21.02.2020

Конференция "Архитектура университетского образования"

30 января – 1 февраля 2020 г. сотрудница ЦПИ РНБ Н. А. Сергеева приняла участие в работе IV Национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний». 30 января конференция проходила на территории Президентской библиотеки. Н. А. Сергеева присутствовала на дискуссии 4.1 Интеграция науки и образования в формировании единого пространства знаний. Модераторами дискуссии выступили проректор по научной работе СПБГЭУ, доктор экономических наук Горбашко Елена Анатольевна и доктор юридических наук, профессор НИУ ВШЭ Дунаева Наталья Викторовна. Основной темой стало объединение образования, науки и бизнеса в единое пространство знаний.

Практически во всех европейских университетах существуют трансфер-офисы, куда исследователь обращается для того, чтобы реализовать свою научную идею в бизнес. В Санкт-Петербурге примером такого университета может служить СПБГЭУ. Как правило, лучшие результаты достигаются при взаимодействии теории и практики, науки и бизнеса.

На секции обсуждался такой феномен, как учебные фабрики. Учебная фабрика – мини модель производства для тренировки студентов. С финансовой точки зрения, такие мини производства обходятся дорого. Поэтому в этой сфере пользуется популярностью 3D моделирование для создания E-learning factories, цифровых копий учебных фабрик.

Один из экспертов секции, Михеева Ольга Александровна, генеральный директор АНО "Институт регионального развития",  в своем выступлении рассказала о Научно-Образовательном Центре (НОЦ) Самарской области "Инженерия будущего (Engine Future)", который был создан весной 2019 года в рамках нацпроекта "Наука". Управляющей компанией НОЦ является АНО "Институт регионального развития".

По мнению губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова, формат научно-образовательного центра позволяет перейти от точечных взаимодействий между отдельными организациями к системной работе над высокотехнологичными проектами полного цикла, когда результаты научно-исследовательской работы выходят на этап разработки, внедрения и масштабирования перспективных проектов. НОЦ будет работать по принципу "единого окна" для потенциальных партнеров и выстраивать все необходимые процессы для выполнения поставленной задачи, привлекая к решению вопросов интеллектуальные и другие ресурсы научных, образовательных и промышленных организаций Самарской области.

Предполагается, что ресурсы научно-образовательного центра Самарской области позволят вузам получить возможности для развития и масштабирования проектов: для научных и образовательных организаций региона сотрудничество с НОЦ - это возможность привлечь к взаимодействию экспертов, увеличить охват потенциальных заказчиков и индустриальных партнеров. Кроме того, НОЦ создаст возможности для межрегионального и международного сотрудничества: на январь 2020 года научные и образовательные организации Самарской области уже сотрудничают с Латинской Америкой, Белоруссией, Китаем, а также развивают совместные проекты с крупнейшими российскими научными центрами. Среди Санкт-Петербургских университетов участником НОЦ является Политехнический Университет им. Петра Великого.

Основной итог дискуссии можно обозначить формулой: Теория + Практика = Прогресс.

Кроме того, 30 января 2020 г. Н. А. Сергеева стала участником мастер-класса 6.2. Интеграция электронных ресурсов в образовательную среду.  Ведущим мастер-класса была Елена Дмитриевна Жабко, директор по информационным ресурсам Президентской библиотеки. Среди докладчиков хотелось бы отметить выступление старшего научного сотрудника отдела формирования и обработки информационных ресурсов Президентской библиотеки Вороновича Алексея Владимировича. Основной темой доклада было освещение важности компаративистского метода в работе историка. Доклад сопровождался подробной презентацией, способствовавшей визуализации изложенной докладчиком информации.

Второй день конференции, 31 января, проходил на площадке СПБГЭУ и был посвящен различным мастер-классам по работе с интерактивными образовательными платформами. Подробному обзору и анализу c точки зрения применения в образовательной практике были подвергнуты сервисы Google, а также такие платформы, как Mentimeter, Kahoot, Sli.do, Plickers. Мастер-классы были в наибольшей степени интересны для представителей сферы дополнительного профессионального образования.

Третий день конференции был занят культурной программой. Программа состояла из трех экскурсий. Н. А. Сергеева приняла участие в экскурсии «Литературный Литейный», одной из составляющих которой стала обзорная экскурсия по библиотеке М. Ю. Лермонтова. К сожалению, в Санкт-Петербурге нет музея М. Ю. Лермонтова. Сотрудники библиотеки работают над проектом создания такого музея, экспонатами в котором станут книги поэта. А вот музей И. А. Бродского «Полторы комнаты» на Литейном, 24 уже принимает посетителей в тестовом режиме по предварительной записи, а официальное открытие запланировано на май 2020 г.  

Президентская библиотека им. Б. Н. ЕльцинаСПБГЭУ