было решено установить на его могиле памятник, средства на который собирались по подписке, то за основу была взята статуэтка Гинцбурга.
На фоне монолитной скалы установлена статуя Стасова. По рисункам архитектора И. П. Ропета выполнена художественная чугунная ограда с медальонами из смальты, в которых были помещены буквы "Ж", "З", "М", "В", означавшие Живопись, Зодчество, Музыку и Ваяние. На калитке ограды - шпора и зажигательно стекло, напоминавшие о таланте Стасова направлять и зажигать.
Неподалеку от могилы Стасова похоронены его родственники: отец, архитектор В. П. Стасов (1769 - 1848); брат Дмитрий (1828 - 1918), адвокат, общественный деятель; сестры Надежда (1822 - 1893) и София (1829 - 1858).