РНБ Российская национальная библиотека

Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)

 

Беренштам (Бернштам) Федор Густавович

Беренштам (Бернштам) Федор Густавович

(25.04.1862, Тифлис — 9.08.1937, Ленинград), художник-архитектор и рисовальщик, искусствовед, в ПБ 1924—30.

Родился в семье книгопродавца, почет. гражданина Тифлиса. С 1876 по 1880 учился в тифлис. гимназии, а затем в реальном училище, в это время начал писать и рисовать для мест. изд. В 1881 подал прошение о приеме в Имп. Акад. художеств, но поступил туда лишь в 1882, окончил в 1889, получив звание "классного художника архитектуры 3-й степени". Параллельно посещал рисовальные классы. В 1888, во время прохождения акад. курса, получил малую серебр. медаль за проект театра в обществ. садах. Еще до окончания Акад., в 1887 начал работать в Археол. комис. при Эрмитаже.
С 1889 нек-рое время занимал должность смотрителя зданий Певческой капеллы в Петербурге. С сент. 1892 по март 1917 служил в б-ке Акад. художеств, вначале пом. б-ря, а с янв. 1894 — б-рем. В этом же году, путешествуя по Кавказу, занимался изучением памятников искусства Армении. В 1897 акад. Н. П. Кондаков пригласил его участвовать в кач-ве архитектора и рисовальщика в экспедиции АН на Афон с целью иссл. памятников древности. Позднее он работал в Худож.-археол. комис. при Эрмитаже: изучал древнегреч. керамику. В 1906—07 Б. путешествовал по России, делая в разл. местностях натурные зарисовки. 5 апр. 1908 стал д. чл. Акад. художеств, а в 1912, с введением должности чиновника для особых поручений при президенте Акад. художеств, был на нее назначен (состоял в этой должности до апр. 1917), оставаясь главой акад. б-ки. В апр. 1917 вышел в отставку по собств. прошению, т. к. стал чл. Худож.-ист. комис. Царского Села, с мая 1918 по сент. 1924 — пред. Ист.-худож. комис. в Петергофе, зав. его дворцами и парками.
Б. много занимался выст. деятельностью. В 1908 он, совм. с А. Н. Бенуа, организовывал Рус. отд. на Междунар. худож. выст. в Мюнхене, в 1910 был пом. ген. комиссара Междунар. худож. выст. в Риме, за свою деятельность там получил благодарность, в 1913 — комиссаром по устройству Рус. отд. на юбилейной выст. в честь столетия со дня окончания Отеч. войны в Бреславле (куда был командирован по просьбе пред. комис., ген.-майора Д. Струкова, "для оказания компетентного содействия в организации художественной стороны Русского отдела выставки"), в 1914 — междунар. худож. выст. в Венеции, за что получил от итал. пр-ва орден итал. короны — Офицерский крест. В том же году принимал участие в архит. выст. в Лейпциге; был командирован в Киев по делу о конфискованных в Галиции картинах, принадлежащих Акад. художеств и для осмотра Киев. худож. училища. Занимался и устройством отеч. худож. экспозиций, в частности, выст. рисунков и эстампов, принимал участие в Комис. Акад. художеств по присуждению премий им. А. И. Куинджи, делегировался на науч.-худож. съезды и конф. В 1916 Собрание Акад. художеств избрало его чл. Наблюдат. к-та пед. курсов для подгот. учителей рисования.
Один из основателей О-ва библиотековедения, неоднократно избирался чл. Совета О-ва, был его пред.
Б. сыграл значит. роль в налаживании библ. образования. В 1916 в Совете О-ва библиотековедения им вновь поставлен вопрос об орг-ции библ. курсов. С созданием ВКБ ПБ в 1919 был чл. Совета курсов, его пред., преподавал курс регистрации, классификации и хранения в б-ках гравюр и карт, библ. каллиграфию.
1 марта 1924 Б. поступил в ПБ в Отд-ние изящных искусств и технологии, где работал до 13 окт. 1930 в должности пом. б-ря. Уволен по собств. прошению, ввиду получения акад. пенсии. В период службы в Б-ке участвовал в описании портр., передаваемых в Рус. музей, выполнял худож. заголовки для отд. Б-ки, по ее поручению осматривал этногр. музеи Азербайджана, Грузии и Армении, а во время заруб. командировки в 1929 изучал техн. оборудование западноевроп. б-к, о чем выступил в янв. 1930 на заседании О-ва библиотековедения. После ухода из Б-ки он работал зав. кукольным отд-нием техникума при ТЮЗе, читал там курс лекций по истории кукольных театров мира.
Чл. Совета Имп. О-ва архитекторов, позднее — пред. Худож. секции Ленингр. о-ва архитекторов, чл. Совета о-ва "Старый Петербург — новый Ленинград", Пушкинского о-ва, Ленингр. о-ва экслибрисистов, неоднократно выступал с докл. Б. активно сотрудничал в худож. журн. "Зодчий" (где был чл. редкол.), "Старые годы", "Рус. библиофил" и др. Опубликовал в них ряд ст. и хроникальных заметок об отеч. архитекторах, худож. жизни в России и за рубежом и др. Был чл. К-та изд-ва Общины Св. Евгении (с 1902), участвовал здесь в ряде конкурсов (к 100-летию со дня рождения А С. Пушкина — 1-я премия за рисунки на сюжеты "Барышни-крестьянки"; к 200-летию Петербурга — 3-я премия за рисунки, посв. старому Петербургу). В 1904—06 издавал и редактировал журн. "Хроника открытых писем". До революции работал в журн. "Задушевное слово" в кач-ве художника, иллюстратора.
Худож. работы, выполненные Б.: обложки, виньетки, заставки для журн. "Зодчий", "Рус. старина", "Театр и музыка" и др.; ил. для кн. ("Суд Париса" - 1899, "Барышня-крестьянка" - 1899, "Старый Петербург" - 1902 и др.); рисованные медальоны на основе рисунков древнеевр. рукоп. X—XI вв., принадлежащих ПБ, для процедуры похорон М. М. Антокольского (1902); архит. часть надгробных памятников М. А. Балакиреву (1914, Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре в Петербурге), акад. А. Ф. Кони (1928, 1934, Литераторские мостки Волковского кладб. в Петербурге). В 1916 принимал участие в стр-ве здания Школы нар. искусств в Петербурге. Участвовал в конкурсных комис. на проекты Дворца Труда (Москва), Дома Советов в Иваново-Вознесенске (оба - 1927), рабочих домов в Свердловске (1928).
Имел чин ст. сов. За науч. и худож.-орг. деятельность был награжден орденами: Станислава* 2-й и 3-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Владимира 4-й степени.
Соч.: Четыре вида города Санкт-Петербурга // Старые годы. 1907. № 7/9; Иван Иванович Прокофьев // Там же. № 5; Из записной книжки Лагренэ // Там же. 1911. № 7/9; Елагин дворец. СПб., 1911; Прогулка по Санктпетербургу елизаветинского времени в перспективах Махаева // Зодчий. 1916. № 2; Бракосочетание князя Александра Фарнезе с принцессой Марией Португальской: Старин. рукоп. // РБф. 1916. № 8.
Библиогр.: Указатели к Трудам Ленинградского общества экслибрисистов. Л., 1934.
Справ.: Кондаков; Масанов; Художники народов СССР. М., 1970. Т. 1; Исторические кладбища Петербурга. СПб., 1993.
Лит.: Отчет Императорской Академии художеств за 1885—1886. СПб., 1887; Худож. новости. 1888. № 22; Указатель выставки "Blanc et noir" в Академии художеств. СПб., 1901; Искусство в книге и плакате: Выст. при Всерос. съезде художников: Кат. СПб., 1911; Обзор художественных изданий Общины св. Евгении. СПб., 1911; Вест. лит. 1912. № 9; Худож.-пед. журн. 1913. № 22; Изв. О-ва преп. граф. искусств. 1914. № 4/5; Тр. Ленингр. О-ва экслибрисистов. 1927. Вып. 9/10; Бучкин Г. Д., Удимова Н. И. Музей городской скульптуры: Крат. путеводитель. Л., 1963; Нерадовский П. И. Из жизни художника. Л., 1965; Васильев Б. Н., Потапенко В. Б. Федор Густавович Беренштам. СПб., 1998; Их же. Судьба Федора Беренштама. СПб., 1999.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; ОР РНБ. Ф. 44, д. 118; Ф. 123, д. 105; Ф. 124, д. 448; Ф. 152, оп. 2, д. 142; Ф. 443, д. 279; Ф. 601, д. 243; Ф. 708, д. 1019; Ф. 777, д. 456; Ф. 816, д. 1159; РГИА. Ф. 789, оп. 11, 1881, д. 159; оп. 13, 1909, д. 60, 76, 80, 208, 219, 220; оп. 13, 1912, д. 196; 1913, д. 50, 209, 212; 1914, д. 65.
Иконогр.: Васильев Б. Н., Потапенко В. Б. Указ. соч. (оба).

О. С. Острой

Здесь и далее при указании орденов опущено "Св." — Святой.