РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Бахтин Всеволод Владимирович

(26.01.1901, Петербург — 7.02.1951, с. Воронцово-Александровское Ставропольского края), историк, палеограф, в ПБ 1922—28.

Родился в семье петерб. врача. В 1910 поступил в гимназию Имп. Человеколюбивого о-ва, к-рую окончил в 1918. По окончании вместе с семьей уехал в Сарапул Вятской губ., где пробыл почти полтора года. Там же начал служить в должности пом. бухгалтера в отд. труда. Осенью 1919 вернулся в Петроград и был зачислен на ист. отд-ние ФОН ун-та. По избранной специальности — истории сред. веков и лат. палеографии — занимался под руководством И. М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской и Л. П. Карсавина. В студ. годы выполнил несколько работ, отмеченных глубоким изучением источ.: "Этюды о некоторых эпизодах из истории Флоренции в III в.", "Исследования о хронике Стефана Бурбонского, как источника по истории вальденсов". После завершения курса в 1922 был оставлен при ун-те и в февр. 1923 причислен в кач-ве сверхштат. науч. сотр. 2-го р. к Ист. НИИ. Осн. темой его занятий стало изучение полит., соц. и экон. строя североитал. городов в связи с общей их историей, сосредоточившееся на истории Кремоны. Интерес этот был обусловлен малой разработанностью проблемы и наличием в Петрограде богатой коллекции итал. хартий в собр. Н. П. Лихачева (см. т. 1). Участвовал в кол. работе по подгот. коллекции к изд. и был особо отмечен науч. ред. "Актов Кремоны" С. А. Аннинским; выполнил ряд иссл. в обл. палеогр. и дипломат. изучения этих док-тов, критики и интерпретации текста. Результаты занятий по теме "Североитальянские города-коммуны" (по материалам собр. Н. П. Лихачева) были закреплены в подгот. к печати ст. "О кремонских хартиях X века. Общее введение и императорские дипломы 1-й половины X века в связи с историей города", "Копии и анализ (дипломатический, филологический и историко-критический) группы латинских кремонских хартий от X до XIII в. из фонда Н. П. Лихачева", а также в сост. карточного библиогр. указ. по истории лат. легенды апостола и евангелиста Иоанна. Изучение соц.-полит. и экон. жизни итал. городов на протяжении нескольких веков их истории вызвало интерес к полит. теориям нач. XIV в., в особенности к полит. программе Генриха VII и реакции на нее. С этой целью Б. проанализировал гл. хроникеры эпохи, акты и письма самого Генриха, буллы Климента V, донесения послов, публицист. материал, в частности, письма Данте. Текст этих писем был подробно рассмотрен для выяснения вопроса об их подлинности, а также переведен на рус. яз. Результатом этих изысканий стала работа "Данте и Генрих VII", доложенная в Ин-те зимой 1923.
5 сент. 1922 Б. подал прошение о зачислении в ПБ; 1 нояб. был принят на службу сверхштатно в Рукоп. отд-ние, а 1 марта 1923 переведен в штат на должность науч. сотр. 2-го р. (с дек. 1926 — ст. пом. б-ря). По рекомендации О. А. Добиаш-Рождественской был привлечен к работам, связанным с выполнением условий Рижского договора по передаче Польше кн. и рукоп. В июне 1923 она писала, что Б. осуществил "крайне ответственную работу обследования и классификации одного из труднейших и неразобранных фондов Рос. Публ. Библиотеки — ее средневекового латинского фонда, на предмет выделения из него у нас польских культурных ценностей". К апр. 1925 была окончена выдача рукоп. на итал. яз.; выделены все рукоп. на фр. яз. и док-ты из собр. автогр. и актов. В 1926 Б. продолжил работы с автогр. и грамотами; с фр. и "разноязычными" манускриптами; изучал историю приобретения польск. рукоп. собр.: коллекции Залуских, Коронного арх. и Литов. метрики и определял их ист. ценность. В том же году стал внештат. сотр. НИИ книговедения при ПБ по 1-й секции (эволюции кн. со стороны техники и содержания).
В 1925—26 вместе с О. А. Добиаш-Рождественской и С. А. Ушаковым Б. обследовал все имевшиеся в ПБ запад. часовники с миниатюрами в красках с целью определения их дат, мастерских и техники; участвовал в подгот. и осуществлении выст. этих часовников и проводил по ней экскурсии. Докл. об этих коллекциях Добиаш-Рождественская сделала в Берлине и Париже; в École des hautes études ею были зачитаны этюды, сделанные в русле этой программы, в т. ч. и этюд Б., получивший высокую оценку. Там же был представлен и 1-й вып. нового изд. ПБ "Средневековье в рукописях Публичной библиотеки. Сер. IV. Occidentalia", в к-ром была помещена ст. Б. "Две хартии раннего средневековья из архива Инды". Тр. Б. в обл. лат. палеографии выдвинули его в ряд ведущих ученых в этой обл. Авторитет. нем. науч. журн. "Neues Archiv" принял к печати его иссл. "Zur Kritik der Urkunden"; его работе "Реймский кодекс и текст Жуанвиля" был посв. докл. изв. фр. историка Ш. В. Ланглуа; обнаружение Б. в собр. ПБ письма Павла Диакона и доказательство его подлинности стало событием не только европ., но и мировой палеографии. Ст. попросили в юбил. сборник, посв. 1200-летию Варнефрида, но к этому времени Б. уже месяц был под арестом (с 8 нояб. 1928).
Причиной ареста стало участие Б. в кружке "Воскресение", в к-рый входили мн. его сослуживцы и коллеги (Г. П. Федотов (см. т. 1), М. Э. Шайтан, А. А. Мейер (см. т. 1), Н. П. Анциферов (см. т. 1) и др.). Хлопоты и усилия О. А. Добиаш-Рождественской оказались безрезультатными. Постановлением Коллегии ОГПУ от 22 июля 1929 по ст. 58 п. 11. Б. был осужден к 3 годам заключения и направлен в Соловецкий лагерь. Зимой 1931 был вызван в Ленинград в связи с "Академическим делом", а затем вновь отправлен в лагерь. В нач. 1932 был освобожден, но лишен права проживания в 12 пунктах и Уральской обл. сроком на 3 года. В марте—сент. 1932 работал в промартели в Великом Устюге, где отбывала ссылку его жена; с нояб. 1932 по сент. 1934 служил зам. гл. бухгалтера промартели в Арзамасе. Летом 1934, благодаря ходатайствам отца и Добиаш-Рождественской, Б. получил разрешение на право жительства в Ленинграде и был приглашен для ведения занятий по зап. и лат. палеографии в ЛГУ, Ин-те книги, документа и письма и ЛИФЛИ. Его приняли на работу, но из-за новой волны репрессий в связи с убийством С. М. Кирова Б. не был выдан паспорт и отказано в прописке. В февр. 1935 он уехал в Калинин, где устроился работать экономистом. Оторванный от работы по специальности, он переписывался с Добиаш-Рождественской, помогал в подгот. 2-го изд. ее кн. "История письма в средние века"; принимал участие в сб. "Агрикультура в памятниках Западного средневековья: Пер. и коммент." (М.; Л., 1936).
В 1937 Б. был вновь арестован и осужден на 10 лет. В 1947, после лагеря, вместе с приехавшей к нему женой поселился в деревне на берегу Оби. В дек. 1949 они переехали в с. Воронцово-Александровское неподалеку от Минеральных Вод, где Б. поступил статистиком в Артель инвалидов. Здоровье Б. (и физическое и психическое) за эти годы было чрезвычайно подорвано.
7 февр. 1951 он скончался от 4-го инсульта.
Соч.: Школьная жизнь в Париже XII в. // Средневековый быт. Л., 1925; К истории корбийского письма // Средневековье в рукописях Публичной библиотеки. Л., 1927. Вып. 2; Североитальянская грамота X века в Музее палеографии // Изв. АН СССР. Отд-ние гуманитар. наук. 1928. № 2; Древнейшие латинские рукописи: Кат. // Средневековье в рукописях Публичной библиотеки. Л., 1929. Вып. 2; Рукописи из собрания Оливера Кромвеля в Государственной Публичной Библиотеке // Книга о книге. Л., 1929. Т. 2; Агро- и зоотехнические фрагменты у Исидора Севильского, в варварских правдах и у Григория Турского // Агрикультура в памятниках Западного средневековья: Пер. и коммент. М; Л., 1936 (совм. с О. А. Добиаш-Рождественской).
Лит.: М. В. Юдина: Ст. Восп. Материалы. М., 1978; О. А. Добиаш-Рождественская. Культура западноевропейского Средневековья: Науч. наследие / Сост. Б. С. Каганович при участии Н. Б. Срединской. М., 1987; Савкин И. А. Дело о Воскресении // М. М. Бахтин и философская культура XX века: (Проблемы бахтинологии). СПб., 1991. Вып. 1, ч. 2; Из переписки О. А. Добиаш-Рождественской 1920—1930-х гг. / Публ. Б. С. Кагановича // Отеч. история. 1992. № 3.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Ф. 9, оп. 1, № 23; Ф. 10/4—45, 46; ОР РНБ. Ф. 316, д. 360; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 263, 350, 406; Арх. СПбГУ. Л. д.
Иконогр.: ОР РНБ. Ф. 254. д. 479, 480.

Л. Б. Вольфцун