РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Кауфман Владимир Илларионович

(6.08.1885, Петербург — 7.01.1950, Ленинград), юрист, педагог, психолог, в ПБ 1947.

Родился в семье экономиста и статистика проф. Петерб. ун-та И. И. Кауфмана. В детстве и юности неоднократно бывал за границей с родителями. Первонач. образование получил дома, затем учился в 1-й классич. гимназии, к-рую окончил в 1903. В том же году поступил на юрид. фак. Петерб. ун-та и по окончании в 1908 был оставлен по каф. гражд. права для подгот. к проф. званию. В годы учебы занимался лит. трудом, осуществил пер. нескольких кн. с англ. и фр. яз. Одноврем. с занятиями читал в Нар. ун-те лекции по гражд. праву, работал в адвокат. конторе. В 1912, в связи с изгнанием из ун-та его учителей — проф. М. Я. Пергамента, Д. Д. Гримма и И. А. Покровского, оставил ун-т. До марта 1917 служил при Гербы-Келецкой ж. д. и в Петерб. адвокатуре до ее упразднения. С февр. до дек. 1919 работал переводчиком (владел фр., нем., англ., итал., лат., греч. яз.) и ред. в изд-ве «Всемир. лит.», затем перешел на пед. работу. В дек. 1919 получил назначение учителем в Оредеж. ж.-д. шк., где работал до сент. 1921, переведен в том же кач-ве в Лугу, служил до 1 авг. 1924. В 1922 также являлся консультантом Губ. отд. юстиции в Луге, юрисконсультом Луж. у. исполкома, в 1923 — нар. судьей. С 1 окт. 1923 — инспектор Ленгубоно по Луж. у., в окт. 1924 переведен в Ленинград. В 1924—30 — зав. шк. № 105, чл. Науч.-метод. совета ЛООНО. С 18 нояб. 1929 принят на работу ст. науч. сотр. в науч.-практ. педол. лабораторию Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Занимался иссл. интеллекта, изучением соц.-клас. среды учащихся, методикой работы с подростками. В эти годы вплотную подошел к проблеме слухового восприятия, ставшей впоследствии осн. в его творчестве. В 1933 по линии Комис. содействия ученым командирован в Карелию, в том же году избран чл.-кор. Карел. н.-и. ин-та. 1 дек. 1935 утвержден канд. пед. наук (по психологии) без защиты дис. С 11 окт. 1936 стал дир. сред. шк. на ст. Кемь Киров. ж. д., где прослужил до авг. 1937. Осенью вернулся в Ленинград и с сент. 1937 был учителем в Луге, нар. судьей, до 15 нояб. 1938 юрисконсультом губ. отд. юстиции по Лужскому р-ну. С 15 дек. 1938 вновь принят ст. науч. сотр. в Ин-т мозга в отд. психологии. Вел науч. изыскания, был ред. «Трудов» ин-та, в т. ч. психол. сб., начал работу над докт. дис. по теме «Динамика слухового образа».

С нач. войны в 1941 ушел добровольцем во 2-й Петрогр. гв. дивизион, где служил старшиной-писарем. Был признан негодным по состоянию здоровья и эвакуирован в Самарканд с Ин-том мозга, где возглавил в отд. психологии лаб. слуховых восприятий и представлений. В связи с перестройкой н.-и. деятельности на воен. тематику стал разрабатывать проблемы восстановления слуха, к-рые изучал работая одноврем. в клинике ЛОР ВМА (на каф. акад. В. И. Воячека). В Самарканде возобновил начатые ранее иссл. по музыковедению, был избран чл. Союза композиторов Узб. ССР, где руководил секцией музыковедения.

Осенью 1944 вернулся в Ленинград с Ин-том мозга, в к-ром проработал до ликвидации отд. психологии в 1948. Продолжил свое сотрудничество с клиникой ЛОР ВМА. Одноврем. по договору в течение 2 лет работал в НИИ театра и музыки, подготовил несколько докл. и ст. Читал в Консерватории курс педагогики и психологии музыки, для к-рого составил программу. 24 нояб. 1945 утвержден ВАКом в уч. звании ст. науч. сотр. по специальности «психология».

9 авг. 1947 зачислен в ПБ по совмест. ст. библиографом. Оформлялся в разные отд. — ОНЛ, Плановый, но работал в ОСист. С 1 окт. 1947 переведен на внештат. работу по труд. соглашению и перешел на пост. преп. работу на психол. отд-ние филос. фак. ЛГУ.

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941—1945», «За оборону Ленинграда».

Соч.: Комплектование школ подростков и дифференциация их состава: (из опыта ленингр. школ) // Из опыта работы школ подростков. М.; Л., 1929; К изучению профессиональной направленности учащихся // Общий и технический кругозор учащихся. Л., 1934 (в соавт. с Б. Г. Ананьевым); Формирование профнаправленности в условиях политехнической школы // Там же; Методика изучения социально-классовой среды ребенка и подростка // Методика изучения детей и подростков. М., 1935. Ч. 1; Восприятие малых высотных разностей // Тр. Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. 1940. Т. 13; Изменение слуха при воздушных контузиях и его восстановление // Невропатология и психиатрия. 1944. Т. 13, № 6; Абсолютный слух // Тр. Ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. 1947. Т. 18; Различение высоты звука в условиях цветного освещения // Там же. 1949. Т. 20.

Сост.: Изучение социально-классовой среды рабочего-подростка. Л., 1934 (совм. с А. А. Волянским); Опыт организации работы по профподбору в линейных школах ФЗУ железнодорожного транспорта. Л., 1934 (совм. с А. А. Волянским, С. И. Федоровым); Серия тестов группового исследования интеллекта. Л., 1935 (совм. с А. А. Волянским, С. И. Федоровым).

Пер.: Жорес Ж. Очерки социализма. СПб., 1906; Кропоткин П. А. Ссылка в Сибирь. СПб., 1906; Он же. Тюрьмы, ссылка и каторга в России. СПб., 1906; Ренан Э. Ж. Антихрист. СПб., 1906; Он же. Очерки по истории религии. СПб., [1906]. Кн. 1; Он же. Апостол Павел. СПб., 1907.

Лит.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи. 4-е изд. СПб., 1998; Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. М., 2006.

Арх.: ОАД РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2.

Л. Б. Вольфцун