РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Гасилов Сергей Гаврилович

(3.10.1893, Петербург - 6.07.1968, Ленинград), фотограф, организатор кино- и фотолабораторий, фотохудожник, в ПБ 1925-34.

Родился в семье владельца мануфактур, магазина, происходившего из крестьян Ярослав, губ. В 1915 окончил реальное училище и поступил в Петрогр. политехи, ин-т. В дек. был призван в действ, армию десятником воен.-дорож. службы в мостовой отряд Киев, округа путей сообщения и отправлен на Юго-Зап. фронт. Зимой 1918 вернулся в Петроград и продолжил учебу на электрохим. фак. Одновременно работал чертежником касс соц. страхования. В апр. 1919 ушел красноармейцем на Гражд. войну. Принимал участие в боях против деникинских войск в составе 42-го гв. пулеметно-арт. дивизиона. После ранения был демобилизован и возобновил занятия в Политехи, ин-те, специализируясь по вопросам коллоидной химии. Учебу совмещал со службой зав. отд. перевозок Петрооблтопа и уполномоченного по снабжению топливом Петрограда в Москве (май 1920 - сент. 1922), чертежником Упр. вод. транспорта (сент.-дек. 1923) и Адм. отд. Облисполкома (сент. 1924 - янв. 1926). В 1928, не окончив, выбыл с 5-го курса ин-та (остались незачтенными 3 предмета и дипл. работа).

В юношеские годы увлекся фотогр. и постепенно достиг настоящего мастерства. К сер. 1920-х выполнял уже всевозмож. фотогр. работы, в т. ч. и репродукционные. Эти занятия привели его осенью 1925 в ПБ, куда с 1 окт. он был зачислен нештат, сотр. Фотокабинетом ПБ тогда руководил крупный ученый византинист В. Н. Бенешевич, бывший одновременно талантливым фотографом. Вместе с ним Г. занимался вопросами фотографирования плохо читаемых рукоп. и воспр. миниатюр. Бенешевич рекомендовал Г. для фотографирования палимпсестов. Результатами работы стали не только сами репродукции, но и пер. кн. P. Kogel "Die Palimpsestphotographie" (не опубл.). Прекрасное кач-во исполнения было отмечено дипломом 1-й степени на Всесоюз. фотогр. выст. в Москве (1928).

В 1927 Г. выдвинул предложение по обслуживанию читателей, не имеющих возможности посещать ПБ, фотокопиями спец. и науч.-техн. лит. Это дало возможность фотокабинету получать заказы от учреждений и част. лиц. По этому поводу Г. поместил ряд заметок в газ. "За индустриализацию", "Крас, газ." и журн. "Фронт индустриализации". Устроенный по принципу хозрасчета и самоокупаемости, кабинет стал давать более 100 тыс. копий в год, обслуживая пром. предприятия и ин-ты всего СССР. Такой размах деятельности стал приносить прибыль ПБ. Кабинету было разрешено получать на заработанные средства из заруб, стран необходимые фотоматериалы и оборудование, отсутствовавшие в СССР. В дек. 1928 Правлением ПБ было предложено назначить Г. зав. фотокабинетом вместо В. Н. Бенешевича, к-рый стал консультантом по фотографированию рукоп. (эта работа стала одной из функций Рукоп. отд.), придать работе фотокабинета производств., а не науч. характер.

Постепенно фотокабинет превратился в значит, подразделение ПБ. Было организовано изготовление фотокопий с библ. материалов.

В 1929-31 Г. бывал в Москве (в ВСНХ РСФСР, в фотокабинете Ин-та В. И. Ленина, в Аэросъемочном отд. НИИ Воздушных сил РККА) для ознакомления с новейшей аппаратурой и лаборатор. оборудованием.

Роль Г. высоко оценивалась в ПБ, по словам ее дир. М. М. Добраницкого, "лиц подобной специальности во всей стране имеется, быть может, всего несколько человек". При активном участии Г. были спроектированы и организованы фотокабинеты К-та по делам изобретений в Ленинграде (1928-29), Гос. науч.-техн. б-ки ВСНХ в Москве (1929-30), Бюро техн. лит. в Харькове (1931), фотолаборатория Гипроспецмета в Ленинграде (1932) и первая в СССР Лаборатория науч.-приклад. фотогр. и кинематографии АН СССР (ЛАФОКИ) (1931), дир. к-рой (1931-33) он стал по совместит.

Однако в 1933 между Г. и дирекцией ПБ стали возникать конфликты, поводом для к-рых служило выполнение част, заказов. Г. был обвинен в "рвачестве", "общем развале и расхлябанности в работе фотокабинета". 29 дек. 1933 он ушел в отпуск и, не возвращаясь, 7 февр. 1934 уволился по собств. желанию, оставаясь при этом консультантом ПБ.

В февр.1934 - июле 1935 руководил работой фотолаборатории Эрмитажа, а с авг. 1935 и до кон. жизни возглавлял фотолабораторию Всесоюз. Акад. художеств. В течение мн. лет был в Акад. бригадиром фотохудожников, занимался фоторепро-дукц. работами для науч. и учеб. целей. Им впервые в СССР внедрено цвет, фотографирование (методом трехцветки). С 1933 стал заниматься худож. фотогр. и фотографированием предметов искусства. Сотрудничал в журн. "Лит. наследство", "Творчество", "Искусство", "Юный художник" и др. Принимал участие в издании худож. альбомов по Эрмитажу, Рус. музею, в заснятии выст., музейных экспозиций, в подгот. худож. изд. Получил известность как мастер натурных съемок ("Переулки и тупики в районе Академии Художеств", "Ступени Исаакиевско-го собора", "Ленинградские пейзажи").

Во время войны и блокады был фотографом Всесоюз. Акад. художеств, Инспекции по охране памятников, Чрезвычайной гос. комис. по установлению злодеяний, совершенных немцами. Для Ленингр. фронта подготовил сотни передвиж. выст. о вражеских армиях, их стратегии и тактике, участвовал в выст. "Великая Отеч. война" и "Героическая оборона Ленинграда", для к-рых выполнил б. 100 экспонатов. Приказом К-та по делам искусств при Совете Министров за работу в период Великой Отеч. войны получил благодарность и премию (1946). В 1944 по совместит, был зав. фотолабораторией ЛИСИ. С авг. 1946 по окт. 1947 заведовал Лабораторией реставрации и консервации БАН. С 1 янв. 1945 - чл. Ленингр. Союза сов. художников.

На протяжении всей жизни занимался и пед. деятельностью. В 1926-28 вел курс фотогр. и практ. занятия в Ин-те журналистики, с 1937 - в Акад. художеств, с 1945 - в Ин-те кино-инж.; руководил фотокружками Политехи, ин-та и Акад. художеств.

Среди осн. работ сам Г. отмечал следующие: Вост. миниатюры из рукоп. ГПБ (1927-30); Воспр. разл. картин и др. худож. произв. в Гос. Эрмитаже (1933-34); Воспр. картин и рисунков для метод, пособия Акад. художеств (1935-40); Фиксация худож. произв. в Ленинграде во время войны (1942-45); Альбом акад. рис. натурщиков художников XVIII-XIX вв. для Акад. художеств (1948); Фотокопии с рис. старых рус. мастеров для коллекций учеб. пособий разл. учеб. завед. СССР (1949); Фотокопирование рис. О. А. Кипренского, П. А. Федотова для изд. Акад. художеств; Фотоил. для кн. "Ленинградские художники в дни блокады" (Л., 1965). В массовых тиражах репродуцировалась серия открыток с интерьерами Эрмитажа (1951), открытки по музею А. В. Суворова (1951).

Награжден медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941-1945".

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 4, оп. 2,1933, д. 2; Ф. 10/4-37,47, 50; ЦГАЛИ СПб. Ф. 78, оп. 5, д. 41; Ф. 97, оп. 2, д. 6; ПФА РАН. Ф. 158, оп. 7, д. 1014; Арх. Гос. Эрмитажа. Ф. 1, оп. 13 л/с, д. 171; Арх. Акад. художеств. Ф. 10, оп. 2. д. 44.

Л. Б. Вольфцун