РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Миролюбов Виктор Сергеевич

Миролюбов Виктор Сергеевич

(22.01.1860, Москва — 26.10.1939, Ленинград), оперный певец, журналист, издатель, в ПБ 1926—28.

Отец — проф. лит. Моск. духовной акад., затем священник. В 5-летнем возрасте М. остался без отца. В 1874 окончил в Москве классич. гимназию и в том же году поступил в Моск. ун-т. Будучи студентом, был близко знаком с писателями Н. Г. Михайловским, Н. Н. Златовратским, Г. И. Успенским, А. Н. Плещеевым и др. Ун-т не окончил, за участие в студ. беспорядках был исключен из ун-та. Сослан в Самару, где устроился в одну из земледельч. колоний "толстовцев" вблизи города. Вошел в среду самар. интеллигенции, а его замечат. голос (бас), отмечавшийся В. В. Вересаевым, М. Горьким и др. современниками, открыл ему двери салонов местной аристократии. При участии меценатов из ее среды был направлен в Италию для обучения пению и постановки голоса.

После пятилетнего пребывания в Италии М. в 1893 возвратился в Москву и был принят в Большой театр, где, под сценич. псевд. В. Миров, исполнял в течение нескольких лет оперные партии второго плана (Гремин в "Евгении Онегине", слуга в "Демоне", царь в "Аиде" и др.). Неуверенность в себе, мнительность, боязнь за свой голос (страдал болезнью легких) заставили его покинуть в 1897 сцену и заняться совершенно др. деятельностью.

Переехав в Петербург, М. купил находящийся в упадке "Журн. для всех" и вел его как изд. и ред. до его закрытия осенью 1906. Поднял журн. на высокий уровень, превратил его, при необычайной дешевизне, в один из самых попул. в стране, привлек к участию в журн. талантливых молодых писателей разных направлений и групп (Л. Андреева, А. Арцыбашева, А. Ахматову, И. Бунина, Е. Чирикова, М. Горького, А. Куприна, Д. Мамина-Сибиряка, Д. Мережковского, А. Чехова и др.). Под влиянием Мережковского в нач. 1900-х увлекся религ.-филос. вопросами, что послужило причиной длительного охлаждения дружбы с Горьким. Был одним из чл.-учредителей Религ.-филос. собрания в Петербурге (1901—03), имевшего целью устранение отчужденности между церковью и интеллигенцией, представителями т. н. "нового религ. сознания", регулярно участвовал в заседаниях Собрания, его выступления публиковались в журн. "Новый путь" (1903).

После закрытия "Журн. для всех" М. пытался вместо него издавать журн. "Трудовой путь", "Наш журн.", но в связи с возбуждением против него уголовного преследования эмигрировал в Европу. Здесь был привлечен М. Горьким к ред. лит. сб. изд-ва "Знание", заведовал лит. отд. журн. "Заветы", вместе с А. В. Амфитеатровым редактировал журн. "Современник". Возвратившись после амнистии в связи с 300-летием Дома Романовых в Петербург, в 1914—15 редактировал "Ежемес. журн. лит., науки и обществ. жизни", нек-рое время был ред. издававшегося В. А. Поссе журн. "Жизнь для всех" (1913). До революции был тов. пред. О-ва редакторов петрогр. журн.

В 1917 сотрудничал в газ. правых эсеров "Воля народа". В первые послерев. годы — на ред. работе в разл. орг-циях ("Артельтрудсоюз", Центр. кооперативное изд-во, Изд-во писателей в Ленинграде и др.). С 1921 по 1925 был ред. журн. кооператоров "Артельное дело", сменив на этом посту В. Е. Евгеньева-Максимова; привлек к участию в этом проф. органе Л. П. Карсавина, А. Ф. Кони, С. Ф. Платонова, П. А. Сорокина и др., помещавших здесь ст. по разнообраз., не о кооператив. тематике (о Ф. М. Достоевском, голоде, войне, милитаризации о-ва, нравственности и т. п.). В эти же годы состоял чл. правления Петрогр. Дома литераторов, чл. правления и пред. ревизион. комис. Петрогр. отд-ния Всерос. Союза писателей, был, вместе с А. Ф. Кони и В. Ф. Ходасевичем, чл. Суда чести в отд-нии. В послед.— чл. Союза сов. писателей.

В 1925 "отказался от редакторства" в журн. "Артельное дело" и обратился с прошением о предоставлении работы в ПБ. С 10 авг. 1926 зачислен внештат. науч. сотр. "для работ по разборке рукописных собраний библиотеки" за счет средств, ассигнов. на науч. цели. Работал под руководством Д. И. Абрамовича (см. т. 1). Еще в 1925 М. подавал заявление о принятии его в чл. СНР, но оно не было удовлетворено. Мест. бюро СНР Б-ки на ряде заседаний в 1927 рассматривало вопрос о его приеме в Секцию. В марте 1927 квалификац. комис. было принято решение принять его "по группе начинающих ученых". В февр. 1928 Правление ПБ, учитывая "большие общественные заслуги" находящегося "уже в преклонном возрасте" М., приняло решение, "каковое начальник Главнауки обещал поддержать", ходатайствовать о назначении ему перс. пенсии. Но он отказался от пенсии, чувствуя себя человеком вполне трудоспособным. В отличие от большинства сотр., на вопрос, "какой партии сочувствуете?" М. в своей анкете отвечал "народник", что для 1926—28 было некоей формой вызова. В авг. 1928 ПБ из-за "невозможности сохранить имевшееся число сверхштатных сотрудников вынуждена была отказаться от дальнейшей работы столь ценного сотрудника, как Миролюбов".

Оказавшись без заработка, он испытал большую материальную нужду. Многие знавшие его пытались помочь ему. Писатель Б. А. Розов, посетивший М. на его квартире и узнавший, что он даже не имеет обедов, обратился к Е. И. Замятину с просьбой помочь с подысканием ему "какой угодно работы, хотя преимущественно хотел бы быть полезным в своей области". Акад. А. Н. Бах, знавший М. "много десятков лет, как честнейшего работника на почве создания общественно-популярной литературы для широких масс", оказавшегося безработным, обратился с ходатайством к зав. Госиздатом А. Б. Халатову предоставить ему работу. С аналогичной просьбой к Халатову обратился и гл. ред. БСЭ Н. Л. Мещеряков, подчеркивая, что и в наст. время М. "может работать и недурно работать в качестве хорошего, внимательного литературного редактора". В нояб. 1928 Халатов просит дир. ПБ Н. Я. Марра "восстановить М. на работе в ПБ", на что последовал ответ, что Б-ка в наст. время такой возможностью не располагает, но она "с величайшей готовностью вновь предоставит ему работу как только к тому откроется новая возможность". Но более М. в Б-ке не работал, продолжая нуждаться, часто болеть (туберкулез) и пользуясь благотворит. помощью почитавших его людей. В 1931—32 работал ред. науч.-попул. сер. Изд-ва АН СССР.

Среди литераторов М. пользовался весьма высоким авторитетом. М. Горький и др. относили его к числу немногих талантливых ред., к-рые, обладая хорошим лит.-худож. вкусом, учили и воспитывали писателей, способствовали вхождению в лит. начинающих авт. Считается, что М. как авт. не выступал в печати: "Сам он никогда ничего не писал" (В. А. Поссе); "сам не написал ни одной строчки" (Т. К. Ухмылова). По этому вопросу сам М. писал: "Редко писал статьи в редактируемых журналах. Обилие редакторской работы занимало все время".

Лит.: Клейнборт Л. М. Очерки народной литературы (1880—1923). Беллетристы. Факты, наблюдения, характеристики. Л., 1924; Поссе В. А. Мой жизненный путь: Дорев. период (1864—1914). М.; Л., 1928; Скиталец. Воспоминания // Натиск. 1935. № 4/5; Его же. Встречи // Октябрь. 1937. № 5; Письма М. Горького к В. Миролюбову // Литературный архив. Т. 3. М. Горький. Материалы и исследования. М.; Л., 1941; Ухмылова Т. К. К переписке М. Горького с В. Миролюбовым // Там же; Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. Воспоминания о Куприне. М., 1960; Марков А. Ф. Заметки библиофила. Инскрипты Анны Ахматовой и Николая Гумилева // Книга: Иссл. и материалы. 1995. Сб. 71.

Справ.: Весь Петроград (Ленинград), 1922—35; Науч. раб. Л-да; КЛЭ; Русская философия: Малый энц. слов. М., 1995.

Арх.: РО ИРЛИ. Ф. 185; Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/4—35; Ф. 4, оп. 2, 1927, д. 1; Пр. и расп. 1926—28; Протоколы заседания Правления 1928; ОР РНБ. Ф. 1136, д. 27; Арх. ИМЛИ. Ф. 47, оп. 3, д. 172; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 252, 492.

Иконогр.: Литературный архив. Т. 3. М. Горький. Материалы и исследования.

Л. А. Шилов