РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Бражников Максим Викторович

Бражников Максим Викторович

(19.03.1904*, Петербург — 23.10.1973, Ленинград), музыковед-палеограф, исследователь древнерус. музыки, в ПБ 1945—48.

Из семьи врачей. В 1918 окончил Выборг. 8 клас. коммерч. уч ще, а в 1920 - сред. школу. Муз. образование получил в Петрогр. (Ленингр.) консерватории, к рую окончил в 1925 по классу фортепиано у проф. Л. В. Николаева и в 1927 по классу теории композиции у проф. В. П. Калафати. Древнерус. музыку и палеографию изучал под руководством А. В. Преображенского, завершив обучение своей первой науч. работой "Опыт исследования старинного русского крюкового письма по рукописям XVII в." (1928).

После смерти А. В. Преображенского с 1929 по 1931 читал курс "Памятники древнерусской музыки" в Ленингр. консерватории и курс муз. палеографии в ГИИИ. С 1932 по 1935 был вынужден "служить ради заработка" в проект. орг циях Ленинграда, не прерывая муз.-пед. деятельности в Консерватории и своих науч. иссл.

В 1935 Б. стал ст. науч. сотр. и уч. секр. Отд. истории муз. культуры и техники Эрмитажа. В это же время активно сотрудничал с ГНИИТиМ: написал докл. зап. с изложением программы иссл. древнерус. музыки (31 дек. 1936), гл. для учебника истории рус. музыки (1938), подгот. к рого велась в Ин те, ст. "Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки".

Оказавшись без работы после сокр. штатов Эрмитажа, в 1940 Б. обращался с письмом к И. В. Сталину, в к ром доказывал необходимость иссл. древнерус. музыки как важной части истории рус. культуры. В результате ему была предоставлена должность ст. науч. сотр. Муз. отд. и Музея муз. инструментов в ГНИИТиМ.

Во время Великой Отеч. войны Б. находился в эвакуации в г. Кирове, где заведовал Ист. теорет. отд. муз. уч ща и муз. школы, преподавал теорет. дисциплины и спец. фортепиано.

В 1943 К том по делам искусств при СНК СССР вызван в Москву для разраб. учеб. программ по древнерус. музыке. Здесь он, работая в кач ве ст. науч. сотр. Н. и. кабинета при Моск. консерватории, завершил свой тр. "Многоголосие знаменитых партитур" и защитил его в кач ве канд. дис. В 1943 Б. был принят в Союз сов. композиторов.

В 1945 Б. возвратился в Ленинград, где возобновил работу в ГНИИТиМ в кач ве ст. науч. сотр. Возглавлял кабинет историографии. По совмест. с 15 сент. 1945 зачислен в ОР ПБ, где работал сначала в должности гл. библиографа, с 1946 - гл. б ря, а затем ст. ред.

Увольнение его из ПБ (1 мая 1948) с формулировкой "освобожден от занимаемой должности как совместитель" совпало с "изменением профиля Института", т. е. с исключением из его плана древ. периода рус. музыки. И то, и другое, было связано с переменами в обл. гос. политики по отношению к рус. культуре.

Несмотря на неблагоприят. условия (необходимость заниматься древнерус. тематикой в свобод. от выполнения плана Ин та время) в 1949-50 Б. работал над такими значит. иссл., как "Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XVII-XVIII веков", "Лица и фиты знаменного распева" (изд. после смерти Б. под общ. ред. Н. С. Серегиной и А. Крюкова в 1984). Отсутствие возможности для регуляр. науч. занятий по специальности вынудило его 31 янв. 1953 подать заявление об освобождении от занимаемой должности в ГНИИТиМ. Почти три года Б. не имел работы, и только в 1956 после обращения к акад. М. Н. Тихомирову, был приглашен в Ин т истории искусств АН СССР в Москву.

В эти годы Б. готовил к изд. "Благовещенский кондакарь", занимался дешифровкой и иссл. "Стихир евангельских" Федора Крестьянина, изучал муз. теорет. руководства. В 1968 моногр. "Теория древнерусской музыки" защищена им в кач ве докт. дис.

В кон. 1960 х по рекомендации первого секр. Союза композиторов РСФСР Г. В. Свиридова, к рый заинтересовался его иссл. и оценил их значение для рус. культуры, Б. принят на работу в Ленингр. консерваторию. Здесь он до кон. жизни читал курс по рус. певч. палеографии, подготовил к науч. деятельности целый ряд учеников, ставших впоследствии изв. исследователями и преп. (А. Н. Кручинина, С. В. Фролов, Н. С. Серегина, Б. А. Шиндин, С. П. Кравченко, К. Ю. Кораблева, Г. А. Никишов), создав тем самым школу рус. муз. медиевистики.

Деятельность Б. в ПБ не ограничивалась временем его непосредств. работы в кач ве сотр. Б ки. Все его науч. работы опираются в первую очередь на древнерус. певч. рукоп. Б ки. Кроме того он участвовал в иссл. и метод. работе отд. Как "специалист по крюковой семейографии" он давал рекомендации А. Н. Римскому-Корсакову (см. т. 2) по материалам первой гл. ("Памятники древнейшей музыкальной письменности в ГПБ") его кн. "Музыкальные сокровища рукописного отделения ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина" (Л., 1938), принимал участие в подгот. "Краткого отчета Рукописного отдела за 1914-1938 гг." (Л., 1940) и делал описания певч. рукоп. для Отчета за 1952-66. Давал предложения о приобретении певч. рукоп.

В июле 1946 по поручению ПБ и ГНИИТиМ Б. совершил экспедиц. поездку по городам (Рыбинск, Ярославль, Ростов Великий, Углич, Суздаль, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир) для разыскания и учета древнерус. муз.-певч. памятников в музеях и арх. В результате им было учтено ок. 200 таких памятников. Ему принадлежит вступ. ст. к фотовоспр. хранящегося в ОР ПБ "Благовещенского кондакаря" (1955), он готовил этот памятник к публ., к рая не была осуществлена, разработал и опубликовал "Краткие методические указания и схемы по описанию древнерусских певческих рукописей" (1973). Им самим выявлено значит. кол во рукоп. из разных собр. древнерус. рукоп. кн. ОР (М. П. Погодина, Н. Я. Колобова, Н. М. Михайловского, Соловецкой и Кирилло-Белозерской б к, Духовной акад. и др.) и составлены их крат. описания. Похоронен на Волковском кладб. в Петербурге.

Соч.: Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII веков: (Применение нек рых стат. методов к изучению муз. явлений). Л.; М., 1949; Благовещенский кондакарь. Фотовоспр. рукоп. Л., 1955 (вступ. ст.); Певческие рукописи собраний Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского // Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. М., 1960; Новые памятники знаменного роспева. Л., 1967. Вып. 1; Фортепиано. М., 1967; Древнерусская теория музыки: По рукоп. материалам XV-XVIII вв. Л., 1972; Федор Крестьянин. Стихиры // Памятники рус. муз. искусства. М., 1974. Вып. 3 (публ., расшифровка, иссл.); Памятники знаменного роспева. Л., 1974. Вып. 2; Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975; Русская певческая палеография и ее актуальные задачи // Сов. музыка. 1975. № 4; Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979; Христофор. Ключ знаменной. 1604 // Памятники рус. муз. искусства. М., 1983. Вып. 9 (публ., пер. совм. с Г. А. Никишовым); Лица и фиты знаменного распева / Общ. ред. Н. Серегиной и А. Крюкова. Л., 1984.

Библиогр.: Белоненко А. С. Список научных трудов М. В. Бражникова // Проблемы истории и теории древнерусской музыки.

Справ.: БСЭ; Муз. энц.; Муз. энц. слов.; Науч. раб. Л да; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М.

Лит.: Кершнер Л. М. В. Бражников // Сов. музыка. 1964. № 5; Конотоп А. В. Проникая в тайны древнего распева // Там же. 1973. № 9; Swan A. J. Russian music and its sources in chant and folk-song. New York, 1973; Кожевников Н. В. Зазвучавшая тайнопись // Окна во двор. М., 1976; Морохова Л. Тайны древнерусской музыки // Техника молодежи. 1977. № 10; Садоков Р. Л. Через крюки к звукам // Знание - сила. 1982. № 4; Кручинина А. Н. О М. В. Бражникове // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1987. Кн. 1; Рамазанова Н. В. "Не дать оборваться традиции…" // Сов. музыка. 1990. № 3; Бражникова О. М. Они работали для России // Муз. акад. 1995. № 2; Серегина Н. С. Праздник обретения // Там же. № 4/5.

Арх.: ОР РНБ. Ф. 1147; Арх. РНБ. Ф. 10/1; РИИИ. Каб. рукоп. д. 468, 621, 753; РИИИ, сектор музыки; ЦГАЛИ СПб. Ф. 3289, оп. 3, д. 154, 212, 256-261; Науч. б ка им. С. И. Танеева. ОР. Ф. 782.3/Б, д. 871; ГЦММК. Ф. 23, д. 16; Ф. 286, д. 26; Ф. 340, д. 3007; СПбГК, каф. истории рус. музыки; ИРЛИ. Древлехранилище. № 46. Коллекция М. В. Бражникова.

Некр.: Сов. музыка. 1974. № 3.

Иконогр.: Проблемы истории и теории древнерусской музыки.

Н. В. Рамазанова